Самой яркой идеей президентского послания стала борьба со временем

Послушав послание президента Дмитрия Медведева к федеральному собранию, депутат Геннадий Гудков вспомнил анекдот. «Слушает президент радио, — рассказывал депутат, — а по радио говорят: в Москве 15 часов, в Новосибирске 18, в Петропавловске-Камчатском — полночь. “Во неразбериха в стране!” — подумал президент».
Президент Дмитрий Медведев этот анекдот тоже, похоже, слышал. В своем послании федеральному собранию он предложил подумать, не мешает ли такое большое количество часовых поясов — в России их одиннадцать — управлению страной. И никто не засмеялся.
Наоборот, к предложению президента отнеслись очень серьезно. Губернатор Алтайского края Александр Карлин (разница с Москвой — три часа) сказал, что идею поддерживает и ее надо «спокойно изучить». На один пояс уменьшить можно точно, заверил губернатор Амурской области Олег Кожемяко (разница с Москвой — шесть часов). Подумать надо, признался губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий (разница с Москвой — девять часов), потому что нынешняя система «вызывает определенные сложности»: приходится до позднейшего вечера обсуждать вопросы с Москвой, которая только проснулась. Помощник президента Аркадий Дворкович сказал осторожно, что вряд ли получится таким образом приблизить Петропавловск-Камчатский к Москве.
Мысль разделить земной шар на 24 часовых пояса пришла в голову канадскому железнодорожнику Сэндфорду Флемингу в 1883 году, рассказывает учитель физики из Воронежа Владимир Беспалов, написавший главу о времени для школьного пособия. Но в России до 1919 года в каждом городе было свое собственное время. Петербургское время, например, отставало от московского на 28 минут 58 секунд.
Поясное время ввели в 1919 году, а в 1930-м Совет народных комиссаров своим декретом прибавил к поясному времени еще один час — для экономии электричества. В 1991 году правительство разрешило европейской части России жить по московскому времени. Этим правом воспользовались все, кроме Самарской области и Удмуртии.
Вслед за европейской частью, вспоминает физик Беспалов, и другие регионы стали тянуться в сторону Москвы, поодиночке переходя в соседние часовые пояса. В 1993 году на час сдвинулась Новосибирская область, в 1995-м — Алтайский край. В 2009 году Владимир Путин разрешил подвинуться еще и Кемеровской области. В марте 2010 года, когда Россия будет переходить на летнее время, там не переведут стрелки — и окажутся в другом часовом поясе.
Но если идея президента об укрупнении часовых поясов будет реализована, то Кемерово может опять оказаться в поясе «плюс четыре». Если одночасовые пояса станут двухчасовыми, рассуждает физик Беспалов, их станет пять: московский, уральский, сибирский, дальневосточный и чукотский.
Укрупнять дальше — значит последовать примеру Китая, который физически лежит в пяти часовых поясах, но по политическим соображениям живет по пекинскому времени. На западе китайцам приходится вставать слишком рано, при этом разница с соседними российскими областями летом доходит до трех часов. Но президенту Медведеву кажется, что китайский опыт стоит внимания. Правда, если скопировать китайскую модель и ввести по всей стране московское время, то камчатским чиновникам придется ходить на работу по ночам.
Многим идея ломки часовых поясов казалась осмысленной еще до того, как ее озвучил президент. Несколько лет назад во Владивостоке образовалась инициативная группа сторонников перехода на красноярское время, сокращения разницы с Москвой с семи часов до четырех. Теперь они воодушевлены поддержкой Медведева и готовы поделиться с ним своими соображениями о том, как перескочить через время — для этого придется несколько лет подряд не переходить на летнее время.
Правда, Дмитрий Медведев, похоже, против и летнего времени тоже. Весной и осенью стрелки переводят не только в России — таких стран около 70. И везде из экономии электроэнергии. По старым подсчетам РАО ЕЭС, экономия составляет два млрд кВт·ч в год, по данным реформированной энергосистемы — в два раза больше. Это меньше полупроцента всей электроэнергии, вырабатываемой в стране за год. Но противников летнего времени среди чиновников и политиков много. С той же идеей, к примеру, выступал глава Совета федерации Сергей Миронов. Он упирал на то, что перевод стрелок тяжело дается людям и животным — например, дойным коровам.
Ученые, опрошенные Newsweek, считают, что современный горожанин давно уже живет не по солнцу, а по часам на руке, и перевод стрелок даже на два-три часа из-за сокращения числа поясов переживет сравнительно легко. Это вызовет скорее организационные хлопоты, чем медицинские, убеждена Светлана Степанова из Института медико-биологических проблем РАН. По ее мнению, организм человека практически не замечает перехода на летнее и зимнее время. А мрачноватую статистику роста самоубийств, инфарктов и ДТП после перевода стрелок, на которую ссылается Сергей Миронов, Степанова объясняет тем, что первый рабочий день «нового» времени приходится на понедельник. Понедельник же для медиков — день всегда тяжелый, что по летнему времени, что по зимнему.

В подготовке статьи участвовали Дарья Гусева, Никита Максимов, Юлия Таратута

Читайте также
Навстречу реальности
Осторожно, модернизация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *