По подсчетам «Русского Newsweek», в 2007 году вышло 12 фильмов с участием Михаила Ефремова и снималось по меньшей мере еще 6, выходящих в 2008 году. Без Ефремова не обошлась, кажется, ни одна значимая картина сезона: «12», «День выборов», «Ирония судьбы. Продолжение», «Ленинград», «Индиго» – как водится, у этого актера все роли второго плана, но очень запоминающиеся. От титула «актер года» Ефремов, впрочем, отнекивается, и в интервью Леониду Парфенову он настаивал на формулировках типа «ударник экрана».
18 фильмов за год – вышедших и выходящих – это очень много! Сейчас актерская работа такая – все время сниматься, переезжая с площадки на площадку?
Работа, в общем, всегда была такой. Ну у меня в дипломе написано: «актер театра и кино». Просто в стране кинобум и работы много. Капитализм — наше ремесло впервые стало частью настоящей индустрии.
То есть чистая техника? А как же цель творчества?
А цель творчества — самоотдача, как известно (смеется). Тут ничего не изменилось.
А не шумиха, не успех – но это не про актеров, а про поэтов. Актерам-то успех нужен.
Оппортунист Бернштейн, утверждая «движение все, цель ничто», повторял Иоанна Богослова. Так что простым актерам можно играть и без великой цели.
Даже если так, почему всегда роли второго плана? А были бы главные – каждая становилась бы этапной.
Главные роли — слишком большая ответственность. Это в театре актер вышел на сцену — и дальше он хозяин положения. А в кино я зависим от оператора, монтажа, озвучки, а хозяин положения — режиссер.
Я чувствую, вы театр ставите гораздо выше кино?
Почему, есть и кино, по-театральному ставящее перед собой задачи постижения характера. Вот я сейчас снимаюсь в фильме «Беляев» у Николая Хомерики — очень серьезно. В такой работе мне режиссер должен быть интересен, что редкость, конечно.
Но вообще кино в профессиональной среде по-прежнему считается делом ниже театра?
Я же сын театральных актеров. Папа и мама к кино относились как к халтуре, которую, конечно, надо делать качественно, но настоящее служение — театр. Кино — как отпуск: уехал в другой город, к другим людям.
Поэтому вы сейчас, после стольких фильмов, ставите спектакль в театре?
Да, я так много снимался, чтоб заработать денег побольше и спокойно ставить в «Современнике» «Шарманку» Андрея Платонова — спектакль, о котором мечтал 20 лет. И киношники знают: по апрель у меня время есть только в Москве и только от 15.30, потому что до 15 часов каждый день репетиции.
Большинство ваших ролей – немолодой постсоветский человек, крепко пьющий и лукавый. Это, конечно, тип богатый на проявления, но все-таки – это ваше амплуа?
А я и сам — немолодой постсоветский человек, пьющий и лукавый. А кинорежиссеры идут от ожидаемого, потому и приглашают меня. Вы правы — тип это богатый. Я могу сыграть и других, но вот я сам — беспокойный человек, и хотя знаю, как изобразить очень спокойного, это не совсем мое.
Я не встречал непьющих русских актеров, но почему только вы превратили эту склонность в свое знамя и горделиво его несете?
Как это вы не знаете непьющих? Галина Борисовна Волчек или Олег Палыч Табаков — люди вовсе не склонные, хотя столько работали с моим отцом, который это дело уважал. И с чего вы взяли, что я несу горделиво? Может, я стыдясь несу? (Смеется.)
Вас чествуют на Comedy club, просят повторить за ведущим «я самый выдающийся актер второго плана». Вы встаете и говорите: «я самый нетрезвый актер второго плана».
Опять-таки идя от ожидаемого я это сказал. Они же это хотели услышать от меня — вот и услышали. Обычное актерское понимание публики.
Не находите, что не только в публичном поведении актеров, но и в их игре стало слишком много стремления дать то, что хотят увидеть и услышать?
Конечно, много антрепризных спектаклей. Сильный социальный заказ на театр-шоу, на театр как отдых после работы. Ничего страшного. Есть и интерес к серьезному театру, и он, кстати, более стойкий.
А тип актера – по работе, по внутреннему состоянию – сильно изменился со времени, например, вашего отца?
Нет, я сейчас с совсем молодыми ребятами работаю — особой разницы не вижу. Конечно, компьютер и мобильники нас всех изменили, время идет быстрее, внутренний ритм стал выше. Но по человеческой сути перемен нет.
И значит, ничто не мешает начаться еще и театральному буму?
Конечно! Как во всякую эпоху, скажем так, стабильности. И театр снова будет ставить главные общественные вопросы и порождать принципиальные споры. Вы подождите, еще и эзопов язык вернется.
ПОТОМСТВЕННЫЙ АКТЕР
Михаил Ефремов родился в 1963 г. в семье народных артистов Олега Ефремова и Аллы Покровской. В 1987 г. окончил школу-студию МХАТ, до 1991 г. руководил театром-студией «Современник-2», затем работал во МХАТе им. Чехова. В кино снимается с 13 лет – первый фильм «Дни хирурга Мышкина» (1976).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *