Качество звука определяется в основном по низким частотам звучания. За эту функцию отвечает сабвуфер. Это отдельная акустическая система для воспроизведения низких частот в диапазоне от 20 до 100 Гц. Расположить его можно в любом месте автомобиля, так как человеческий слух практически не распознает направление низкочастотных волн.

Для того, чтобы воспроизводить низкочастотные звуки сабвуфер помещается в акустическое оформление. Что это такое? Колебания мембраны динамика, при которых диффузор резко двигается вперед, создает на короткий момент сжатие воздуха. Затем воздух снова сожмется и разожмется уже на расстоянии от предыдущего. Эти разряжения и сжатия воздуха называются звуковыми волнами. Именно их мы слышим.

Колебание в динамике и сжатие, в результате этого, воздуха перед ним, приводит к разрядке воздуха с тыльной стороны. В результате взаимодействия тыловой и фронтальной волны низкой частоты возникает снижение звукового давления, которое еще называют акустическим коротким замыканием. Поэтому необходимо разделять волны фронтальные от тыловых. Это и называют акустическим оформлением. Оно осуществляется с помощью большого экрана (free-air), закрытого ящика или фазоинвертора.

Оформление вида free-air подразумевает разделение бесконечно большим экраном, который на практике представляет собой достаточно большой корпус, в котором упругость воздуха меньше упругости подвеса диффузора. Плюс большого экрана – простота установки и натуральность баса. Но, большой объем занимаемый им в багажнике и низкое звуковое давление являются недостатками этого вида акустического оформления.

К простейшему типу оформления относится закрытый ящик. Изнутри он покрыт звукопоглощающим материалом для улучшения затухания волн. Среди недостатков отмечается лишь низкий КПД, что говорит о больших затратах энергии. Плюсы закрытого ящика: простота в изготовлении и расчете, снижение вероятности механического повреждения при экстремальном вождении, за счет упругости воздушного объема корпуса и прекрасные импульсивные характеристики. Поклонники джаза или блюза несомненно оценят этот вид акустического оформления своего авто.

Фазоинвертор напоминает закрытый ящик, однако он не является полностью герметичным. Внутренний объем воздуха связывается с внешним пространством при помощи специального тоннеля, как правило, круглой или прямоугольной формы, который и называется фазоинвертором.

Преимущества этого типа акустического оформления повышение звукового давления в 2 раза, низкий уровень искажения и более низкая частота воспроизведения по сравнению с закрытым ящиком.

Среди минусов — сложность расчета данного оформления, значительный объем корпуса и появление аэродинамических шумов на больших уровнях звука, возникающих по причине завихрения воздуха на выходе порта.

Выбор акустического оформления зависит от типа динамиков. Обратите внимание на упаковку динамиков, где производители указывают какой тип акустического оформления предпочтителен для данного типа.

Существуют еще и корпусные сабвуферы. Среди них различают активные и пассивные сабвуферы. Активные уже содержат встроенный в корпус усилитель и кроссовер. Поэтому нужно просто подключить источник питания и цепи входного сигнала.

Низкая стоимость и простота в установке – являются плюсами этих сабвуферов, но низкое качество компонентов влияет и на звук, поэтому любителям классического джаза это не подойдет.

Как установить сабвуфер?

Если ваше авто с кузовом типа седан, то сабвуфер можно расположить на задней полке. Для free-air в задней полке вырезают установочное отверстие и увеличивают жесткость самой полки. Установка проста, но качество звука будет зависеть от степени наполняемости багажника.

Поэтому идеально подходит акустическое оформление типа «закрытый ящик». Динамик помещается в закрытый ящик и крепится к задней полке. Внутренний объем такого ящика — 15-30 литров. Среди минусов отметим сокращение полезного объема багажника и высокую стоимость установки.

Установка фазоинвертора аналогична с закрытым ящиком, но внутренний объем корпуса значительно больше — 20-40 литров. Сам тоннель фазоинвертора монтируется рядом с динамиком.

Сабвуфер можно установить за подлокотником заднего сидения, где расположено окно для перевозки предметов длинной формы. Именно в него и помещается динамик сабвуфера. При установке в это место подойдет акустическое оформление типа фазоинвертор или закрытый корпус. Среди минусов опять-таки сокращение полезного объема багажника и высокая стоимость установки.

Для владельцев авто с кузовом хэтчбэк или универсал подойдут любые типы акустического оформления, кроме free-air, так как невозможно добиться полной звукоизоляции откидывающейся задней полки.

Как правило, в таких авто сабвуфер устанавливают в багажнике или за поверхностью в нише крыла, динамиком в сторону багажника. Но можно и изменять направление излучения, расположив сабвуфер динамиком вверх, что даст отражение звуковых волн от заднего стекла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *