Очарованный краник

В России – вал детской литературы о сексе. Она сводится в основном к практическим рекомендациям и изобилует метафорами

Няня Мария Федоровна обнаружила у семилетнего Саши и десятилетней Даши ярко-желтую книгу с беременной блондинкой и целующимися карапузами на обложке. «Заниматься любовью – это значит обнимать и ласкать друг друга. Пенис увеличивается в размерах и проникает внутрь женщины, в ее половые органы. Заниматься любовью очень приятно» – это дословная цитата из книги. Она называется «Откуда я взялся? Сексуальная энциклопедия для детей 5–8 лет». Няню едва не хватил удар. Она в возмущении пошла с книгой к родителям – только чтобы выяснить, что они сами и поставили на полку в детской комнате эту злополучную энциклопедию под редакцией «всемирно известного психолога и специалиста по вопросам детства и взросления» Виржини Дюмон.

ВЦИОМ недавно провел опрос: все больше родителей готовы говорить с детьми о сексе. Рост с 51% в 1991 году до 62% сегодня. Ханжей все меньше. Почти половина опрошенных убеждена, что эту информацию мальчики и девочки должны получать от мамы с папой. Более 40% родителей не против, чтобы детям рассказывали про секс на специальных курсах. Как, например, во Франции – там в пятом и шестом классах два раза в месяц уроки по сексологии. В России такого нет. И родители используют в качестве методичек все, что могут найти на полках книжных магазинов. Книгам, подсчитал ВЦИОМ, доверяет треть пап и мам.
А выбрать есть из чего: только за последний год издательства выпустили больше десятка книг и энциклопедий на заданную тему.
В пособии «Откуда я взялся?» по крайней мере все названо своими именами. Пенис, половые органы – все понятно. Книга «Детям о сексе», которую написали две дамы – Венди Дарвилл и Келси Пауэлл, и вовсе представляет собой удобный путеводитель по половой жизни для подростка и даже для взрослеющего ребенка. «Что будет, если шнурок у тампона оторвется?» «Что делать, если пенис маленький?» «Что такое оральный секс?» Наконец – и это точно полезно знать, – что делать, если взрослый трогает вас так, что вам становится неудобно. «Помните про три слова: “нет”, “прекратите”, “я расскажу”».
Зато у Петера Готхарда, автора книги «Как мама стала мамой, а папа – папой», все, что рассказано о физиологическом устройстве мужчины и женщины, умещается ровно в две строчки. Внутри будущей мамы – «пузырьки-яйцеклетки». «Коля вставляет свой краник в Олину дырочку – они в самый раз подходят друг другу». Конечно, эта книга рассчитана на читателя помладше. Но даже очень маленькому читателю концепция краника может быть не ясна. Внутри папы – «головастики-сперматозоиды». «Там, в животе, головастика уже поджидает малюсенькая клеточка».
Клеточку Катерина Януш в книге «Как я появился на свет» в итоге все-таки назовет яйцеклеткой, а вот головастиков сперматозоидами – так и не решится. Впрочем, не исключено, что это переводчик поскромничал: большинство детских книг о сексе – переводные. На обложке, под которой краники, дырочки и головастики, есть предупреждение: «Для чтения взрослым детям». Хотя эту книжку пропустила бы даже бдительная няня Мария Федоровна. Для того чтобы завести ребенка, маме нужен папа, но не любой папа, а такой, который отдаст ей своих головастиков. Это один из главных тезисов этой книги.
Что делать с пятилетним малышом, если он спросит, откуда он взялся? Объяснить ему, что был найден папа, не жадный на головастиков? Или прочитать лекцию об устройстве половых органов? «Ребенку хватило бы ответа: из маминого животика», – объясняет Елена Гращенкова, сотрудник центра психологического сопровождения «Точка ПСИ». В любом случае со взрослыми детьми проще. По крайней мере про них понятно, что если они не узнают так, то узнают этак.
Если подросток пройдет мимо пособия Дарвилл и Пауэлл, то он может взять с полки книгу «Переходный возраст» под редакцией Сьюзан Мередит с подзаголовком «Все, что нужно знать подростку о здоровье и сексе». Она – про пубертатный период. Стиль изложения суховат: «Строго говоря, половой акт начинается с проникновения пениса во влагалище и заканчивается извлечением его оттуда». И так далее в том же духе.
«Секс для начинающих» сербки Ясминки Петрович скорее похож на комиксы: мультипликационные герои то виснут голыми на люстре, то замеряют линейкой собственный пенис, то целуются взасос, запутавшись языками, то идут красными пятнами, напоминающими ветрянку, демонстрируя читателю эрогенные зоны.
На самом деле довольно много книг о сексе для детей и подростков написаны с юмористическим пафосом, а иллюстрации в них напоминают скорее карикатуры, чем энциклопедические изображения. Тут мнения специалистов расходятся. Например, Елена Гращенкова из «Точки ПСИ» считает, что такие брошюры могут сформировать у ребенка отношение к сексу как к чему-то стыдному, требующему высмеивания. А Александр Полеев, сексолог, профессор Института психоанализа, кандидат медицинских наук, напротив, уверен, что ирония, «снижая сверхценность сексуальных отношений, облегчает подростку жизнь в нашем гиперсексуализированном обществе». Подумаешь, головастики с клеточками.
Психологи утверждают, что рисунки должны быть лишены подробностей и эротизма. Хуже всего, по мнению Елены Гращенковой, когда рисунок никак не объясняется текстом. Например, изображена мама с кровавой простыней, младенцем на руках, а внизу подпись: «Так я появился на свет!» Как? Что произошло? Несоответствие текста картинкам – один из самых распространенных изъянов секс-энциклопедий.
Многие родители отмечают, что книги рисуют секс банальным и обыденным и почти не затрагивают главного вопроса: когда и с кем? По прочтении просится вывод, что сексуальные отношения так же просты, как приятельские. У мальчика – краник, у девочки – дырочка, они друг другу подходят, как ключ к замку. «А значит, выбираешь девочку и – вперед!» – возмущается сексолог Александр Полеев. Он говорит, что на Западе издается много психологической литературы для детей и подростков, где подробно обсуждаются темы любви, ответственности, выбора партнера. В России предпочитают издавать практическую литературу. Хотя из тех, кто знаком с этой психологической литературой про любовь и ответственность, многие теперь предпочитают про краники.
В советское время трудно было найти восьмиклассника, который бы не мастурбировал на картинки из анатомического учебника или, на худой конец, читая рассказы Хемингуэя. Сегодня, утверждает сексолог Полеев, книги о сексе вряд ли могут раньше времени – а это волнует родителей – стимулировать сексуальное поведение у детей. Он убежден, что в море эротической информации, которая выплескивается на ребенка из телевизора, интернета и журналов, обучающая книжка составит примерно 1%. Так что пускай – это может быть полезно.
«Дети и подростки, несмотря на “сексуализацию” современного общества, знают об интимной стороне жизни столько же, сколько взрослые – о бытовой стороне жизни в Рио-да-Жанейро», – убежден Александр Полеев. И это, по его мнению, большая проблема: недостаток информации заполняют фантазии. Подчас дикие, которые провоцируют необоснованные страхи и приводят к депрессиям. А еще к ранним беременностям, различным заболеваниям и прочим неприятностям.
Многие родители боятся разговаривать с детьми на эти темы. Но часто они начинают еще больше нервничать, если ребенок ни о чем не спрашивает. «Или все уже знает, или правда этой темой не интересуется», – гадает Наталья Смирнова, мама 12-летнего подростка. Первой начинать разговор она не хочет – боится насмешек и недоумения со стороны сына. Проще всего – купить книгу Венди Дарвилл и Келси Пауэлл.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: