Девятиклассники пошли в школу, и их родители вдруг поняли, что из школы они пойдут прямо в армию

Татьяна Ивановна Ивина работает учителем в одной из московских школ уже больше 20 лет. В конце августа она пришла на работу, взглянула на классные списки и недовольно покачала головой: таких маленьких классов в ее практике еще не было. Из 9 «В» осталось 11 учеников из 22, а из 9 «А» — 16 из 28. «Так я и знала», — вздохнула она. Вернувшись домой, Татьяна Ивановна достала записную книжку и стала обзванивать родителей оставшихся учеников — чтобы и их уговорить перевести детей из школы в экстернат.
На самом деле классная руководительница Ивина звонила только родителям мальчиков. Она не хочет, чтобы они ушли в армию. Она знает, что если они останутся в школе, то наверняка туда попадут. Вот и звонит родителям. В этом году перешли в 9-й класс, то есть в старшую школу, те, кто пошел учиться в 2001 году, восемь лет назад, когда в России было введено одиннадцатилетнее образование. Многие из этих детей окончат школу уже после того, как им исполнится 18 лет, и они могут попасть в военкомат прямо с выпускного вечера.
Как выяснилось, для многих родителей тот факт, что их детям предстоит учиться еще три года, а не два, оказался полным сюрпризом. За последнее время все привыкли: в одиннадцатилетке на самом деле десять лет. В начале 1990-х проходил эксперимент по ускоренному обучению в начальной школе, детей учили по сокращенной программе, они перескакивали из 3-го класса в 5-й, а оканчивали школу в 11-м. В 16–17 лет, как и раньше. Все знали: у ребенка будет еще год до призыва. Но в 2001-м одиннадцатилетка стала настоящей: во все школы вернули 4-й класс. Стало очевидно, что нагрузка на детей слишком высока, и эксперимент отменили.
И люди запутались. Они до последнего момента думали, что учиться их дети будут на год меньше. Восемь лет назад их об этом предупреждали, но тогда это было неважно, вот многие и забыли. Владимир Извеков, член Московского городского совета родительской общественности, говорит, что даже для него, человека, который в теме, стало неожиданностью, что внучка будет учиться одиннадцать лет, а не десять.
Извеков уверен: если бы реформы в образовании не были столь спонтанными и о переходе на четырехлетнюю начальную школу предупредили заранее, родители мальчиков просто отдали бы их учиться на год раньше. Эксперты говорят, что не разобрались в ситуации те, кто отдавал детей в школу с 2001-го по 2005 год включительно. В 2006-м многие уже привели в первый класс шестилеток.
Все просто привыкли к неразберихе. «То говорили — из третьего в пятый, то вернули четвертый, но отменили десятый, — с ужасом вспоминает Екатерина Лемешева, мама девятиклассника Кирилла. — Разве тут можно что-то понять? Спрашивали у учителей, так они сами руками разводили». Теперь руками разводят все: классная руководительница Кирилла, сам Кирилл Лемешев и его мама. 23 апреля 2011 года Кириллу исполнится 18 лет, школу он окончит в конце июня и попадет под призыв (с переходом на годичный срок службы его продлили до 15 июля).
«Обязательный призыв искажает в России всю картину образования, — ругается Евгений Бунимович, председатель комиссии по образованию Мосгордумы. — Мы даже не знаем, сколько людей реально хотят поступать в вузы, ведь многие идут туда только для того, чтобы не служить». Вообще-то переход на одиннадцатилетку — это очень положительный шаг, говорит Бунимович. Во всем цивилизованном мире обязательное образование длится 11–13 лет, и увеличение срока обучения — это общемировая тенденция. Только сначала надо что-то сделать с армией. Бунимович рассказывает, что в России даже обсуждался вопрос об увеличении обязательного образования до 12 лет, но потом дискуссии утихли: «Педагоги одобряют увеличение срока обучения в школе, но не могут обрекать детей на гарантированное попадание в казармы».
Так что теперь главная задача российских школьников — сделать все, чтобы окончить школу пораньше. Андрей Курбатов из Института управления образованием РАО прогнозирует, что желающих будет очень много. Практически единственный выход для них — экстернат, заочное обучение в старшей школе по ускоренной программе с обязательной сдачей экзаменов по всем предметам. Теоретически при государственных школах экстернаты бесплатные: подать заявление на перевод и приходить сдавать экзамены действительно можно бесплатно. Но почти всегда школьникам нужны репетиторы — как правило, учителя того же экстерната, чтобы сдавать экзамены было легче. На круг выходит около 10 000–15 000 рублей в месяц.
Людмила Донгаузер, замдиректора по экстернатному и индивидуальному обучению известной частной Ломоносовской школы, говорит, что современные программы ускоренного обучения действительно позволяют заочно окончить старшие классы в два раза быстрее. Но это только если ребенок способный, остальные могут не потянуть.
Москвич Андрей Гуськов — из способных: в школе всегда был на самом лучшем счету. Он уже точно знает, что хочет стать переводчиком. На уроках ему давно скучно, а свободного времени на занятия с репетиторами по английскому и немецкому языкам не хватало. К тому же Андрей мечтал выучить испанский. В планах у мальчика еще французский и турецкий, но ими он хочет заняться уже во время учебы в инязе. Впрочем, старшеклассник признается, что впервые об экстернате задумался не он, а его мама. У Андрея день рождения в мае, и если он будет учиться в обычной школе, то получит аттестат в 18 лет.
Впрочем, от армии можно спастись и в профессиональном училище, вспомнили многие. ПТУ и колледжи — альтернатива 11-му классу: они тоже дают полное среднее образование, только учиться там надо дольше, а на это время предоставляют отсрочку от армии. Ольга Макарова, учитель информатики школы №842 в Зеленограде, говорит, что многие ее ученики ушли в училища. Для сравнения: в этом году в колледжи и ПТУ поступила примерно половина выпускников девятого класса этой школы, а раньше уходила только треть. Конечно, дело не только в армии: популярность профессионального образования растет в первую очередь вместе со спросом на квалифицированные рабочие руки.
Эксперты опасаются, что те, кто уйдет в экстернат, перестанут учиться. Экстернат станет простой формальностью, и родители будут покупать детям школьные аттестаты, пугает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Действительно, в интернете торговля аттестатами процветает давно, а молодые люди активно делятся опытом, где лучше купить и за сколько. Средняя цена — 10 000–15 000 рублей. Это дешевле, чем заниматься с репетиторами. Самым ленивым фирмы по продаже дипломов и аттестатов даже предлагают доставку на дом: экспресс-почтой или курьерской службой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *