В пятницу состоялась встреча нового гендиректора «Трансаэро» Валерия Зайцева сбанками-кредиторами, где должна была решиться дальнейшая судьба перевозчика.

Полтора месяца авиакомпания находится вподвешенном состоянии, акконсенсусу сторонам прийти неудалось. Ноудивляет другое. Странным выглядит отношение властей кнедавно второму повеличине российскому авиаперевозчику. Авиакомпания еще летала, нопредставители власти твердили онеобходимости ее банкротства. «Аэрофлот» взял управление «Трансаэро» насебя, ноее убытки только выросли. Гендиректор частной авиакомпании S7говорил оготовности купить бывшего конкурента, чтобы попытаться спасти бизнес, аунего отбирают сертификат эксплуатанта. «Трансаэро» лишили маршрутной сети исамолетов, ноее бумаги растут на20–40% вдень. Складывается ощущение, что наакциях играют спекулянты, используя любую позитивную или негативную новость. Новсе плохое, что могло произойти с«Трансаэро», уже случилось.

Немного позитива внес глава Росавиации Александр Нерадько, заявив, что перевозчик впринципе может пройти процедуру сертификации заново. Правда, потребуется наэто около 70дней. Смягчили риторику иправительственные чиновники. Если сначала первый вице-премьер Игорь Шувалов «невидел никакого смысла» вподдержке «Трансаэро», тозатем прозвучали слова онеобходимости плана спасения авиакомпании. Источники «Ко»отмечают, что впринципе авиакомпании могут просто вернуть сертификат иона продолжит полеты. Еще один собеседник «Ко»говорит, что глава группы S7Владислав Филев, заявивший опокупке контрольного пакета «Трансаэро» усемьи Плешаковых, уже «ходил порынку» сцелью покупки авиакомпаниисдействующим сертификатом, чтобы вслучае завершения сделки незамедлительно начать полеты, анеутяжелять проблемным перевозчиком свои авиакомпании– S7и «Глобус». Вконце 2000‑х S7находилась награни банкротства, нобизнесмену удалось договориться скредиторами ивывести компанию вприбыль. Филев требуетконтроля над «Трансаэро», иего поддерживают частные банки-кредиторы, которым онав сумме должна более 80млрд руб. Пока существует, хотя ислабая, вероятность подобного развития событий.

Помимо Владислава Филева, на«Трансаэро» появился еще один претендент– это крупный инвестфонд, созданный сучастием правительства Малайзии иимеющей опыт реструктуризации компаний Malaysia Airlines иAirAsia. Ноиностранцев может заинтересовать только воздушный флот российской компании, наоснове которого онихотелибы создать нового перевозчика для полетов вЮго-Восточной Азии.

Наиболее вероятным сценарием дальнейшего развития событий может стать все-таки сохранение «Трансаэро». Собеседники «Ко»говорят, что и«Аэрофлот» уже против этого сильно невозражает. Национальный перевозчик получил 56самых интересных международных маршрутов «Трансаэро», взял 14его самолетов ипланирует увеличить их количество до35. Новот с обещанием трудоустроить более 6000лишившихся работы сотрудников «Аэрофлот» может инесправиться. Вариант, который сейчас обсуждается всеми заинтересованными сторонами,– это создание набазе «Трансаэро» новой авиакомпании, которая возьмет насебя в том числеобязательства перед кредиторами. Правда, часть долгов будет, вероятно, конвертирована вакции новой компании. Таким образом, контрольного пакета небудет ниукого, аоперационным управлением может заниматься игруппа S7.

Впрочем, нафоне борьбы заактивы «Трансаэро» вновь обострился конфликт между «Аэрофлотом» иS7. Если еще всентябре – начале октября Владислав Филев действовал заодно с«Аэрофлотом», помогая перевозить своим флотом чужих пассажиров, товсередине октября резко изменил позицию. Помнению собеседников «Ко», он понял, что ничего неполучит отбанкротства своего конкурента– все достанется «Аэрофлоту», –и выступил резко против монополизации рынка. Поего мнению, уход «Трансаэро» срынка– «однозначно плохое инеправильное направление как для индустрии, так идля страны». Буквально через несколько дней после этого S7объявила омасштабной распродаже билетов – скидки доходили до80% отпервоначальной стоимости. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев принял вызов. Он заявил, что объединит три авиакомпании, входящие вгруппу «Аэрофлот» под брендом АК «Россия» иони будут выполнять полеты изДомодедово. Это позволяет предположить, что ценовые войны продолжатся, поскольку «Россия» будет летать помаршрутам S7. Так же действовал воВнуково принадлежащий «Аэрофлоту» лоукостер «Победа», отбирая пассажиров укомпании «ЮТэйр».

Путешествующим, конечно, хорошо, нодля перевозчика это работа если невминус, тонаграни рентабельности, что внынешней экономической ситуации непозволительно. Это выбьет сприбыльных московских направлений небольшие авиакомпании иприведет кфинансовым потерям нетолько S7, ноисам «Аэрофлот».

Максим Осадчий,начальник аналитического управления банка «БКФ»:

«Наибольший удар вфинансовом секторе банкротство «Трансаэро» может нанести Новикомбанку, так как унегосамая большая доля кредита, предоставленного авиакомпании вактивах (2,6%) ивкорпоративном кредитном портфеле (5,4%). Навтором месте– Московский кредитный банк (0,7% и1,9% соответственно), натретьем– Промсвязьбанк (0,6% и1,1%).

Если Новикомбанк создаст резервы покредитам, предоставленным «Трансаэро», вразмере 100%, тонормативы достаточности базового иосновного капиталов могут быть нарушены. На1октября 2015г. они составляли 6% и6,28% при допустимых минимальных значениях 5% и6% соответственно».

Олег Пантелеев,руководитель аналитической службыагентства «Авиапорт»:

«Если невырастут тарифы наперевозку пассажиров, тозавтра-послезавтра мы получим «Трансаэро‑2», «Трансаэро‑3». Только засчет увеличения занятости кресел, накоторое рассчитывают перевозчики, они заработать несмогут. Поэтому тарифы повысятся неизбежно. Но рост цен наавиабилеты приведет кснижению пассажиропотока. Таким образом компенсируется вывод срынка провозных мощностей «Трансаэро». Вопрос втом, как найти баланс между ростом тарифов исокращением спроса при постоянном увеличении расходов наавиакеросин, аэропортовых сборов ипроцентных ставок побанковским кредитам илизинговым платежам. Все это приведет ктому, что точка безубыточности будет выше. Рост тарифов можно списывать намонополизацию рынка, ноимевшаяся конкуренция была губительна».

Майя Ломидзе,исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР):

«Средняя стоимость так называемого операторского тарифа, который давали перевозчики, увеличится примерно на10%. Иэто довольно осторожная оценка. У«Трансаэро» были большой парк иочень разветвленная маршрутная сеть. Существует риск, что некоторые направления небудут заняты другими перевозчиками, поскольку «Трансаэро», возможно, куда-то летала сминимальной рентабельностью. Внынешней ситуации рисковать никто незахочет. Речь идет одальнемагистральных направлениях. Вчастности, обостровах Карибского моря, некоторых регионах Юго-Восточной Азии иИндонезии.

Турпоток вЕвропу, пооценкам операторов, снизился задевятьмесяцев на38–40% посравнению спрошлым годом. Поитогам года прогнозируем падение на43–45%. Отдельный сегмент – это безвизовые направления. Наименьшее снижение будет поЕгипту– около 10%, Таиланду– на25%, Эмиратам– на 15–20%. Европа взимний период упадет на25–30%. Сзимним расписанием вообще многое непонятно. Комиссия Минтранса передала «Аэрофлоту» 56международных маршрутов «Трансаэро» из144. Следующее заседание, скорее всего, – вконце ноября. Соответственно если нет рейсов, нет ипродаж. Сточки зрения туроператоров зимний сезон уже провален.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *