Посмотрите на небо – облака самых замысловатых форм и неповторимых оттенков несут в себе миллиарды капель воды и ледяных кристаллов. Похожую картину, невидимую для простых обывателей, можно наблюдать и в бизнесе: зетабайты данных используются сотнями тысяч систем и приложений, и все чаще их предпочитают хранить и обрабатывать с помощью «облачных» вычислений (англ. cloud computing) или, по уже сложившейся терминологии, в«облаках».

Что же изменилось за последний год и почему не ослабевает интерес к «облакам»? Мы постарались разобраться в этих вопросах, обратившись ко всем участникам рынка: владельцам московских дата-центров (ЦОДов), которые предоставляют площадки и вычислительные ресурсы; крупнейшим разработчикам и поставщикам «облачных» решений; cервис-провайдерам и компаниям, чьи бизнес-процессы уже немыслимы без «облачных» технологий.

Особняк или коммуналка?

Концепции проектов, которые можно считать прародителями привычных нам«облачных» сервисов, появились в70-е годы прошлого века. Именно тогда разработчики программного обеспечения предложили такую модель использования информационных технологий, когда все вычисления и обработка данных осуществляются не на компьютере пользователя, а на удаленных серверах, при этом доступ к ресурсам и программному обеспечению пользователи будут получать из сети – в виде услуги по подписке. Глобальной сети Интернет в то время не существовало, поэтому первые идеи «облаков» оказались труднореализуемыми.

Новая волна интереса к этой теме возникла лишь в 2006 г., когда компания Amazon представила своим клиентам разветвленную систему web-сервисов. Принципиальное отличие новой инфраструктуры было в том, что пользователи получали в распоряжение не только хостинг для хранения данных, но и вычислительные мощности серверов, принадлежащих Amazon. Вскоре аналогичные услуги стали предлагать и другие локомотивы IT-индустрии: Google, Sun, IBM иMicrosoft, которая предложила пользователям целую операционную систему, созданную на базе «облаков».

Сегодня «облачные» технологии могут быть представлены в виде трех бизнес-моделей: инфраструктура как услуга (IaaS), платформа как услуга (PaaS) и программное обеспечение какуслуга (SaaS). Кроме того, существуют различные варианты развертывания «облачных» технологий: частное «облако» (инфраструктура используется только одной компанией), публичное «облако» (инфраструктура предоставляется одновременно целому ряду компаний) и гибридное «облако» (комбинация различных моделей развертывания «облачной» инфраструктуры).

Чтобы почувствовать разницу, достаточно лишь представить жизнь вкоммунальной квартире или особняке с охраняемой территорией, которые вы можете либо снимать, либо построить по собственному проекту. В первом случае форма «облачные»услуги предоставляется по подписке (или как сервис), а во втором – IT-инфраструктура строится под индивидуальные пожелания заказчика. Приэтом какими бы разнообразнымини были «облачные» среды, их объединяет несколько общих свойств, которые и определяют столь широкую популярность – масштабируемость, эластичность и оплата по принципу pay as you go, что позволяет переводить часть капитальных издержек в операционные. Иначе говоря, компания сама выбирает объем иформу потребления вычислительных мощностей и, не прибегая к капитальным затратам, получает их по подписке, оплачивая ровно те мощности, которые были задействованы.

Погода в доме

Безусловно, существенный разброс в формах и моделях предоставления «облачных» услуг затрудняет объективную оценку. Причем отклонения в оценках касаются как объема рынка (последние несколько лет он исчисляется в6–20млрд руб.), так и его структуры. Например, Orange Business Services декларирует соотношение IaaS иSaaS как 70% и 30% cоответственно, аJ’Son& Partners Consulting, наоборот, оценивает долю SaaS приблизительно в70%, а IaaS– в 30%.

Прийти к общему знаменателю ипониманию реальной ситуации, атакже выделить ключевые тренды нам помогли ответы экспертов ипримеры существующих «облачных» проектов.

Во-первых, ни для кого не секрет, что предоставление ресурсов для размещения частных, гибридных и публичных «облаков» начинает играть все более значимую роль в совокупной выручке дата-центров и в ближайшие годы будет являться ключевой зоной роста: по данным IDC, продажи решений для «облачных» инфраструктур вмире выросли на 23% (оцениваются результаты IIIквартала 2015г.) по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. и составили $7,6 млрд. Основными покупателями этих решений являются как раз коммерческие провайдеры. Несмотря на общее падение мирового IT-рынка, объем продаж публичных «облачных» сервисов, по данным компании «Сервионика», в2015 г. вырос на 13,7% до $175 млрд.

Егор Ганин, руководитель направления «облачных» и бизнес-сервисов Mail.ru Group, добавляет: «Вцелом этот рынок, несмотря на сложные времена, по разным оценкам, растет от 30% до 130% вгод и будет расти еще несколько лет. Кстати, эту же тенденцию мы, как аудиторный лидер Рунета, наблюдаем и на рынке «облачных» решений для конечных пользователей. Люди не просто начинают понимать, что такое «облака» идоверять им, они испытывают в них потребность, потому что это действительно проще иудобнее».

Дьявол, однако, как всегда, кроется в деталях. И здесь хочется отметить замедление роста бизнеса всегменте дата-центров, которые непосредственно предоставляют технические площадки. «На рынке дата-центров последнее время наблюдалось некоторое насыщение, существовали невостребованные мощности, введенные в эксплуатацию в2012–2014 гг., – считает Евгений Горохов, исполнительный директор Stack Group, в активе которой несколько собственных дата-центров, объединенных в единую сеть. – Cейчас постепенно эти объемы заканчиваются, и многие игроки снова задумались орасширении бизнеса».

«Можно однозначно сказать, что период крупных проектов завершился: как правило, они связаны с долгосрочными контрактами, крупные заказчики уже выбрали провайдеров и работают сними,– констатирует директор дата-центра «ТрастИнфо» (под управлением компании «Сервионика», ГК «Ай-Теко») Михаил Луковников. – Новые проекты сейчас, как правило, включают не более 10 стоек. Среди факторов мотивации новых клиентов к переходу вкоммерческий дата-центр можно выделить повышение стоимости закупки оборудования и снижение его доступности из-за санкций, снижение инвестиционных возможностей на модернизацию IT-инфраструктуры и непрофильные активы в целом, новые требования законодательства (например, неоднократно упоминающийся закон о персональных данных), необходимость оперативно решить вопросы, связанные с развитием IT-инфраструктуры или созданием тестовых сред, при дефиците времени исобственных ресурсов». Главное же, отмечает Михаил Луковников, это резкий сдвиг спроса от услуг, связанных сфизическим оборудованием, квиртуальным ресурсам.

Еще одна тенденция – смещение интереса в сторону предоставления именно сервисов (SaaS), а не инфраструктуры (IaaS), что подтверждается аналитиками iKS-Consulting, которые в 2015 г. обнародовали результаты исследования российского «облачного» рынка. По их оценкам, его объем вырос более чем на треть, а крупнейшим сегментом остается SaaS. Клиентов, заинтересованных в получении «облачных» услуг, становится все больше, и они рассчитывают на полный комплекс услуг, способных решить их бизнес-задачу в «облаке», а не получать лишь технологию и мощности.

«Заказчики наконец начинают понимать все преимущества готового софта из «облака», им не нужно обеспечивать доступность стандартного ПО из «облачной» инфраструктуры и чистоту его лицензирования (вопрос бывает совсем не простым), а всего лишь оплачивать подписку на интересующий их продукт, – говорит Олег Коновалов, руководитель направления «облачных» услуг компании «Онланта». – Количество запросов на SaaS выросло на 15–20% относительно прошлого года. Помимо этого, очень большой интерес вызывает предоставление ресурсов из нашего защищенного контура. Заказчики не хотят тратить средства и время на организацию и сертификацию своих решений по ФЗ №152. Гораздо проще развернуть сервис в уже аттестованной инфраструктуре».

Но есть и другие мнения. Так, Артем Гениев, архитектор бизнес-решений компании VMware – крупнейшего американского разработчика программного обеспечения в сфере «облачных» технологий, отмечает, исходя из собственных наблюдений иобратной связи от партнеров (сервис-провайдеров) в 2015 г., наоборот, заметный рост спроса на услуги IaaS. Причины этого роста во многом были связаны с увеличением разрыва в стоимости собственной и «облачной» инфраструктур. Многие провайдеры IaaS инвестировали в собственные мощности еще в докризисный период и индексировали стоимость своих услуг в2015 г. меньшими темпами по сравнению с падением курса рубля по отношению к доллару США. Тем самым выгода от использования IaaS становилась еще более очевидной, особенно на фоне глобального снижения инвестиций в основные средства и падающих IT-бюджетов. «Надо понимать, что падение инвестиций в IT не снимает сIT-отделов задач поддержания иразвития бизнеса, а накапливать «технологический долг» дольше одного-двух лет невозможно, – говорит Артем Гениев. – Вторым драйвером роста рынка IaaS в прошлом году стал закон ФЗ№242 «Обработка и хранение персональных данных в РФ», многие международные компании стали активно потреблять услуги российских провайдеров IaaS для размещения приложений, обрабатывающих персональные данные россиян. По нашим оценкам, в 2015 г. общий рост рынка IaaS в России составил порядка 30% в рублевом выражении, при этом некоторые наши партнеры, предоставляющие услуги «облачной» инфраструктуры на основе технологий VMware, отмечают 2–3-кратный рост бизнеса в 2015 г.».

Государство как главный «облачный» трендсеттер

Так сложилось, что рынок информационных технологий в России своим становлением обязан государству, а оно, в силу ряда обстоятельств, задает вектор развития всем участникам рынка различными законодательными актами, вокруг которых создаются горячие темы и которые, конечно же, оказывают влияние на структуру IT-бюджетов иIT-стратегию всех крупных коммерческих структур и госкомпаний в РФ. Законы «О защите персональных данных» от 2006 г., «Обработка и хранение персональных данных в РФ» от 2014 г., а также приказ «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения» от 2015 г. – ключевые факторы, оказавшие влияние и на рынок «облачных» услуг.

Как считает руководитель направления исследований «облачных» услуг компании «IDC Россия и СНГ» Дмитрий Гаврилов, инициативы, которые сейчас исходят от государства, дают толчок именно к развитию «облачных технологий. «Создание системы межведомственного электронного взаимодействия, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, кредитным организациям, негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям, в электронном виде, а также проект устранения цифрового неравенства, который предполагает строительство 200000 км оптоволокна к 14 000 малых поселений иустановку вних точек доступа вИнтернет – это не что иное, как ставка на развитие «облаков», – считает Дмитрий Гаврилов. По мнению эксперта, «облака» позволят выйти на сокращение бюджетных средств и полностью автоматизировать федеральные органы. Еще одно подтверждение этому – концепция создания сети дата-центров для госструктур, которая позволит сократить расходы на хранение госданных (минимум на 10%) и благодаря централизованному управлению минимизировать риски в области безопасности.

Выход один – «облака»

Кто же рвется в облака»? В первую очередь интерес к «облачным» услугам проявляет средний и малый бизнес (СМБ), прежде всего молодые компании, заинтересованные в быстром запуске проектов. Они чаще всего выбирают публичные «облака» и размещают там некритичные данные, так как это позволяет минимизировать риски, связанные с капитальными затратами на IT, при сценарии слабо прогнозируемого поведения бизнеса. Компания Softline, специализирующаяся на предоставлении «облачных» сервисов для СМБ, в этом году регистрирует высокий спрос на Microsoft Office 365. «Затем идут виртуальные мощности (четыре собственные площадки Softline, а также Azure и Amazon Web Services), на третьем месте – «оборудование как сервис», причем в прошлом году было только серверное оборудование, а сейчас мы запускаем еще и аренду ноутбуков и рабочих станций», – пояснил руководитель направления «облачной» инфраструктуры компании Softline Леонид Аникин.

Популярность «облаков» в нише СМБ подкрепляется простой арифметикой от компании «Ростелеком», запустившей Национальную «облачную» платформу, на основе которой функционирует целая линейка востребованных отраслевых решений для госучреждений и бизнес-структур.

Другой пул «облачных» пользователей представлен крупным корпоративным сегментом с достаточно зрелой инфраструктурой. Максим Березин, руководитель виртуального дата-центра «Крок», отмечает, что последние несколько лет его основными клиентами были финансовые организации и банки, но в этом году на лидерские позиции выходят ритейлеры (треть заказчиков) и разработчики программных решений (те же 30%). На финансовый сектор сейчас приходится порядка 15%. Остальные доли представлены компаниями сферы услуг, логистическими, образовательными и медицинскими организациями. Похожие данные и у «облачного» проекта «Mail.Ru для бизнеса»: большинство пользователей сервиса работают в области торговли (23,3%), строительства (11,2%) и промышленности (10,9%).

Как сообщили в пресс-службе «Ростелекома», спрос на «облачные» решения в России по сравнению с мировой отраслью растет опережающими темпами. И на фоне этого роста, как показали интервью с экспертами, можно, пожалуй, выделить несколько новых тенденций.

Cтрах перед «облаками» отступает. Парадокс, но с ростом предложений на рынке заказчики становятся не только более требовательными, но ибольше готовы доверять данные «облаку», что еще пару лет назад казалось проблематичным. Пословам Олега Коновалова из компании «Онланта», три года назад никто и подумать не мог, что крупные заказчики с госучастием будут хранить продуктивные базы данных в«облаке», не говоря уже о персональных данных. «Сегодня у нас уже работают CRM-системы, хранятся персональные данные нескольких крупных коммерческих заказчиков, работают продуктивные системы. Чаще всего заказчики этих систем долго покупали у нас сервис под тестовые среды своих разработчиков или размещали не самые бизнес-критичные системы. С течением времени, убедившись в надежности сервиса, клиенты начинают доверять нам значительно больше», – говорит эксперт.

Доверие появилось не только у бизнесменов. Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономическихпрограмм «1С», привел пример самого крупного «облачного» проекта компании – единой «облачной» системы на платформе «1С: Предприятие 8» в департаменте информационных технологий г. Москвы. Используя «облака», эта система обеспечивает финансово-хозяйственную деятельность более 1400 учреждений города, расчет зарплаты более 280000 сотрудников и одновременную работу более 10000 пользователей.

Требования к удобству для пользователей и интерфейсам повышаются. Аскар Рахимбердиев, генеральный директор и сооснователь облачного сервиса для управления торговлей «МойСклад» поделился своим наблюдением, как меняются предпочтения клиентов: «Клиенты становятся более требовательными к юзабилити IT-продуктов, так как привыкли к софту с «человеческим лицом». Еслив крупном бизнесе руководитель может на неделю посадить человека изучать продукт, то вСМБ такие затраты недопустимы, и никто не будет этого делать – уж лучше вообще ничего не использовать, поэтому интерфейсы здесь всегда простые и дружественные. На «облачном» рынке сейчас большая конкуренция, и планку качества подняли именно «облачные» сервисы. Обычный, традиционный софт никто переделывать не будет – он навсегда останется сложным. Авсе новое, удобное и красивое сейчас создается только в «облаках».

Тем не менее предложение превышает спрос. По данным компании Startpack, занимающейся поиском иподбором «облачных» сервисов (которых сегодня насчитывается 1165) под конкретные задачи, каждый десятый «облачный» сервис представляет собой CRM-систему, и по этому направлению разворачивается основная конкуренция. В 2015 г. сравнивали сервисы свыше 1 млн пользователей, преимущественно из компаний СМБ с оборотом от 20 млн до 1млрд руб. в год (именно благодаря бурному росту спроса в этом секторе на «облачные» сервисы продажи Startpack выросли в четыре раза). При этом, по наблюдениям Startpack, клиенты чаще всего размещают в «облаке» списки задач, проекты, базы клиентов, документы и файлы. Меньше всего бизнес-пользователи заинтересованы работать в «облаке» с бухгалтерией, неохотно отдают финансовые данные и конфиденциальные материалы. Сами же «облачные» продукты только начинают переходить в конкретные сферы бизнеса: туристический, автомобильный или строительный. Слабо развиты сервисы управления финансами и бизнес-аналитикой, но у этих сервисов, как и у SaaS-продуктов для управления мобильными и выездными сотрудниками, считают в Startpack, большое будущее.

Прогноз погоды

Ситуация в российской экономике стала своего рода попутным ветром, создавшим благоприятные условия для перехода к«облачным» технологиям как для крупного, так и для мелкого бизнеса, не став исключением даже для госсектора. По словам Дмитрия Гаврилова, повысить эффективность IT какнепрофильного актива для бизнеса внесколько раз с помощью «облаков»– это, пожалуй, единственно разумный способ. Причем он одинаково хорошо применим как для компаний с большой территориально-распределенной инфраструктурой, потребляющей типовые сервисы, так и для организаций, которые используют «облака» для хранения большого массива данных. Впоследующие пять лет потребление «облачных» услуг и сервисов должно увеличиться, по крайней мере, в два раза, и эта тенденция будет сопровождаться снижением цен– прежде всего в сегменте публичных «облаков». Что касается частных «облаков», то здесь существенного роста за счет уже имеющихся резервов мы не увидим. Этот сегмент «облаков» в большей мере затронут технологические процессы, cвязанные с проникновением свободного программного обеспечения (оpen source), которое уже сейчас начинает использоваться бизнесом. Показательный пример в данном случае – отказ компании Apple от использования VMware и переход на оpen source.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *