Максим Ильин, создатель тренинговой компании MTI, очень старался растрогать аудиторию. «В это трудно поверить!»—восклицал он. И называл американского бизнес-гуру Стивена Кови, чьего появления в конференц-зале столичного отеля Marriottждало около 300 человек, великим философом. Это ничего, говорил он, вот он лично ждал этого дня 15 лет (в зале раздались смешки). Когда Ильин принялся перечислять многочисленные заслуги Кови, тот наконец вышел к слушателям. Улыбнулся и сказал: «Гораздо лучше учишься, когда знаешь, что будешь учить сам. Знаешь—значит, умеешь делать. Если не умеешь применять—значит, не знаешь. Слушать—это не значит уметь применять».


За то, чтобы услышать эти вселенские истины из уст «великого философа», не жалко заплатить несколько сотен долларов. По крайней мере, так рассуждают в российских компаниях, которые целыми отрядами отправляют сотрудников на подобные лекции—а они в столице проходят, бывает, по два раза в месяц. Как правило, ничего нового менеджеры оттуда не выносят, но моду на учения «великих» это не остановило—лекторов встречают почти как участников передачи «Аншлаг, аншлаг!». Теперь все хотят управлять модно, по-западному.

Перед началом семинара в Москве организаторы продавали книги Кови, а заодно, не теряя времени даром, анонсировали приезд еще одного гуру—Джека Траута, автора теории о позиционировании. «Зарегистрируйтесь сейчас и получите скидку 200 фунтов!»—гуру продаются как какие-нибудь памперсы оптом. Послушать Кови пришли самые разные люди, от владельцев предприятий до менеджеров по работе с клиентами из регионов. В списке участников значились глава ВТБ Андрей Костин, вице-президент Альфа-банка Александр Гафин, Татьяна Евтушенкова из АФК «Система», экс-президент МТС Василий Сидоров. Они, правда, до тренинга не дошли, зато от той же МТС было пять других участников, а сотрудников Альфа-банка пришло аж 14 человек. Их переплюнул только Ernst & Young, приславший команду из 18 человек.—Будьте активны! Мы не животные! Мы можем изменить себя! Если вы продукт своей истории, то вы зависимы,—неслось со сцены. Тут Кови вдруг резко изменил тональность и посетовал, что пытался обучить своим принципам индийцев, но у него не вышло.—Неудивительно, что в Индию приходит лишь 12-я часть прямых иностранных инвестиций Китая,—с заметным раздражением заметил он.Один из слушателей поднял руку. —Простите, вы сказали, что индусов вам не удалось заставить измениться. Что же они, получается, животные?—Да нет,—замялся гуру.—У них получилось, просто не сразу и не у всех. Вы должны быть свободными и не сравнивать себя с другими. У меня вот был сын-придурок. В школу ходить не хотел, спортом не занимался. Все думали, что он придурок, и мы с женой тоже. И только когда мы задумались, написали миссию нашей семьи и стали к нему по-другому относиться, больше понимать его, он добился успеха. Затем гуру вдруг принялся бичевать телевидение.—Поднимите руки, кто от него зависит!—уверенно призвал гуру. Никто не поднял.—Я вам говорю, можно перестать от него зависеть!—ничуть не смутился Кови.—Служить людям—вот что нужно. А теперь давайте поднимем руки и крикнем, как техасцы, «ии-хха!».Участники переглянулись. —Какая-то секта,—громко заметил слушатель спереди.—Сейчас всех зомбируют,—предположили справа. Групповой клич организованно провалили—даже руки никто вскидывать не стал. «Я всегда готовлюсь к визиту в страну… но, видимо, существуют все же какие-то проблемы с пониманием»,—жаловался потом Кови. В перерыве участники делились друг с другом сомнениями. «Какая-то ерунда—просто призыв быть хорошим,—ворчал начальник управления Альфа-банка Алексей Черников.—Принцип синергии (единения частей в целое, обладающее принципиально новыми качествами.—Newsweek) вообще России не подходит. Вот у нас в “Альфа-Групп” есть банк, розничная сеть и сотовый оператор. И что вы думаете, если мы пойдем в “Перекресток”, он нам даст поставить банкоматы бесплатно? Нет. А если мы “Билайн” попросим клиентами поделиться? Тоже не поделится. Потому что акционеры не хотят связывать бизнесы друг с другом: ведь если что—они тогда все вместе и накроются!»Тем временем организаторы ругали слушателей за тупость: «Они все не так поняли! “Эмпатическое слушание” поняли как необходимость поддакивать… Переводчик был плохой… И вообще, на такой тренинг надо дня два хотя бы…» Два дня лекции гуру стоят дороже, чем один, причем его гонорар за выступление—фиксированный, а доход организаторов зависит от того, сколько народу они соберут. В точности как в шоу-бизнесе. Главные музыкальные звезды мира в России уже побывали, вот и все основные бизнес-гуру тоже посетили, некоторые не один раз. Полгода назад, например, приезжали Том Питерс и Джек Уэлч—четвертое и пятое местово всемирном топ-50 по версии SuntopMedia(для гуру рейтинги—то же, что для эстрадных звезд чарты). «Большинство самых известных гуру у нас уже побывали—дома сидят те, кто просто не любит путешествовать»,—констатирует менеджер по маркетингу Стокгольмской школы экономики Ирина Сергеева. Из «путешественников» упирается только владелец Virginи автор нескольких бизнес-бестселлеров миллиардер Ричард Брэнсон. Он все еще дуется на нашу страну за то, что когда-то советские власти не дали ему пролететь над СССР на любимом воздушном шаре.

«Громкая фонограмма, ощущение причастности к яркому событию—этим берут и поп-звезды, и бизнес-гуру»,—объясняет психотерапевт Леонид Кроль, директор центра обучения «Класс» при Институте групповой и семейной психологии. Главное во время выступления—чтобы публика не заскучала, потому и шутки гуру порой опускаются ниже пояса: «У публики есть заказ на это, и тренер его удовлетворяет».


Поэтому и положительные отзывы о визитах на тренинги в итоге сводятся к эмоциям, как от рок-концертов: «Ты получаешь заряд драйва от гуру, тебе передается его энергетика»,—пытается объяснить популярность «шоу» главный редактор интернет-проекта E-xecutiveИван Сухий. Грамотной шоу-составляющей как раз не хватает российским тренерам, выходит «скучно, неумело и вторично—ощущение, что они черпают вдохновение из старых видеозаписей воскресных стадионных проповедей», ругает коллег Радислав Гандапас, бывший учитель русского языка и литературы, а ныне московский тренер, специализирующийся в искусстве красноречия и PR. Российским интернет-юзерам он известен регулярным спамом на тему харизмы и ораторского мастерства.


Но мода преходяща, так что в звездах бизнес-гуру подолгу не задерживаются ни в одной стране. В свое время «Бизнес в стиле фанк»—творение двух шведских экономистов Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале—разлетелся в России тиражом почти 50 000 экземпляров при обычных для бизнес-издания 3000–5000, напоминает Сергеева. Шведы в России были популярнее, чем в США. А теперь и они приелись столичной публике. Гендиректор компании AstroEventМаксим Мельситов жалуется, что в Москве собирать полные залы с каждым разом все труднее. Зато в Нижнем Новгороде на Нордстрема пришло почти 700 человек, а Риддерстрале собрал в Екатеринбурге около трех сотен. На чёс в российские регионы отправился и один из самых известных в Европе маркетологов, автор теории четырехмерного брэндинга и слогана Nokia«Connectingpeople» Томас Гэд—недавно он отметился в Челябинске.


Большинство идет на выступления гуру как на тусовку столичного уровня. По наблюдению Мельситова, многие просто хотят «сфотографироваться в обнимку с великим и перекинуться с ним парой слов». Понимание сути учения для таких и необязательно. Гандапас вспоминает, как один из его клиентов, вице-президент крупного банка, «прочел у Филипа Котлера о клиент-ориентированности и сказал: «Умом я уже понимаю, что этих козлов (клиентов.—Newsweek) я должен любить,—умом, но не сердцем». Это как людям, которые не выучили таблицы умножения, преподавать высшую математику, фыркает Давид Шустерман, директор российской консалтинговой фирмы «Пятерка».


Но гуру с удовольствием работают и с такой публикой. Гэд объясняет интерес к России тем, что ее «экономический потенциал» огромен—как в Китае, но лично ему здесь «комфортнее». Только вот ни о величине экономического потенциала челябинских предпринимателей, ни вообще о существовании их города он до поездки не подозревал. Гонорары звезд-теоретиков колеблются вокруг отметки в ?100 000 за несколько часов, но само выступление—это зачастую «фасад» для настоящих заработков на заказах от проникшихся клиентов. Тот же Гэд после своих российских лекций получил сразу нескольких: провел ребрэндинг компании «Быстров», посотрудничал с издательством «ГеймЛэнд», а сейчас будет продвигать российский биоовсяный продукт «Велле» в Европе. «А тренинги и семинары—это просто реклама их [гуру] услуг»,—считает директор по развитию проектной бизнес-школы You! Александр Соколов.


У Кови, несмотря на не вполне удачное выступление, тоже наметилось несколько клиентов. «Все будем применять! Вернемся в Нижний и сразу начнем»,—менеджер нижегородского «Мегафона» Кирилл Котов вышел после лекции Кови окрыленным. На таких, как он, весь расчет—пусть большинство так и не поняло, что же тут можно «применить»? Гендиректор столичной сети «Кофемания» Игорь Журавлев, прослушавший тот же набор принципов, заметил лишь, что «хорошо иногда вспомнить о вечных ценностях».


По словам Мельситова, на каждого из тренеров существуют свои расценки, а работа с ними почти не отличается от работы с эстрадными звездами: «Можно устроить гастроли Пугачевой, можно всемирно известного маркетолога, профессора школы Келлога Филипа Котлера—особой разницы нет». У гуру даже есть настоящие фанаты. Об одном очень известном бизнес-тренере его поклонница с благоговением рассказывала: «Когда он у нас в институте читал лекцию, я в щелочку двери подглядывала—слушала каждое слово затаив дыхание, а войти так и не посмела». Александр Кравцов, президент компании «Руян», создавшей «Раптор» и выпускающей товары под брэндом «Экспедиция», сам на лекции бизнес-гуру не ходит. Он считает, что единственная польза от них заключается в общении между участниками и в возможности поучиться искусству держать аудиторию; новые же принципы управления он советует черпать из книг. Кравцов внедряет их на практике, утверждая, что строит жесткое корпоративное управление и одновременно воспитывает менеджеров в духе свободы и творчества. Во дворе «Руяна» сотрудники играют в бадминтон, стены изрисованы граффити с призывами в духе «фанки-бизнеса», а топ-менеджеры сами варят борщ для всех желающих на открытии очередного магазина.

Кравцов говорит, что в бизнесе применяет идеи не шведов, а своего любимого гуру—Джима Коллинза. Хотя их не так-то просто отличить от любых других принципов: как произведения популярных музыкантов, хиты бизнес-консалтинга построены на одних и тех же трех аккордах. «Все они говорят о том, что от старой индустриальной экономики мир переходит к новой экономике знаний, уверяют, что, “если вы не перестроитесь, вы окажетесь за бортом”—прямо как проповедники»,—говорит Сухий.Гуру тоже не отрицают, что торгуют отнюдь не эксклюзивным товаром. «Если бы мы все собрались в одной комнате, то стало бы ясно, что говорим мы примерно об одном и том же,—признается Кови.—Ну да мне не жалко. Я [права на] свои принципы на себя не оформлял». И он не боится, что его «теорию» могут стащить, хотя потенциальных «воров»—будущих властителей умов—вокруг трется полно. Кореец Юнски Ким, студент четвертого курса СПГУ, приехал на семинар Кови именно за опытом. Несколько лет назад он отправился в Россию с мечтой полететь в космос и построить гостиницу на Луне. Теперь на его визитке написано: «будущий бизнес-гуру, будущий автор книги о лидерстве». «Я заметил, что у меня хорошо получается вдохновлять людей. Вы еще увидите меня на этой же трибуне!»—говорит он тоном, похожим на тон самого Кови.К тому времени, глядишь, и рынок созреет до доморощенных философов. Пока же, судя по опросу, проведенному на сайте E-xecutive, большинство отечественных менеджеров считают, что к лику бизнес-гуру в России можно причислить разве что олигархов, а первое место среди них с большим отрывом занял Михаил Ходорковский. «Думаю, что владелец холдинга “Русский стандарт” Рустам Тарико и совладелец сети “Пятерочка” Андрей Рогачев тоже на этом пути, но им еще далеко до гуру»,—говорит Олег Тиньков, владелец одноименной пивоварни. Сам он тоже довольно популярен, но с лекциями по стране ездить не собирается—для наших гуру это не такой уж выгодный бизнес, а бесплатно, как он выразился, только птички поют.

Еще один популярный бизнесмен—председатель совета директоров компании «Евросеть» Евгений Чичваркин, известный нестандартным подходом к бизнесу, уверяет, что учить надо собственных подчиненных, а зарубежных «философов» и слушать нечего: «У них там тонкая настройка, а у нас надо сам механизм налаживать». И вообще, на тренинги посылают сотрудников «ленивые руководители, чтобы не расходовать ум и сердце на их воспитание». «И вместо реальных мыслей те получают сраный суррогат из идей, надерганных из западных книжек»,—резюмировал гуру российского менеджера, один из главных принципов которого—сотрудника нужно стимулировать добрым словом.


Учить по делу


Бизнес-гуру – гастролеры по России и их теории


Майкл Портер (1*)– профессор бизнес-школы Гарварда, один из создателей теории стратегического менеджмента. В основном изучает пути достижения отдельной компанией стратегического конкурентного преимущества перед остальными. «…Не стремитесь быть первыми, будьте уникальными…»


Том Питерс (4) – бывший военный, работник администрации Белого дома и сотрудник компании McKinsey. Главный бестселлер – «В поисках совершенства» – выпустил в 1982 г., с тех пор пишет о методах самосовершенствования для менеджеров и решения различных управленческих задач. «…Бизнес должен учиться философии и организации дел у армии США…»


Джек Уэлч (5)– председатель совета директоров GeneralElectric(1981–2001 гг.). При нем были уволены почти 120 000 сотрудников, а GEувеличила капитализацию с $27 до $130 млрд и купила телеканал NBC. Журнал Forbesназвал Уэлча менеджером столетия. Секреты мастерства изложены в книге «Джек. Самая суть». «Я считаю жестокостью и фальшивой добротой оставлять людей на рабочих местах, где они не вырастут профессионально и не разбогатеют…»


Филип Котлер (7) – 72-летний американский профессор, главный труд («Основы маркетинга») издал в 1967 г. С тех пор написал 90 научных работ и 6 учебников, которые переведены на 18 языков и изданы в 58 странах. Отец маркетинга всегда шел в ногу со временем – когда его классические труды устарели, он придумал новый «латеральный» маркетинг. Суть: вместо того чтобы постоянно развивать одни и те же товары, компании должны создавать гибриды – вроде «холодильника с телевизором». «…В России брэндов нет!…»


Кьелл Нордстрем и Йонас Риддерстрале (9)– два экстравагантных шведских экономиста (книги «Бизнес в стиле фанк» и «Караоке-капитализм»), главная идея которых: в современном мире основной актив любой компании – таланты ее сотрудников. Для выявления скрытых способностей менеджеров советуют создавать в компаниях максимально раскрепощенную, творческую атмосферу, уничтожая любые признаки жесткой иерархии. «…Лучший показатель успехов компании – это количество взрывов смеха на каждого сотрудника за один день…»


*Местоврейтинге The Thinkers 50, 2005 (Suntop Media, European Foundation for Management Development)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *