Люди нервничают, и спрос на сладости и фастфуд растет рекордными темпами. Диетологи тоже нервничают: дело идет к эпидемии ожирения

Маргарита Терещенко, бухгалтер из Москвы, за последние полгода поправилась на восемь килограммов. Виной всему ежедневный стресс, уверена она: «Дела в компании идут плохо, начальник срывает свою злость на сотрудниках. Знал бы он, каково это в кризис сводить дебет с кредитом». Чтобы хоть как-то расслабиться, она стала ежедневно съедать по плитке шоколада, а по дороге домой — заглядывать с подругой в ближайший McDonald’s: «Съедим по сэндвичу с колой, и жить становится веселей». Теперь Терещенко решила сесть на диету и подумывает о смене работы.

Бухгалтер Терещенко такая не одна. Люди толстеют. Социологи утверждают: многих в России на фоне экономических сложностей потянуло на сладкое. Продажи сладостей растут буквально на глазах. Причем и в деньгах, и в тоннах. По данным компании «Ромир панель», например, спрос на бисквитные пирожные по сравнению с прошлым годом вырос почти в полтора раза. Почти то же самое с шоколадом: несмотря на рост цен, его продажи увеличились на 10%. Надвигается эпидемия ожирения, бьют тревогу диетологи. И Россия не исключение: сладкого стали есть больше во всем мире. У компании Hershey’s, крупнейшего американского производителя шоколада, в первом квартале прибыль выросла на 20%.
Почему так происходит? Глюкоза дает ощущение сытости и бодрости, а два основных источника так называемой быстрой глюкозы — это сахар и алкоголь, объясняет Михаил Орехов, врач-диетолог Клиники доктора Волкова. Оттого люди и снимают стресс сладким и спиртным. Всем же известно: плохое настроение — не тормози, скорее съешь шоколадку.
Сначала шоколад помогает: чувство голода проходит, и человек получает заряд энергии. Но в шоколаде слишком много калорий, и поджелудочная железа начинает работать в авральном режиме, вырабатывая инсулин, чтобы быстро снизить уровень сахара в крови. В итоге через полчаса-час сахар опускается ниже нормы и человек чувствует сонливость и усталость, продолжает диетолог Орехов: «Чтобы их преодолеть, снова приходится есть что-то вредное».
Олеся Панченко, 28-летний дизайнер, по-прежнему ни в чем себе не отказывает, но диету все-таки пришлось поменять. «Раньше мы с коллегами стабильно ходили обедать в ближайшее кафе, по часу сидели за бизнес-ланчем и болтали», — с ностальгией вспоминает Олеся. Сейчас в ее отделе из десяти человек остались только двое. Прежде дизайнер Панченко уходила с работы в шесть, теперь сидит до восьми, а то и до девяти. Зарплату задерживают. О домашнем ужине и речи нет, что такое бизнес-ланч, Олеся толком не помнит: некогда теперь ходить обедать. Питается она на ходу — ест гамбургеры в маршрутке, а в офисе прямо за рабочим столом пьет чай с шоколадками.
За пять месяцев Олеся прибавила шесть килограммов. Но она не тревожится: «Вот станет в офисе поспокойнее, займусь фитнесом, сейчас на спортклуб просто нет времени. А пока шоколад для меня — единственный источник счастья».
По словам Ирины Яроцкой, аналитика потребительского сектора финансовой корпорации «Открытие», сейчас растет потребление не только сладкого, но и высококалорийной пищи в целом. Люди так экономят. В Москве размер среднего чека в супермаркетах сократился в среднем на 12–13%, говорит Яроцкая, вместо экологически чистых овощей и свежего мяса люди теперь охотнее берут полуфабрикаты и макароны. Сейчас стали активнее покупать продукты, спрос на которые падал с начала 2000-х годов: например, печенье для завтрака и конфеты на вес.
Среди тех, кто поменял свои привычки в еде, Павел Осипов, 27-летний рекламный менеджер в крупном издательском доме. Причина все та же: меньше денег. Раньше Осипов много зарабатывал на процентах с продаж: «До осени прошлого года реклама у нас шла потоком, и я жил безбедно. Затем еще несколько месяцев — на сбережения, так как вся зарплата уходила на оплату съемной квартиры и мелкие бытовые нужды. Сейчас приходится серьезно экономить на еде».
Осипов перешел на бутерброды и сэндвичи, а дома если что и готовит, то пельмени. От некачественных пельменей толстеют. Овощей и фруктов он почти не ест. «Сейчас активно ищу новую работу, вакансии вроде бы есть, но конкурентов столько, что пока ничего более денежного подыскать не могу», — сетует Павел. Он уже поправился на десять килограммов. Пришлось покупать новую одежду, а на это тоже нужны деньги — хотя и меньшие, чем если бы Павел продолжал покупать мясо, фрукты и овощи. «Ну как жить, если сейчас можно купить джинсы за 500 рублей, то есть по цене двух обедов в дешевом кафе?» — задается Павел риторическим вопросом.
По словам Яроцкой из финкорпорации «Открытие», люди все чаще стали покупать и товары с большим сроком годности — они более дешевые, но почти всегда вредные. Яроцкая считает, что люди и дальше будут экономить, а значит, и толстеть.
Это не шутки. Экономия на питании ничем хорошим не кончится, предупреждают эксперты. Ольга Меженина, психолог центра «Мир вашего Я», рассказывает, что один из ее пациентов заработал себе на фастфуде внутреннее ожирение печени и теперь тратит деньги не на правильную пищу, а на врачей. Таких людей сейчас достаточно много. Это какой-то замкнутый круг: люди бросаются снимать стресс, наедаясь жирной и вредной пищей, а потом впадают в стресс из-за проблем со здоровьем.
По данным комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Мосгордумы, уже сейчас избыточным весом страдает каждый третий москвич, ожирением — каждый четвертый. За последние полгода у рестораторов доходы в среднем упали на треть, а у предприятий фастфуда — выросли на 5%. В 2009 году McDonald’s планирует открыть в России 30 новых ресторанов. А НИИ питания РАМН уже предложил антикризисное блюдо — рыбу: она питательнее, с ней легче во время стресса. В Москве уже появились рекламные щиты, призывающие горожан есть рыбопродукты. Скоро появятся такие же на улицах Санкт-Петербурга и Владивостока. Рекламировать рыбу будут в 50 городах России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *