В бюджете-2010 нет денег на профилактику ВИЧ. Россию ждет всплеск заболевания СПИДом 
Зульфии из Казани 27 лет. У девушки ВИЧ, и она сидит на героине. Из дома она не выходит из-за травмы ноги. «Нога у нее гниет, ей даже оформили инвалидность, но в больницу на операцию не берут — боятся, что начнется ломка», — рассказывает работник службы сопровождения Дмитрий Гаинуллин. В наркологическую клинику Зульфию тоже не берут, потому что у нее гниет нога. «Была б у нас заместительная терапия, все было бы просто: врачи сначала бы подобрали мне нужную дозу метадона, а потом прооперировали», — говорит Зульфия. Но заместительная терапия в России запрещена.
На прошлой неделе заместитель генсека ООН и директор UNAIDS Мишель Сидибе призвал российские власти пересмотреть свое отношение к заместительной терапии. На международной конференции по борьбе со СПИДом Сидибе заявил, что это один из самых эффективных способов контроля ВИЧ-инфекции для потребителей инъекционных наркотиков. Сегодня в мире ее получают более миллиона пациентов. От правительства и от Минздрава на конференцию никто не пришел. За всех отдувался глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Он ответил, что заместительную терапию не введут, хотя и признал, что в России 65% ВИЧ-инфицированных по-прежнему заражаются через иглу.

Выступавший на конференции глава Международного сообщества по борьбе со СПИДом Робин Горна уверен: эпидемиологическая ситуация в России выходит из-под контроля. В следующем году, считают специалисты, страну ждет скачок заболевания ВИЧ. С таким диагнозом живут более полумиллиона россиян. ВИЧ признан социально значимым заболеванием, и последние три года лечение оплачивается государством в рамках нацпроекта «Здоровье». На это тратятся миллиарды рублей в год, а на профилактику выделялось меньше полумиллиарда. В бюджете-2010 на профилактику ВИЧ вообще не предусмотрено ни копейки.

Во всем мире борьба с распространением ВИЧ-инфекции — это не только лечение, но и работа с группами риска: наркоманами, проститутками и людьми с нетрадиционной ориентацией. Сокращение финансирования уже дает о себе знать. В регионах группами риска занимались 200 неправительственных организаций. Сейчас 57 свернули работу. «В следующем году из-за нулевого финансирования там вообще никого не останется», — переживает зампред комитета Думы по безопасности Михаил Гришанков. К тому же миллиарды рублей, которые выделяются на лечение ВИЧ, тратятся неэффективно, считает Михаил Рукавишников из Фонда развития межсекторного социального партнерства.
В этом году «Росздрав» провел исследование среди сотрудников СПИД-центров. Выяснилось, что в 19 из 20 обследованных регионов были перебои с поставками антиретровирусных препаратов. Задержки достигали четырех месяцев. «Перерыв в приеме лекарств ломает всю схему лечения: препарат просто перестает работать, а новая комбинация будет уже в 5–6 раз дороже», — говорит врач-инфекционист Владимир Шухов. Проблемы с лекарствами коснулись даже самого успешного российского проекта — лечение и профилактика передачи ВИЧ от матери ребенку. В этом году полсотни ВИЧ-инфицированных детей три месяца не получали АРВ-терапию в Казанском СПИД-центре. 20 октября пятеро матерей выиграли суд, который признал бездеятельность чиновников от медицины незаконной. Руководителей СПИД-центра уволили.
БЕРЕГИ СЕБЯ САМ
«Первый раз мне стало страшно 10 лет назад, когда я узнал, что у меня ВИЧ. Второй раз — сейчас», — говорит председатель координационного совета Всероссийского объединения людей, живущих с ВИЧ Владимир Маяновский. Если не будет профилактики, всем станет только хуже, неминуем коллапс, предрекает он. «Больных станет больше, а значит, потребуется и больше лекарств. Бюджет в кризис не резиновый, на всех не хватит», — уверен Маяновский. Деньги, которые раньше шли на работу с уязвимыми группами, в Минздравсоцразвития решили потратить на формирование новой философии — рекламу здорового образа жизни. По центральным каналам будут крутить красивые ролики о ценностях семейной жизни, а по всей стране, пообещала министр Татьяна Голикова, откроются 502 центра здоровья. В них по медицинскому полису можно будет пройти первичную диагностику и консультацию, определить факторы риска и получить индивидуальные рекомендации по ведению здорового образа жизни: коррекции питания, двигательной активности и режиму сна.

«Здоровый образ жизни это здорово, кто ж спорит, но какое это имеет отношение к ВИЧ-инфицированным? У мигрантов, секс-работниц и наркоманов зачастую нет полисов, и проблема как раз в том, чтобы убедить их обследоваться и пойти к врачу», — говорит Алена Перышкина из общественной организации «СПИД инфосвязь». Активист Алексей Кропинов из Калуги уверен, что такие организации не смогут работать только на одни пожертвования. «Когда просишь денег на борьбу со СПИДом, даже крупные предприятия дают 1000–2000 рублей. Для большинства это по-прежнему позорная и закрытая тема», — объясняет он.
В Челябинске было два места, куда представители уязвимых групп приходили за помощью. Оба — в фонде «Береги себя», у которого было девять проектов. «Мы помогали и секс-работницам, и родителям наркопотребителей, и геям, у нас работали группы поддержки», — рассказывает директор фонда Михаил Гришин. Одно помещение у них уже забрали — якобы оно срочно понадобилось городу. Там сейчас заканчивают ремонт и откроют бар, говорит Гришин. А на днях сообщили, что и второе помещение надо срочно отдать. «Фактически нас ликвидируют, но кроме нас этой работой никто никогда не занимался. Я не могу поверить, что ее вот так просто можно похерить!» — переживает директор фонда.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И МРАКОБЕСИЕ
Работу с уязвимыми группами, включая программы снижения вреда, с 2004-го финансировал в России Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИДом, малярией и туберкулезом. Три год назад власти заявили, что правительство в состоянии само финансировать эти программы и ни одна из них не будет свернута. Средства, затраченные Глобальным фондом, два последних года компенсировались из казны, на эти же цели в бюджете-2009 было заложено 247,8 млн рублей. Минздравсоцразвития почти год не подписывает документы, деньги заблокированы Минфином и их не может получить ни одна из двухсот НКО, говорит Перышкина из «СПИД инфосвязь».
Эти программы неэффективны, потому что заболеваемость ВИЧ-инфекцией все равно выросла, ответили представителям НКО в Минздраве. И вообще, теперь в стране другие приоритеты — формирование ответственного отношения к своему здоровью, заявил Newsweek чиновник министерства, попросивший не указывать его фамилию. В этом, конечно, есть своя логика: СПИД давно перестал быть болезнью одних только наркоманов и проституток и пошел в массы. Впрочем, это не отменяет необходимости работать с группами риска. По данным ООН, если бы эта работа не велась, заболевших было бы в два раза больше. В ООН также настаивают на эффективности другой меры, которую российские власти воспринимают в штыки.
Употребление метадона под контролем врачей, по статистике ВОЗ, снижает риск заражения ВИЧ в два раза. Препараты, используемые в заместительной терапии, в мировой медицине официально признаны лекарствами. В России же они считаются наркотиками и к применению запрещены. Кроме России, из стран бывшего СССР метадон под запретом только в Туркменистане. При этом его используют в Европе и США и даже в Иране и Китае.
«Удивляет, что один из признанных в мире методов лечения наркомании и контроля ВИЧ-инфекции у нас не просто запрещен, но и отсутствует даже возможность для проведения научного эксперимента», — говорит эксперт ВОЗ, профессор Казанского государственного медицинского университета Владимир Менделевич. «Это работает во всем мире, но у нас просто непробиваемая стена, какое-то средневековье и мракобесие», — поражается депутат Гришанков. Во Франции, по данным UNAIDS, после введения заместительной терапии количество умерших от передозировки уменьшилось в пять раз, а уровень преступности среди наркозависимых упал в четыре раза. «Убежден, что основная причина неприятия — отсутствие реальной информации и игнорирование того факта, что наркомания — болезнь. На деле, а не на словах, многие продолжают считать наркозависимого криминальной, распущенной личностью», — говорит Менделевич.
Алексей Курманаевский из Казани уже 14 лет пытается завязать с героином. Он 18 раз лежал в разных наркологических больницах. Там он и узнал, что у него ВИЧ. Теперь вместе с четырьмя друзьями, которые тоже не раз пытались завязать, Алексей добивается разрешения заместительной терапии. Они уже написали по этому поводу письмо в Минздрав. Шансы, что их услышат, близки к нулю. «Мы понимаем, что нам откажут, но тогда мы сможем обжаловать это в суде. В Конституции провозглашен приоритет международных актов, так что с юридической точки зрения у нас неплохие шансы», — говорит он. На инициативу Курманаевского надеется и Зульфия, которая готова поддержать его борьбу. «Тогда бы и у меня появился шанс. А так — умру. Либо от передоза, либо от заражения», — говорит она.

ВИЧ и СПИД в поисковых запросах пользователей Рунета

Исследование проведено специально для журнала «Русский Newsweek»

Проект Поиск@Mail.Ru (http://go.mail.ru)

Указывается доля в процентах от общего числа запросов, посвященного ВИЧ и СПИДу.

Указывается индекс соответствия (аффинити), который характеризует интерес выбранной группы пользователей к запросам ВИЧ-тематики по сравнению со всеми остальными темами. Индекс больше 100 показывает повышенный интерес к рассматриваемой проблеме, меньше 100 – соответственно пониженный. Так, видно, что проблема ВИЧ больше всего волнует женщин, а среди возрастных групп наиболее характерен интерес к этой теме у пользователей 19-25 лет.

Указывается индекс соответствия (аффинити), который характеризует интерес выбранной группы пользователей к отдельным запросам по сравнению с интересом к ВИЧ-тематике в целом. Индекс больше 100 показывает повышенный интерес к рассматриваемой проблеме, меньше 100 – соответственно пониженный. Так, видно, что мужчинам больше свойственен интерес к лечению и знакомствам людей с ВИЧ-положительным статусом, в то время, как для женщин более характерен поиск информации о симптомах, профилактике, а также поиск мест в Интернете, где они могут обсудить вопросы, связанные с ВИЧ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *