По данным исследования компании Nielsen, в 2016 г. 88% российских потребителей хотя бы однажды совершили покупку в Интернете.
Чаще всего россияне приобретают в Сети одежду иаксессуары (53% отметили, что имеют такой опыт). 38% покупали онлайн книги и музыку, столько же– электронику. 34% российских потребителей заказывали через Интернет билеты на различные мероприятия, 33% – косметику и средства для ухода за телом, 30% брали путевки и оплачивали отели и билеты.
Наименее популярные товарные категории для онлайн-шопинга в России – свежие продукты (3%) и упакованные продукты питания (5%). Очевидно, что развитие онлайн-рынка продуктов питания потребует серьезных усилий со стороны ритейлеров.
Предпочтения российских покупателей в отношении каналов продаж разнятся в зависимости от категории товара. Так, 56% тех, кому необходимы путевки, билеты и отели, склонны искать их вИнтернете, и лишь 12% говорят, что в большинстве случаев отправляются в офис туроператора. Хотя большинство имеют опыт покупки одежды и аксессуаров в Сети, 45% отмечают, что все же чаще приобретают их в обычном магазине, 33% – офлайн и онлайн с одинаковой периодичностью, 22% – чаще в Интернете.
Что касается свежих продуктов, то 74% россиян преимущественно ходят в обычные магазины, 19% используют и офлайн-, и онлайн-каналы, и лишь 7% делают заказы в Сети. Вместе с тем, в мире доля онлайн-покупателей свежих продуктов заметно выше – 23%, при этом 33% глобальных потребителей совмещают покупки в Интернете с походами в магазины. За упакованными продуктами (снеками, консервами, напитками и т.д.) 66% россиян чаще всего отправляются в обычные магазины, 12% заказывают их через Интернет, 22% выбирают и то, и другое. В мире 29% чаще заказывают такую продукцию в Сети, 36% совмещают онлайн- и офлайн-шопинг, 35% предпочитают только магазины.
Среди источников информации, способных повлиять на решение опокупке, российские потребители чаще всего отмечают сайт ритейлера, если речь идет об одежде и аксессуарах (41%) и электронике (44%). Визит вмагазин важен для покупки таких товаров, как одежда и аксессуары (37%), электроника (41%), свежие продукты (41%), косметика и средства по уходу засобой (40%).
В России 37% потребителей, приобретающих свежие продукты и товары для дома в магазинах, говорят, что в ближайшей перспективе хотели бы попробовать сделать это через онлайн-канал. В мире 14% респондентов регулярно покупают свежие продукты и товары для дома онлайн, среди российских потребителей таковых лишь 4%.
Места
для шопинга
Где российские потребители предпочитаютделать покупки (%)
Категориятоваров |
В Интернете |
Онлайни офлайн |
В магазине |
Путевки, билеты,отели |
56 |
32 |
12 |
Билеты на мероприятия |
46 |
38 |
16 |
Одеждаи аксессуары |
22 |
33 |
45 |
Электроника |
29 |
36 |
35 |
Косметика и средства по уходузателом |
18 |
36 |
46 |
Детскиетовары |
15 |
43 |
42 |
Свежие продукты |
7 |
19 |
74 |
Упакованныепродукты питания |
12 |
22 |
66 |
Бытовая химия и бумажная продукция |
10 |
35 |
55 |
Источник: Nielsen