Рынок продаж больших моторных лодок в нашей стране, похоже, основательно встал на якорь. Ежегодное Moscow Boat Show, проходившее в «Крокус Экспо», проигнорировали большинство игроков яхтенного рынка России – Burevestnik Group, Azimut Yachts, Nordmarine, Fairline и Premium Yachts. Причина: на выставке попросту нет покупателей.

Полный штиль

«Русские покупатели обеспечивают до 50% продаж на мировом рынке яхт, а каждый дилер в мире считает за честь продать лодку русскому. Все хотят продать русским. Это были и остаются единственные покупатели с «живыми» деньгами»,– отмечает директор по продажам компании Nordmarine Денис Новиков.

Сейчас ситуация меняется: покупатели из России начали считать деньги, и работать всем стало немного сложнее. В выставке Nordmarine, представляющая в РФ респектабельные и далеко не бюджетные английские яхты Princess (цифры на ценнике стартуют от 260000 фунтов стерлингов), не участвовала – отбить расходы за счет продаж, как это было в прошлые годы, не получилось бы.

Правда, пока бизнес продаж новых яхт в полной мере влияния кризиса не ощутил. Показательным в этом плане станет нынешний год: с весны стартует период заказа новых яхт, а пик покупок приходится обычно на август–сентябрь. Пока же основные игроки рынка «проедают» нагулянное в прошлом и позапрошлом годах – дилерского процента хватает, чтобы чувствовать себя относительно спокойно. Бизнес продаж новых лодок отличает низкая маржа (речь идет о нескольких процентах), но число нулей в ценнике покрывает ее с лихвой.

«Продажи на рынке есть, может быть, в меньшем количестве, с меньшей маржой, но яхты продаются», – говорит генеральный директор Nordmarine Евгений Кочман. Идобавляет, что некоторые компании продают лодки вообще без дохода себе, и для покупателей момент может стать даже удачным.

Впрочем, в целом прогнозы на предстоящий сезон не самые радужные. Падение продаж в целом новых моторных яхт в России эксперты и игроки рынка оценивают в промежутке от 30 до 50%. «На динамику покупки новых яхт в России сильно влияет экономика, и особенно курс евро. Он вырос, и у многих покупателей изменились приоритеты. Они отказываются от дополнительной игрушки и вкладываются во что-то другое», – поясняет директор проекта AllYachts Андрей Амелин.

«Рынок моторных яхт сейчас стоит», – констатирует яхтсмен со стажем Владимир Головинский. Особенно ощутили изменения на яхтенном рынке те, кто держал деньги в рублях: им предстоит «переварить» новые цены. Ведь лодка за 7 млн руб. в 2014 г. и в 2015 г. – две принципиально разные лодки.

Впрочем, у покупателей больших (40+ метров) моторных лодок отмечается, скорее, эмоциональный «стоп», связанный по преимуществу с политической, а не с экономической ситуацией.

Сильнее всего пострадал сегмент катеров и небольших (до 12 метров) лодок. «В сегменте катеров есть определенный спад. Надо понимать, что покупатели катеров – это представители среднего и малого бизнеса, который в текущей ситуации пострадал больше всего. В прошлом году мы продали весь сток по катерам, но на 2015 г. не везем пока ни один», – говорит глава российского представительства Azimut|Benetti Group Антон Долотин.

«Продажи 10–12-метровых лодок остановились, однако сохраняется интерес к новым и подержанным лодкам от 4 до 10 метров», – рассказывает о несколько иной тенденции на рынке Андрей Амелин.

Второе дыхание

«Кризис очень плохо сказался на продажах новых яхт, – сетует основатель и CEOitBoatBoutique Никита Горчаков. – Это предмет роскоши в чистом виде, яхту покупают, обычно уже имея два дома и три машины, потому это первое, от чего владелец, в том числе потенциальный, отказывается в первую очередь».

Напротив, рынок подержанных, или брокеражных яхт, чувствует себя сегодня более оптимистично: эксперты говорят о 10–15% роста продаж.

«У нас на площадке не осталось 8-метровых лодок, – отмечает директор компании «Водный мир» НиколайКарпухин. – Люди «наелись» лодками, те, кто покупал новые яхты в 2006–2009гг., сегодня от них избавляются».

На московском Boat Show компания «Водный мир», входящая в орбиту Московского речного пароходства, продала одну из таких яхт – «американца» 2006 г. выпуска за 2,75 млн руб.

Наибольшим спросом в компании пользуются брокеражные лодки в диапазоне 7–12 метров и стоимостью 4–4,5 млн руб. Спрос растет и потому, что в Россию в последние годы приходило все меньше новых яхт: люди предпочитали покупать их в Европе, и на вторичном рынке в итоге образовался дефицит. Доходит до того, что яхты для покупателей в Москве ищут по регионам – раньше все было ровно наоборот.

При этом на брокеражном рынке упали цены – покупателей с «живыми» деньгами осталось мало, а те, у кого есть деньги, отчаянно торгуются. Аналогичная тенденция отмечается и на европейском рынке, где также вырос интерес к брокеражным яхтам.

«Лодка в 25 метров 2010 г., которую раньше были готовы покупать за $1,4млн, сегодня уйдет только за $1,1 млн, – говорит Андрей Амелин. – Ктому же растет популярность парусных лодок, которые стоят значительно дешевле моторных».

«Черная дыра», обитая тиком

«Хочешь дыру в бюджете? Купи себе яхту». Едкие шутки, подобные этой, через одного отпускают апологеты яхтенного досуга. Черный юмор весьма близок к истине. Обладание яхтой– недешевое удовольствие, к тому же абсолютно бессмысленное с точки зрения вложения денег. Запоследние годы подержанные яхты сильно упали в цене по всему миру, хотя еще недавно считалось, что чутьлинелюбая лодка, построенная в Северной Европе, не продается нижетой цены, по которой она была куплена на верфи.

Сегодня, перекочевав с верфи в марину, яхта теряет в стоимости как минимум 20%, и с каждым годом цена на нее будет падать. К тому же яхту старше семи лет и вовсе почти нереально продать за сравнимые с потраченными на ее покупку деньги.

С покупкой лодки траты на нее не заканчиваются. Раскошелиться придется особенно щедро, если владелец намерен держать яхту в России. На сошедшую с английской или итальянской верфи лодку придется заплатить ввозную пошлину и НДС, что в совокупности добавит еще около к 50% к ценнику.

Даже при стоимости в несколько миллионов рублей это обстоятельство существенно повышает цену приобретения, не говоря уже о суперъяхтах, суммы на ценниках которых спокойнопереваливают за десятки миллионов евро.

Платить придется за техобслуживание и ремонт, стоянки в маринах, зимнее хранение, подъем из воды и спуск на воду, топливо и содержание команды (к примеру, на 40-метровой лодке экипаж состоит из 18человек). Годовую стоимость техобслуживания яхты эксперты оценивают в 10% от ее первоначальной цены, которую не в последнюю очередь определяет метраж. Витоге бюджет на содержание дорогой игрушки может колебаться от нескольких сотен тысяч рублей за небольшой катер, на котором вы будете гонять в Строгино, до миллионов евро за яхту премиум-класса, на которой не стыдно показаться и на boat show в Монако. За границей эта сумма может быть вдвое ниже.

«Купить яхту – это совсем не то же самое, что купить автомобиль. Яхта– это с точки зрения выгоды,пользы самая бесполезная покупка», – подчеркивает Антон Долотин.

Для России данное утверждение особенно справедливо, о чем отчетливо говорит число яхт, которые их владельцы предпочитают держать за рубежом. На долю последних, по оценкам экспертов, приходится от 50 до 70% флота, принадлежащего российским гражданам. Купить яхту, но не пользоваться ей в РФ – таким образом поступает большинство владельцев моторных и парусных лодок (от 20метров).

К тому же к обстоятельствам финансового толка добавляются и иные резоны, к примеру, короткий – с конца мая по сентябрь – активный сезон и не самая развитая инфраструктура, включая заправки и стоянки. Ну и, конечно, для яхт, в особенности длиной свыше 20 метров, в России, и в первую очередь в Московском регионе, по большому счету нет подходящих акваторий.

В результате лодка, приобретенная в Москве у российского дистрибьютора столичным банкиром, спокойно может встать в марину в Хорватии под флагом Каймановых островов.

«Если вы купили парусную лодку за 250 000 евро, вы, скорее всего, поставите ее в Греции или Хорватии. Российский рынок очень похож в этом отношении на немецкий. Немцы тоже держат лодки и катера на внутренних реках, озерах, на Балтике, но основная масса яхт находится в той же Хорватии, – поясняет Антон Долотин.– Это происходит не потому, что они решили «сбежать» из страны, просто там другие возможности для использования лодок».

Made in Russia

Желающие избежать уплаты ввозной пошлины и в принципе существенно сэкономить на покупке яхт присматриваются к продукции отечественных производителей. Собственной верфью в Севастополе хвастается компания Popilov Yachts, принадлежащая владельцу челябинского фармпредприятия «Полисорб» Андрею Попилову, в Казани делает моторные лодки компания Velvette Marine, свою новинку – яхту на подводном крыле – на выставке в Москве представила ярославская фирма Paritet Boat, алюминиевые катера из Красноярска предлагает фирма «Росомаха», почти дом на воде можно приобрести у саратовской компании «Лодка Хаус». О задумке производить прогулочные катера объявил даже концерн «Калашников», купивший Рыбинскую верфь.

Всерьез говорить о локализации производства нельзя: практически все комплектующие, включая даже фанеру, не говоря уже о двигателях, компании везут из-за рубежа. Речь идет, скорее, о сборке. Пожалуй, однозначно в пользу отечественных яхт говорит пока лишь цена, ну и, конечно, заманчивая перспектива экономии на ввозной пошлине и уплате налогов.

«Лодка в 7–8 метров от производителя Velvette обойдется в 2–3 млн руб., и это уже с двигателем, – поясняет директор по маркетингу и рекламе Nordmarine Илья Мири. – Это бюджетный вариант, очень красивый при этом снаружи».

«Стоимость наших яхт начинается от 660 000 евро (за лодку от 16метров.– Прим. «Ко»). За аналогичную яхту производства Голландии вы заплатите от 1,5 до 2,2 млн евро. Причем еще вам придется заплатить ввозную пошлину и НДС»,– добавляет коммерческий директор Popilov Yachts Михаил Титов.

Впрочем, дизайн отечественных моторных катеров и парусных яхт – не всегда сильное место. Как говорят игроки рынка в частных беседах, решение своей самой узнаваемой модели Velvette «позаимствовала» у монакской верфи Wally, чьи лодки снискали мировую славу и даже участвовали в качестве экспонатов на выставке в Музее современного искусства в Сан-Франциско.

Не всегда бывает на уровне и качество отечественной сборки. Выставочные образцы лодок из Казани вызвали у экспертов вопросы, например прочность использованного пластика. «Идешь по носу – под тобой палуба прогибается», – отмечали специалисты.

«Эти корпуса никто не просчитывал. Иностранный аналог стоит в два раза дороже, но это будет производитель, который работает на рынке не два-три года. Каждая модель такого производителя очень серьезно отрабатывается. А если компания строит три лодки в год, у нее никогда не будет прогресса, она станет делать их на коленке», – утверждает Илья Мири.

К тому же сказывается отсутствие профессиональных кадров. На российском рынке нет специалистов прикладных профессий, от инженеров-судостроителей до краснодеревщиков, которые нужны для производства определенного уровня. В результате даже из иностранных комплектующихсобрать достойный аналог не получается.

Заработать на яхте

Несмотря на необходимость тратиться на хобби помногу и регулярно, обладатели яхт могут и зарабатывать. Наиболее предприимчивые предпочли превратить яхтинг в бизнес, открыв чартерные компании, и сдают яхты в аренду.

Так поступил, к примеру, московский бизнесмен Юрий Демидов, вначале просто пристрастившийся к яхтингу, а в итоге основавший компанию Sail Band. Встретить сезон он намерен в Черногории, куда с верфи из Франции должны прибыть восемь парусных лодок Jeanneau, купленных у Сергея Безрука в Ultrasail.

В проект пришлось вложить более миллиона евро – в основном средства пошли на заказ лодок. На сегодняшний день проект забукирован на 20%, прибыльность предприниматели оценивают в 8–10%. Стоимость аренды в компании – от 3000 до 4500 евро за лодку в неделю, на яхте при этом могут расположиться до восьми человек. Правда, к этому нужно еще прибавить расходы на топливо, стоянку в марине, уборку. В среднем предприниматель рассчитывает окупить проект за пять-шесть лет.

Спрос на услуги чартерных компаний, предлагающих отдых на воде за рубежом, как ни странно, сохраняется. Правда, любители походить под парусом стали экономнее. «Если раньше клиенты рассматривали варианты аренды яхты за 3000–5000 евро, то теперь смотрят за 1500–2000, но все равно едут», – говорит основатель и владелец компании «12 узлов» Григорий Елисеев.

В аренду готовы сегодня сдавать свои яхты и рядовые владельцы, которые сдают свои лодки в управление чартерным компаниям как в России, так и за рубежом. «Больших дивидендов здесь не будет, однако о 10% от дохода чартерной компании можно говорить. Это позволяет в значительной мере окупить расходы на содержание яхт, простаивающих в ожидании владельцев в зарубежных маринах», – отмечает представитель компании «Морские путешествия» Андрей Бычков.

В последнее время этим способом извлечения дохода не брезгуют даже владельцы мега-яхт, еще недавно рассматривавшие лодки исключительно в качестве статусного приобретения.

«Еще пять-десять лет назад многие клиенты и помыслить не могли о том, чтобы сдавать свои лодки кому-то в аренду. Сейчас все понимают, что это выгодно и позволяет существенно снизить операционные издержки, поддерживает команду судна в тонусе и приносит дополнительный доход»,– добавляет глава московского представительства яхтенного брокера и производителя мега-яхт компании Burgess Вилена Павлова. Неделя на яхте подобного уровня обойдется в 150000евро.

Впрочем, если за рубежом чартер-менеджмент поставлен на поток и приносит владельцам яхт пусть небольшой, но доход, в России такая опция пока под вопросом, прежде всего из-за нестабильного и в целом неразвитого спроса.

«Очень большое ограничение – это погода. Если лето холодное, как это было в прошлом году, клиентов на яхты не будет»,– сетует Андрей Амелин, в летний сезон предлагающий яхты в чартер в Подмосковье за агентское вознаграждение.

К погоде стоит прибавить отсутствие инфраструктуры– нет ни заправок, ни туалетов, не говоря уже о технической помощи. Даже в Подмосковье на все яхтенные клубы работает одна заправка – в клубе МРП в Пирогово.

Андрей Амелин оперирует яхтами в 20–25 метров, за час удовольствия придется выложить от 25 000 руб., за сутки – около 300 000 руб. При этом владелец чартерной компании может располагать и десятью лодками, имея возможность выручить при удачном раскладе 10 млн руб. в месяц. Собственник самой лодки может рассчитывать в лучшем случае на сотни тысяч рублей. «При стоимости 20-метровой лодки даже на вторичном рынке, к примеру, в $1,5 млн нет никакого смысла покупать яхту, чтобы сдавать ее в аренду в Подмосковье», – уточняет Андрей Амелин.

Мода на парус

«Любая моторная лодка не вызывает того восторга, который дает парусная посудина,– рассуждает директор по связям с общественностью Всероссийской федерации парусного спорта Алексей Жиров. – Парус – это красиво, пусть даже лодка старая и потрепанная».

В столицу и впрямь сегодня пришла мода на парус. Число игроков на рынке чартерных услуг Москвы, предлагающих прокат лодок здесь и сейчас, увеличивается очень быстро. Еще пять лет назад это было несколько фирм, а сегодня речь идет уже о десятках. «Эти компании сидят друг у друга на голове, воды же в столице мало! – говорит Алексей Жиров. – Возьмите хотя бы Химкинское водохранилище. В 2013г. в середине сезона здесь открылась школа PROyachting нашей яхтсменки Екатерины Скудиной. В прошлом году к ней уже пришел спонсором «Ягуар Лендровер». Рядом открывается парусная академия Yacht Russia в ЖК «Город яхт», в этом году она будет работать. Еще одна школа откроется в той же акватории в этом году. Все эти школы комплексно пытаются заработать, во многом – на чартере». В Нагатинской пойме развивает детскую парусную школу и свой второй клуб МРП, несколько точек работает в Строгино.

Услуга пользуется бешеной популярностью: число желающих сменить вечером офисный костюм и автомобиль на штормовку и яхту, при этом не выезжая за город, не убавляется.

Впрочем, помимо бури эмоций и шквала впечатлений, у «эпидемии» есть и вполне приземленное объяснение – ходить под парусом стоит куда дешевле, чем гонять на лодке с мотором. Не говоря о том, что и гонять попросту негде – скорость движения ограничена 15 км в час.

Аренда парусной 8-метровой лодки в столице обойдется в 10000–15000руб., при этом на ней может без труда поместиться компания из пяти человек, а 2000–3000 руб. за вечер на воде может заплатить практически каждый. Ездить можно хоть ежедневно, как и поступают многие фанаты.

К тому же в сторону паруса на родине стали смотреть и те, кто раньше пользовался услугами зарубежного чартера, предпочитая Химкам Турцию, а Пирогово – Хорватию.

Алексей Жиров прогнозирует в течение ближайших лет расширение парусной моды на регионы. «Гоняться» вечерами на Химкинском водохранилище и по выходным в Пирогово поднадоест, да и возможностей для парусных регат за пределами Москвы хоть отбавляй. Это и северные маршруты из Санкт-Петербурга (Кижи, Соловки), это и Волга, и Дальний Восток с Байкалом.

К тому же на внутрироссийские маршруты есть спрос за рубежом: с 2012 г. в российские воды разрешен заход яхт под иностранным флагом.

«Пусть сезон не длинный и понятно, что нет инфраструктуры, заправок, туалетов, но все равно это начнет делаться», – уверен Алексей Жиров.

Крымский шанс

Куда уже добралась парусная мода, так это в Крым. Чартерному бизнесу в новом регионе прочат успех. Основания для этого отчасти и впрямь есть. К примеру, на побережье избирательно сохранилась яхтенная инфраструктура, в том числе марины, пусть советские и запущенные, но их хотя бы не надо строить с нуля.

«Вместе с Крымом в свое время мы потеряли весь парусный спорт, – рассуждает Алексей Жиров. – Сегодня можно как угодно относиться к политической истории, но с точки зрения паруса возращение полуострова – это грандиозная тема».

В итоге застолбить место в крымской акватории сегодня рассчитывает не один московский яхт-клуб, а некоторые даже провели здесь первые мероприятия. Например, регату в Севастополе организовал в начале марта 2015 г. «Спортфлот» (известен в Москве в том числе и как популяризатор несложных в управлении парусных лодок SB-20). Он же открыл в Севастополе свое представительство.

Активной экспансии столичной яхт-культуры отчасти мешают санкции. Среди владельцев московских яхт-клубов есть официальные дилеры европейских верфей. К примеру, Royal Yacht Club Антона Долотина ввозит в РФ итальянские Azimut Yachts, а основатель клуба «Буревестник» Андрей Бойко – яхты сразу целого перечня мировых брендов, в том числе Sunseeker, Malibu, Avon, Chris-Craft, Crownline и др. Из-за присутствия в Крыму их основной бизнес может оказаться под угрозой.

Еще один вектор движения к «большой» воде задала Олимпиада в Сочи. Здесь в «наследство» яхтсменамдосталась новая марина, отстроенная «Совкомфлотом» к олимпийским соревнованиям. Сейчасона отошла в управление Burevestnik Group Андрея Бойко. Сегодня обладателям российских яхт предлагают бесплатную транспортировку их лодок до Сочи – сприцелом на последующеехранение и обслуживание в местной марине.

«Ты не можешь кататься на лодке зимой, скажем, в Тольятти, – говорит Алексей Жиров, прогнозируя проекту успех. – В Сочи, куда долететь не составляет особого труда, можно спокойно выходить в море и в январе, и в феврале».

«Когда ты стоишь на яхте в Черногории или просто идешь по местной марине, ощущение, что ты плюс-минус находишься в Европе. ВСочи такого ощущения нет ни разу»,– не согласен Григорий Елисеев. Его компания, предлагающая, помимо чартера, услуги по участию в парусных регатах, а также по обучению управлению лодкой, присматривалась в этом году к Крыму и Сочи. Однако в итоге решила, что пока выгоднее оставить две свои яхты в Черногории, в городе Бар, от которого рукой подать до Италии.

Причины сдержанного отношения к перспективам отечественного морского яхтинга все те же, что и в отношении внутреннего туризма: идорого, и отсутствует сервис.

«Услуги единственной нормально обустроенной марины в крымской Балаклаве стоят 5000–6000 евро в год, в Севастополе дешевле – около 90000руб., но там нет даже нормальных подъемников для лодок, – поясняет Григорий Елисеев. – В Турции или Черногории за 3000 евро в год вы получите все необходимое по высшему уровню. При этом билеты туда обойдутся в 10 000–15 000 руб.».

Похожая ситуация с точки зрения хождения под парусом в Сочи – на все побережье здесь одна марина, берег пустой, нет никакого сервиса. В непогоду банально негде встать на якорь, не говоря уже об оперативной технической помощи.

Впрочем, уточняет Григорий Елисеев, с точки зрения выхода на моторных лодках на рыбалку или гонок в формате Day Sail Крым и Сочи вполне могут быть востребованы. Для более длительных прогулок, а тем более для того, чтобы оставить здесь яхту на зимовку,– условия не самые комфортные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *