Российское правительство предприняло два знаковых протекционистских шага, направленных на снижение цен на бумагу: временно– на 4 месяца – запретило экспорт макулатуры из России и уполовинило (с 10 до 5%) ввозную пошлину на бумагу. Таким образом правительство отреагировало на события, последовавшие после прошлогодней девальвации рубля, вследствие которой экспорт и бумаги, и сырья для ее производства стал выгоднее поставок на внутренний рынок, и различные сорта бумаги прибавили в цене от 15 до 50%.

Два предпринятых властями шага имеют неодинаковое значение для разных сегментов рынка. Вдешевой макулатуре прежде всего нуждались российские производители низкосортной бумаги, которым издавна приходилось конкурировать за сырье с зарубежными покупателями – особенно с украинскими, поскольку до 70% экспортной макулатуры поставлялось на Украину. Летом Лига переработчиков макулатуры, объединяющая 38компаний – участников бумагоделательного рынка, распространила заявление, согласно которому только за I полугодие этого года макулатура подорожала на 50% и продолжает расти в цене. Макулатуры не хватает предприятиям, в мае 2015 г. все крупнейшие производители макулатурных картонов остановили свои бумагоделательные машины из-за отсутствия сырья на складах, а в июне наблюдалось уже три простаивающих из-за нехватки сырья целлюлозно-бумажных комбината. Наряду с девальвацией на стоимость сырья повлиял кризис: «В связи с кризисными моментами в экономике у нас упал розничный товарооборот. Вследствие того, что макулатура является отходом именно потребления, и объемы макулатуры начали снижаться», – объяснил исполнительный директор Лиги переработчиков макулатуры Максим Новиков. Идя навстречу производителям, Минпромторг предлагал запретить экспорт сырья еще в марте, однако его предложение не прошло бы, если бы не совпало с интересами другой группы лоббистов.

Вторая мера правительства– снижение ввозных пошлин – направлена на поддержку интересов уже не бумагоделательной промышленности, а совсем другой отрасли– пропаганды. От роста цен на бумагу в первую очередь страдали бумажные СМИ. В феврале глава Минкомсвязи Николай Никифоров предупредил премьера Медведева о возможном коллапсе печатной отрасли из-за роста цен на бумагу и предложил пересмотреть таможенные ставки на нее. Зашевелилась газетная общественность. Главные редакторы ведущих газет – «Московского комсомольца», «Комсомольской правды», «Коммерсанта», РБК, Forbes – написали письмо президенту Владимиру Путину, в котором просили поддержать отрасль и среди прочего остановить рост цен на бумагу. По словам руководителя Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Натальи Костенко, за последнее время наблюдалось три «волны» обращений со стороны представителей печатных СМИ, типографий и издательств, связанных с повышением цен на газетную бумагу: первая пришлась на конец 2014 г., вторая была зафиксирована во время второго Медиафорума ОНФ в апреле, третья фактически началась в августе.

Пропагандистская работа шла по всем правилам: на телевидении даже появились материалы, доказывающие, что в подорожании продуктов питания тоже виновата бумага, – ведь нельзя забывать про стоимость упаковки!

Президент быстро отреагировал на обращение СМИ, дав соответствующие поручения не только гражданским ведомствам, но даже правоохранительным органам: Федеральной антимонопольной службе и Генеральной прокуратуре было поручено проконтролировать ценообразование в этой отрасли. Виюне Дмитрий Медведев внес макулатуру и бумажные отходы в список важных для рынка России товаров, экспорт которых может быть запрещен. В течение года правительство обсуждало многие возможные меры поддержки печатных СМИ – и возвращение сигарет в газетные киоски, и включение в KPI деятельности губернаторов показателя обеспеченности населения ларьками, и обнуление импортных пошлин, и введение экспортной пошлины на бумагу. Нотут уже против выступил Минпромторг: усиление импорта бумаги и введения экспортных пошлин на российскую продукцию ударило бы по интересам российского бумпрома. Витоге было достигнуто компромиссное решение: экспортные пошлины не ввели, импортные не обнулили, но понизили, а экспорт макулатуры запретили, поскольку в этом запрете были в равной степени заинтересованы и газеты, и производители бумаги. Впрочем, в эффективности принятых мер уверены не все. Попрогнозам участников рынка, в России за год заготавливают 2млнт макулатуры, дефицит составляет около 1,5млн т, а экспорт– всего около 350000 т, то есть 10% от годовой потребности. «Величина экспорта, особенно на Украину, была не очень существенна по сравнению собщим объемом,– считает президент Национальной конфедерации упаковщиков Владимир Чуйков.– Проблема в другом – снизилась генерация макулатуры из торговых сетей, а альтернативных источников не появилось. Поэтому здесь возникает ситуация и с качеством макулатуры, и с ее количеством. Запрет не решает проблему, когда дефицит зреет гораздо больше, по нашим расчетам, чем эти 10%. Существенным фактором мог бы быть закон об обязательном раздельном сборе отходов. Повысилась бы степень генерации и соответственно переработки макулатуры, извлеченной из мусора, которая сейчас просто уничтожается».

Вполне возможно, что принятые меры окажутся лишь символическим жестом и сдержат, но не развернут тенденцию роста цен.

Наталия Малашенко,директор по корпоративным отношениям UPM:

«К сожалению, этой мерой не решить основного вопроса нехватки макулатуры на внутреннем рынке. Сейчас основной источник макулатуры – типографии и розница. В условиях кризиса тиражи сокращаются, и отходы типографий соответственно тоже. В Европе 60% газетно-журнальной макулатуры собирается от домохозяйств, у нас – 1%».

Екатерина Ивлева, генеральный директор Издательского Дома «Экстра-Балт»:

«Макулатуры как не хватало внутри страны, так и не хватает. Соответственно, насколько мне известно, никому ни жарко ни холодно от этого запрета не стало. Кроме этого, цены на макулатуру в связи со скачком евро повысились в два раза. За ней и так ведут охоту.

Относительно импорта бумаги. Отечественные комбинаты не производят мелованную бумагу или, по крайней мере, не в необходимых объемах. Соответственно, чтобы простимулировать развитие печатных СМИ, использующих мелованную бумагу (большинство журналов), было принято это решение еще в апреле 2015 г. Собственно, именно тогда и возникла волна протеста. Пошлина была и до этого небольшой. Ее размеры выросли за счет скачка валют. Но, повторюсь, это все происходило в апреле, когда курс был еще другой».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *