Есть миллион способов быстро потерять значительную сумму денег: можно пойти вказино или одолжить друзьям на«мегапроект, который точно принесет хорошую прибыль». Носамый надежный– доверить бизнес или распоряжение капиталом своим детям.
Постатистике девять издесяти наследников крупных капиталов растрачивают все упавшие снеба деньги впервые три года после получения доступа ксчетам. Идело здесь вовсе невизвестной пословице, что якобы природа надетях отдыхает, автом, что новоявленные миллионеры неумеют распоряжаться большими деньгами инезнают, скаким трудом заработали их родители первый миллион.
Был такой американский фильм, вкотором навполне заурядного бейсболиста, игравшего втретьей лиге, неожиданно свалилось наследство в$300млн. отнедавно умершего дяди, которого он почти незнал. Однако последней волей родственника, прежде чем наследник получит деньги, было требование потратить замесяц 10% всего состояния, тоесть $30млн. Нотак, чтобы кокончанию отведенного срока унаследника неосталось ниодного доллара иникакого приобретенного наэти деньги имущества. Причем наазартные игры иблаготворительность можно было потратить незначительную сумму. Простая напервый взгляд задача оказалась крайне сложной: купленный наследником айсберг, который он доставил изАнтарктики вСША ирассчитывал, что ледяная глыба подороге просто растает, принес ему прибыль засчет бешеного спроса наэкологически чистую воду. Инвестиции вакции никому неизвестных компаний иигра натотализаторе также лишь приумножили капитал. Ноэто голливудская история, авжизни, как правило, все бывает наоборот.
Согласно данным американской консалтинговой компании Williams Group, которая исследовала истории династий ссостоянием более $3млн., наследники богачей спускают накопленные родителями капиталы– внимание!– за19дней. Отпрыски американских богачей, как правило, сначала покупают дорогие авто, азатем устраивают роскошные вечеринки для всех друзей изнакомых. Витоге состояние внесколько миллионов долларов удается спустить буквально засчитанные дни. Этаже консалтинговая компания провела опрос среди богачей: как оказалось, две трети изних неверят вспособности своих детей сохранить наследство. Впрошлом году один избогатейших британских музыкантов– Стинг– открыто заявил, что решил оставить своих детей без наследства. Винтервью изданию Mirror он признался, что хочет, чтобы они зарабатывали нажизнь сами. При этом западные толстосумы, которые сомневаются вспособностях своих детей грамотно распоряжаться семейными капиталами, все чаще прибегают кпомощи специальных компаний, так называемых семейных офисов (family office).
Бессмертный Дункан Рокфеллер
Как это часто бывает, западный опыт вРоссию нельзя перенести, как под копирку: мы поменталитету иотношению кденьгам похожи нажителей Ближнего иДальнего Востока, считает сооснователь NICA Multi Family Office Кирилл Николаев. Унас непринято говорить оденьгах, источниках происхождения капиталов, тем более, что многие сколотили первоначальное состояние в«смутные девяностые». Такоеже табу– тема смерти главы семейного клана. Домомента потери кормильца вкругу семьи непринято обсуждать, как икто будет распоряжаться его капиталами ибизнесом. Более того, домочадцы зачастую даже незнают обо всех активах, счетах инедвижимости, которая принадлежит главе семьи. Именно поэтому вслучае его внезапной кончины часть капиталов может быть безвозвратно утеряна. Такой случай недавно произошел всемье предпринимателя изПодмосковья, который вдостаточно молодом возрасте скончался отинсульта. Его жена только через год после этого случайно узнала, что супругу, помимо нескольких объектов коммерческой недвижимости стоимостью неболее $1млн, принадлежат достаточно крупное предприятие вдругом регионе инесколько участков земли, аего бизнес-партнеры брали вдолг крупные суммы денег.Нокмоменту, когда это все вскрылось, бывшие партнеры ее мужа успешно поделили бизнес между собой. Ноэто еще несамый вопиющий случай, Кирилл Николаев вспоминает историю, когда жена одного достаточно крупного предпринимателя после его кончины даже вынуждена была выехать изих квартиры, которая оказалась зарегистрированной наофшорную компанию, деньги сосчетов виностранных банках также получить неудалось, так как она незнала, где именно те размещены инакого оформлены. Витоге, чтобы прокормить себя исвоих детей, женщина вынуждена была пойти работать обычной секретаршей, хотя состояние ее мужа оценивалось внесколько сотен миллионов долларов. Представить подобное зарубежом практически невозможно, так как там принято заранее все планировать, втом числе инаступление форс-мажорных обстоятельств. «Побольшому счету бизнес семейных офисов востребован везде, где закончился период первоначального накопления ипоявилось хотябы одно обеспеченное поколение. Устойчивое владение капиталом втечение 10–15лет способно превратить любого нечесаного «селфмейдмена» вухоженного (зачастую благодаря новой, более соответствующей достигнутому уровню второй половине) иумного капиталиста, – говорит президент иСЕО Anderida Financial Group Алексей Тараповский. – Адалее, чтобы нибыло для нас отправной точкой– очередной экономический кризис, желание отдохнуть отдел, пример друзей или иностранных партнеров или просто прочтение пары умных книг потеме, – начинаются поиски грамотных специалистов поведению финансовых дел».
Еще одной особенностью российской бизнес-элиты является то, что состоятельные люди неумеют распоряжаться своими деньгами. Допустим, предприниматель когда-то в1990‑е создал компанию, которой успешно руководил все последние годы. Новодин прекрасный момент ему поступило предложение опродаже бизнеса, откоторого «нельзя было отказаться». Он получил крупную сумму денег, скоторой нужно что-то делать. Как иронизирует Кирилл Николаев: отсутствие денег– это проблема, аналичие больших денег– это очень большая проблема. Их нужно если неприумножить, тохотябы сохранить. Часть средств можно распределить между вкладами вразных банках, часть потратить напокупку какого-нибудь более мелкого бизнеса, часть вложить внедвижимость. Собственно, наэтом изаканчиваются точки применения капитала. При этом если бизнесмен последние 25лет занимался, допустим, продажей стирального порошка, тоинвестиции внедвижимость для него – темный лес. Атут еще появляются разного рода советчики изчисла друзей семьи, которые предлагают «гениальные бизнес-проекты ссумасшедшей рентабельностью». Витоге утаких отошедших отдел предпринимателей возникает риск потери капитала неменьший, чем уих нерадивых отпрысков, накоторых деньги падают снеба ввиде наследства. Кирилл Николаев вэтой связи приводит еще один пример: бывший высокопоставленный чиновник после выхода назаслуженный отдых искал, куда можно былобы вложить свободные средства. Одна компания предложила ему «беспроигрышный» проект покупки небольшого нефтеперерабатывающего завода засмехотворную для этого бизнеса сумму– до$10млн. Следуя рекомендациям консультантов, он инвестировал впредприятие деньги, анаповерку оказалось, что бизнес нетолько был убыточен, ноистоил недороже $2млн. Нополучить свои деньги обратно пенсионеру неудалось– сюридической точки зрения все было обставлено очень грамотно.
«Семейный советчик»
Идея создать компанию, котораябы взяла насебя функции семейного офиса для состоятельных россиян, живущих повсему миру, родилась уКирилла Николаева, когда он реализовывал свой предыдущий бизнес-проект под названием N Capital. Эта компания специализировалась науслугах попокупке ипродаже бизнеса стоимостью от$10млн. NICA Multi Family Office стала ее логическим продолжением. Ведь продав бизнес, выдохнув, предприниматель считает, что вся нервотрепка излоключения, которые сопровождают ведение собственного дела, уже позади. Теперь он может отправиться вкругосветное путешествие, взобраться наЭверест, опуститься вМарианскую впадину. Или просто лежать напеске какого-нибудь необитаемого острова вКарибском море, попивая коктейль изскорлупы кокоса. Нореальность оказывается куда более прозаичной, иего проблемы сизбавлением отбизнеса только начинаются. Как обеспечить стабильный доход, непроедая полученные средства? Как заставить их работать, нопри этом неввязываться вочередную бизнес-авантюру?
Да ивообще: стоитли покупать домик где-нибудь вМайами ипереезжать туда жить, или имеет смысл ограничиться квартирой вИспании? Кирилл Николаев приводит пример, когда один такой состоятельный впрошлом предприниматель решил заняться инвестированием вамериканскую недвижимость. Непосоветовавшись неточто сродными, нодаже непригласив насделку юриста, он приобрел несколько квартир водном изкурортных городов штата Флорида. Было это доначала нынешнего кризиса, ион решил взять недвижимость врассрочку, чтобы несильно обременять семейный бюджет. Нопосле скачка курса доллара, оказалось, что доходы бизнесмена, номинированные врублях, стали меньше, чем сумма ежемесячного платежа подоговору. Кроме того, вдокументах было указано, что если он просрочит хотябы один платеж более чем натри дня, токвартиры автоматически выставляются нааукцион, после которого бывшему владельцу возвращается лишь около 15% вырученной суммы. При этом абсолютно неважно, сколько он оставался должен порассрочке– $100 000или всего один доллар. Чтобы предотвратить подобные непредвиденные удары побюджету, которые могут привести кпотере семейного капитала, компания NICA Multi Family Office предлагает услуги попланированию бюджета иконтролю над расходами. Эта услуга доступна тем, укого размер свободных средств превышает $10млн. Укомпании Кирилла Николаева клиентов нетак много, всего менее двух десятков, ноон управляет средствами насумму порядка $200млн. Точнее, «управляет»– слово несовсем верное: изначально вдоговоре прописывается, что NICA Multi Family Office неимеет доступа кденьгам инеможет их инвестировать. Компания недает советов, куда вложить деньги, алишь рекомендует, куда нестоит вкладывать икакие риски несет та или иная сделка, атакже осуществляет ее юридическое ииное сопровождение, аеще планирует семейный бюджет. Это своего рода домашний консультант пофинансам для состоятельных клиентов. Компания засвои услуги взимает комиссию– всреднем 1,5% откапитала, который находится взоне внимания семейного офиса. Все эти услуги очень похожи навесьма распространенный сервис private banking. Содним, новесьма значимым отличием: сотрудники банка так или иначе навязывают банковские услуги, они впервую очередь работают винтересах банка, акомпания Кирилла Николаева, поего собственному утверждению, – винтересах клиентов. «Каждый клиент сам выбирает степень делегирования финансовых вопросов стороннему консультанту, игде-то мы решаем лишь ограниченный ряд задач (условно: инвестирование определенной суммы сзаданными параметрами). Новосновном это всеже формирование семейной стратегии нагоды вперед иработа помногим направлениям, включая обеспечение наследования вслучае ухода изжизни главы клана, вопросы юридической защиты собственности при судебном преследовании или разводе, решение налоговых задач, вопросов второго гражданства ипр., – рассуждает Алексей Тараповский. – Задача настоящего семейного офиса– профессионально решать для обеспеченной семьи все юридические, налоговые ифинансовые вопросы, которые важны для нее сейчас или возникнут вбудущем, во время работы сней напротяжении поколений. Ниодин банк никогда небудет наэто способен».
Алексей Лещенко,председатель советадиректоров ГК «Модус»:
«Я бы не стал пользоваться подобной услугой. Дело не только в нестабильной экономике, но и в российском менталитете. У нас нет многовековых семейных капиталов с многолетней и успешной историей доверительного управления финансами, как Европе. Русский бизнесмен, сам заработавший свой капитал, не готов пустить посторонних распоряжаться финансами в условиях кризиса. Дополнительные опции, такие как premium banking, при качественном его исполнении, давно стали составляющей жизни успешного человека. Вэтом сегменте вряд ли что изменится, он был и будет востребован. Но обычно речь все же идет о банке, где хранятся активы, а не о сторонней компании».
Егор Клопенко,директор Event Management Group:
«В России немного другая структура частных капиталов и культура сервиса. Family office в их классическом виде имеют здесь мало шансов на успех. Хотя многие частные банки оказывают своим VIP-клиентам услуги достаточно широкого спектра, что может быть приближено к понятию «семейный офис». Еще существует большое количество управляющих и инвестиционных компаний, которые предоставляют VIP-клиентам дополнительные сервисы. Также многие состоятельные люди создают вокруг себя определенный круг доверенных лиц, которые занимаются управлением капиталом и делами, однако это тоже неполноценный family office в обычном его понимании. Я думаю, что в России все это представлено на данный момент именно в том виде, в котором это нужно здесь и может прижиться. Так, я готов доверить частично свои средства в управление инвестиционным компаниям и частным банкам и с удовольствием пользуюсь их дополнительными сервисами, но поставить себя полностью в зависимость от какой-то узкой группы людей было бы крайне рискованно и утопично».
Сергей Огороднов,
председатель советадиректоров компанииVoltaware:
«Family office обеспечивает полную поддержку клиентов – от управления бюджетом до решения бытовых вопросов вроде содержания яхты или развлечения друзей на вечеринке. За рубежом такие компании помогают нескольким поколениям семьи распоряжаться своим богатством. Но в России ситуация обстоит немного иначе. Российским миллионерам приходится создавать собственные семейные офисы – в том или ином виде они есть у большинства участников списка богатейших бизнесменов Forbes, чье совокупное состояние превышает $250 млрд., но многие из этих людей плохо представляют себе, как на самом деле family office должен выглядеть и работать. В России потенциальные клиенты таких компаний предпочитают привлекать для управления своими активами родственников либо людей, которых они давно знают, и никак иначе. Никто из здравомыслящих людей не будет доверять вести свои семейные дела неизвестным российским компаниям из-за опасений, связанных с безопасностью и защитой личной информации. Восновном все российские миллионеры пользуются услугами швейцарских управляющих компаний, потому чтоуних есть как минимум 200–300лет опыта оказания подобных услуг, и они не просто гарантируют, но и реально обеспечивают конфиденциальность клиентов. Как правило, наши состоятельные соотечественники не пользуются подобными услугами и самостоятельно занимаются управлением семейным бюджетом».
Алексей Тузов,
первый вице-президент ГК«Автоспеццентр»:
«Лично я не готов воспользоваться услугами family office, тем более, если речь идет о российской компании. В США и Европе история сервиса предоставления услуг по управлению семейными активами развивается уже несколько веков. Однако в России подобные компании только начинают появляться на рынке, и доверия к ним у наших соотечественников нет. Тут дело и в менталитете российских бизнесменов, и в общей нестабильной экономической ситуации в стране. Сейчас крупнейшие банки в один день объявляют себя банкротом, не выплачивая своим клиентам ни копейки, что уж говорить о том, чтобы доверить управление собственным активами непонятным сторонним компаниям или частным лицам. В нашей стране этот сервис появился относительно недавно, и опыта предоставления услуг у консультантов может быть недостаточно для безошибочного ведения бюджета. Если ты сам неправильно вложил деньги, то винить потом будешь только себя, а кто понесет ответственность в случае убыточных инвестиций, реализованных family office, непонятно».
Рубен Варданян на«сарафанном радио»
«Внастоящее время как раз вРоссии назревает потребность вfamily office, так как подрастает ивходит вбизнес-среду поколение детей предпринимателей 1990‑х, вцелях защиты ифинансового развития семейного бизнеса при включении внего следующего поколения, – говорит генеральный директор ООО «Первая консалтинго-инвестиционная компания» (ПКИК) Владислав Земляной. – Кроме того, переориентация рынка только сприродных ресурсов насферы информационных технологий, фармакологию, медийный бизнес ит. д. требует значительных временных затрат испециальных знаний для надлежащего структурирования иповышения доходности. Экономическая обстановка заставляет диверсифицировать активы понескольким банкам, аиногда июрисдикциям». Специализированные порталы предлагают услуги семейных офисов более чем 20российских компаний, атакже компаний, находящихся, например, вШвейцарии, ноработающих сроссийскими клиентами. «Если говорить остратегии multi family office нароссийском рынке, тонадо понимать, что данный вид услуг унас находится настадии зарождения, причем вэтой стадии находятся как компании– поставщики услуги, так иих клиенты. Создание капитала идинастий– процесс небыстрый. Family (multi family) offices наЗападе создавались под так называемые старые деньги, принадлежащие семьям, имеющим давние традиции управления капиталом, иих главной задачей, как правило, являются инвестиционные стратегии, направленные наприумножение этого капитала иего оптимальное применение, для чего могут использоваться как традиционные, так иальтернативные инвестиции», – говорит вице-президент, директор поразвитию голландской инвестиционной компании Schildershoven Finance B. V. Евгений Филатов. Поего словам, сейчас вполне можно говорить, что наступил момент, когда российские предприниматели начали задумываться опреемственности бизнеса всемейной перспективе. Отсюда вытекает российская специфика NICA икомпании Рубена Варданяна Phoenix Advisors– они занимаются главным образом юридическими ибухгалтерскими вопросами (ведение наследственных дел, составление карты капитала), незадействуя инвестиционные стратегии втой степени, какая свойственная западным коллегам. Руководитель информационно-аналитического отдела АКГ «Градиент Альфа» Виталий Цветков невовсем согласен спредыдущими спикерами: он считает, что семейный офис– пока нестоль востребованное вРоссии направление. Во‑первых, потому что это бизнес снебольшой добавленной стоимостью, а«рентабельность по-русски» ниже 30% небывает. Во‑вторых, – из-за недоверия представителей российского бизнеса кподобным структурам инепонимания целесообразности сотрудничества сними. «Кто лучше меня может спланировать мой семейный бюджет, позаботится одетях иродителях иподберет домашний персонал?»– совершенно искренне задается вопросом российский бизнесмен средней идаже крупной руки. Отдать насторону он готов влучшем случае управление активами икапиталами иналоговое планирование. Ноэто вбольшей степени услуги аудиторско-консалтинговых иинвестиционных компаний, чем семейных офисов, втом понимании, какое вкладывается вэтот термин наЗападе. «Нашчеловек доэтого пока несозрел. Афишировать свое состояние унас непринято, пускать всвой узкий семейный круг посторонних никто нехочет. Если это, конечно, некрайняя необходимость инебезвыходная для чиновника, генерала или топ-менеджера госкомпании ситуация, изкоторой, как известно, есть три выхода– Шереметьево, Домодедово иВнуково», – иронизирует Виталий Цветков. Поего словам, пока нуждающихся вбольшом пакете услуг семейного офиса немного, их число измеряется несколькими десятками. Доверить самое сокровенное и«нажитое непосильным трудом» эти почтенные люди готовы только тому, кого хорошо знают лично икому доверяют больше, чем самому себе. Атаких людей еще меньше. Их вообще можно пересчитать попальцам одной руки. Рубен Варданян– самый известный изих числа, сним дружат иему доверяют бывшие инынешние топы крупнейших госкомпаний игосбанков, официальные иподпольные миллиардеры-бизнемены. Пока семейные офисы вРоссии– это, скорее, нишевой продукт, куда нельзя привлечь клиентов широкомасштабной рекламой. Хороших «семейных советчиков» находят через знакомых, основываясь наинформации, передаваемой по«сарафанному радио».