Столичные власти уже 10лет ведут настоящую войну спредставителями малого исреднего бизнеса, которые сначала 1990‑х прочно обосновались намосковских улицах вразного рода киосках, палатках иминимаркетах. Новое наступление грозит полностью уничтожить данный сегмент.

Наначало текущего года вМоскве насчитывалось почти 9000 киосков, вближайшем будущем их количество планируется сократить до2500. Изних 2200 будет работать под вывеской «Печать» ипродавать соответствующую продукцию. Остальные 300должны переформатироваться под магазины цветов, мороженого иразного рода билетные кассы. Только часть изэтих 300палаток сможет идальше продавать продукты питания. Таким образом, реформа уличной торговли предполагает сокращение количества подобных магазинов в25раз. Содной стороны, столичные улицы действительно стали больше напоминатьпроспекты европейских мегаполисов, носдругой– средств к существованию лишились тысячи мелких предпринимателей иработников магазинов. Теоретически они могут претендовать наместа вновых торговых центрах, которые растут встолице как грибы после дождя, носогласитесь, мелкий продуктовый магазин небудет арендовать 20–30кв. м рядом ссетевым продуктовым супермаркетом, да иставки аренды вторговых центрах намного выше. «Малый бизнес ввойне мэрии скиосками оказался действительно пострадавшей стороной– торговые центры даже вусловиях кризиса неготовы идти ему навстречу, да иих условия большей частью абсолютно невыгодны предпринимателям, – признает президент МОО «Деловые люди» Ольга Косец. – Правда, никто недумаетотом, что отэтой войны страдают имосквичи. Попробуйте найти хлеб или овощи подоступной цене недалеко отсвоего дома– увы, наши бабушки теперь вынуждены идти всовременные, красивые, ноневсегда удобно расположенные торговые центры».

По ее словам, сприходом новой команды управленцев воглаве сСергеем Собяниным было принято решение навести порядок в уличной торговле– вовремена Юрия Лужкова этот вопрос зачастую решался через «спонсирование» определенных чиновников. Кампания против мелкой розницы стартовала послетого, как новый мэр умудрился наткнуться уодной изстанций метро наторговцев «без документов» и немедленно дал указание «разобраться». Но довольно сложно затри-четыре месяца учесть все нюансы сложившейся запредыдущие годы системы. Тем неменее уже вфеврале 2012 г. предпринимателей «порадовали» постановлением правительства Москвы, которое одним махом урегулировало ситуацию, поставив все существующие киоски вне закона. Уработавших натот момент почти 22 000московских киосков были заключены договоры сдепартаментом управления имуществом Москвы с2005г. ибез даты окончания срока, ановое постановление эту дату определило, дав предпринимателям три месяца на«самоуничтожение». «Помогли этому процессу ичиновники, желающие усидеть ипри новом мэре– иногда они усердствовали даже больше, чем того требовало постановление. Неповерите, предприниматели даже ночевали всвоих киосках, некоторые приковывали себя коборудованию наручниками, ибо можно было утром прийти ивместо киоска обнаружить чистую площадку, как будто ничего инебыло», – вспоминает Ольга Косец.

Первая битва нового столичного правительства скиосками сократила их количество задва года почти втри раза. Врезультате горожане ощутили нехватку торговых точек шаговой доступности, амалое сельхозпроизводство ипереработка (те, кто никогда сосвоей продукцией непопадет наполки сетевых магазинов) потеряли понятный рынок сбыта.

Новое оживление напалаточном фронте началось сейчас, ибо вапреле–июне 2015г. закончился срок ранее заключенных натригода договоров. Правила игры наэтом рынке правительство Москвы снова решило поменять: теперь киоски станут единообразными ибудут собственностью города (послухам, потратят наэто порядка 3млрд руб. избюджета). Таким образом, предприниматель получит место сзакрепленной специализацией, асам киоск ему принадлежать небудет. «Поповоду специализации тоже много вопросов: кпримеру, известны случаи, когда напривычном «колбасном» месте вдруг открывался киоск попродаже театральных билетов, который стоял пустым. Предпринимательское сообщество при поддержке общественных организаций иТПП РФ разрабатывали поправки кфедеральному закону, чтобы нафедеральном уровне закрепить понятные иудобные правила, регулирующие этот сектор. Но идея пока нереализована», – сетует Ольга Косец.

Следующим этапом, после того как улицы столицы зачистят откиосков, может стать поход намагазины, расположенные напервых этажах жилых домов. Часть помещений дляних была переведена изжилого фонда внежилой, прорублены отдельные входы. Скорее всего, подобные магазины, атакже их владельцы иарендаторы следующими попадут внемилость кстоличным властям. Алгоритм уже отработан: маловероятно, что признают незаконным перевод помещений изодной категорию вдругую. Гораздо проще ограничить перечень оказываемых услуг итоваров, которые разрешено продавать вподобных точках. Несекрет, что до40% прибыли придомовых магазинов обеспечивает продажа алкогольной продукции. Проще всего запретить торговать спиртным втаких помещениях, икак минимум половина изних освободится автоматически.

Роман Харланов,заместитель главы администрацииг. п. Видное:

«Это сильнейший удар помалому предпринимательству, особенно впору кризиса. Причина – сильнейшее лобби состороны сетевых магазинов, для которых киоски представляют конкуренцию. Жители столицы также пострадают отэтого нововведения. Теперь, чтобы купить жевательную резинку, нужно будет отправиться вбольшой магазин. Врезультате могу спрогнозировать, что малый бизнес уйдет изМосквы вобласть, где для его развития созданы лучшие условия. Что касается перетока мелких предпринимателей вновые торговые центры, тоздесь прослеживается лоббирование состороны собственников недвижимости, которые вкризис потеряли многих арендаторов. Используя связи вовласти, они пытаются снизить издержки ивывести свои доходы надокризисный уровень. Первые этажи жилых домов могут оказаться следующими наочереди: сейчас готовится законопроект, покоторому магазинам площадью менее 1000кв. м запретят продавать алкогольную продукцию. Адля магазинов, расположенных напервых этажах зданий, это чуть ли нельвиная доля дохода, позволяющая предпринимателям сохранять приемлемые цены наостальные товары. Такие магазины, ксожалению, скорее всего, закроются».

Наталья Блохина,директор департамента коммерческой недвижимости Kalinka Group:

«По нашей оценке, сокращение уличных ларьков увеличит ликвидность помещений напервых этажах жилых домов иадминистративных зданий, перенаправит кним покупательские потоки. Кроме того, такой шаг правительства Москвы положительно скажется направовом поле. Несекрет, что большинство киосков имело полулегальный статус– участи владельцев таких помещений небыли оформлены земельные отношения, много было некапитальных построек. Правила изаконы писаны для всех. Бизнес должен нетолько приносить доход владельцам, ноипополнять муниципальную казну, анекарманы нечистоплотных чиновников. Конечно, выживать малому бизнесу внынешних условиях сложно. Нонадо помнить, что кризис– это нетолько дополнительные издержки, но иновые возможности. Владельцы иарендаторы помещений будут их изыскивать, тем более, что местные власти предлагают альтернативу. Вкризисное время увеличивается количество освободившихся помещений стрит-ритейла, аставки аренды наних запоследний год показали снижение на10–25%, взависимости отлокации. Поэтому часть подходящих вакантных помещений напервых этажах жилых зданий будет заполнена, втом числе иарендаторами закрытых киосков».

Анна Скокова,глава отдела аренды МТВК «ГРИНВУД»:

«В данном случае мы наблюдаем планомерную политику властей, проводимую уже много лет и имеющую целью установление большего контроля над сектором мелкой розничной торговли инаправление его вцивилизованное русло. Она созвучна сполитикой преобразования городской инфраструктуры вцелом. Скорее всего, недостаток бюджета, который могбы образоваться из-за исчезновения доходов отаренды городских площадей, компенсируется засчет увеличения туристического потенциала города. Что касается последствий для предпринимателей, как раз сейчас переход владельцев киосков вторговые центры может быть более-менее безболезненным, ведь впоследние месяцы наблюдается планомерное снижение цен нааренду коммерческой недвижимости иторговых площадей. Есть ряд объектов, специализирующихся наработе снебольшими арендаторами. Возможно, несколько продуктовых киосков преобразуются водин продуктовый магазин, т. е. бизнес переформатируется, новыживет. Что касается первых этажей жилых домов, топока ненамечается каких-то кардинальных решений вэтом направлении, инет оснований прогнозировать ухудшение положения владельцев бизнеса вданном секторе».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *