Ваш мужчина невелик ростом? Вас это смущает? Есть очень простой выход: «Если молодой человек ниже, чем ты на самом высоком каблуке, бросай его немедленно. Зачем терять время попусту? Туфли от Маноло Бланика прослужат несколько лет, а твой коротышка?» Это цитата из книги Камиллы Мортон «Как ходить на высоких каблуках» — пособия по жизни для self-made-леди.


Сильная женщина нынче непременно должна разбираться в моде, красоте и стиле: она должна быть чертовски привлекательной и обаятельной — иначе не сможет окружить себя вниманием стоящих мужчин. А ведь без них — подлых, коварных, но таких необходимых — образ современной самостоятельной барышни, как ни крути, не складывается. Именно об этом написано в десятках пособий по «правильному поведению», выходящих теперь в России с завидным постоянством: нам уже не хватает глянцевых журналов с историями и фотографиями красивых и успешных и «имиджевых» телепередач вроде «Снимите это немедленно» — гламурному феминизму нас теперь учат книги.


Камилла Мортон русскому читателю неизвестна, но книга снабжена предисловием Джона Гальяно, в котором знаменитый дизайнер объясняет, что «Камилла — абсолютный уникум». Отрекомендовать автора более конкретно было бы затруднительно, поскольку книга Мортон универсальна, как советский отрывной календарь: Камилла научит читательницу, «Как достичь совершенства», «Как снимать с компакт-дисков полиэтиленовую упаковку», «Как заставить себя каждый месяц покупать по паре туфель» и многому, многому другому.


От лавины пособий по стилю вроде «100 модных причесок» и «Какое ты время года?», заполонивших отечественные прилавки в 90-е годы, новые учебники по туфлеведению отличаются немалым дидактическим пафосом и расчетом на уже искушенную аудиторию, которую сумкой Birkin и лазерной эпиляцией не удивишь. Эти «самоучители» зачастую написаны литературно и смешно, пестреют анекдотами из жизни автора, цитатами из Аристотеля и экскурсами в историю моды. Они претендуют на то, чтобы стать идеологией и образом жизни. И часто это им удается — в Европе такие книги пишут, как правило, люди известные, иконы стиля и персонажи светской хроники: обозреватели моды глянцевых журналов и дизайнеры известных Домов. Один из главных западных бестселлеров — книга Патриции Гуччи Single. Il Fascino Intramontabile Della Donna Libera (с итальянского — «Одиночка. Очарование одинокой женщины») уже несколько лет расходится огромными тиражами. Другой хит продаж — That Extra Half аn Inch от Виктории Бэкхем — скоро появится и в России.


«Книги данного типа — если они хорошего качества, конечно, — относятся к продуктам с “длинным жизненным циклом”, — рассказывает Иннокентий Краснюк из пресс-службы издательства “Эксмо”. — То есть, единожды издав, можно рассчитывать на то, что эта книга будет еще долго успешно продаваться. Это не какой-то one shot». По его словам, в «Эксмо» в первую очередь делают упор на книги знаменитостей — тех, чьи советы действительно интересны.


Оно и понятно: знаменитые женщины не просто разбираются в предмете, но и могут служить ходячей рекламой ценностей, которые пропагандируют. И в этом смысле даже неважно, о чем именно они пишут — о туфлях от Manolo Blahnik или об отношениях с мужчинами. Эти два объекта уже слились в сознании обывателя до полного неразличения — порой чувства, которые испытывает женщина к своим туфлям, иначе как любовью не назовешь.


«Это называется идеологией консюмеризма, — объясняет Ольга Здравомыслова, доктор социологии, исполнительный директор Горбачев-фонда. — Она с 90-х годов является единственной нашей массовой идеологией. Наш капитализм развился из ценностей гедонизма, крайнего потребительства и идеи выживания любой ценой: выжить можно, только победив другого, потому что если я его не съем — то он меня съест».


Постоянно видя даму с говорящей фамилией Гуччи на страницах светской хроники, легко поверить: если она выбрала и купила такие потрясающие туфли, то уж в мужчинах она что-нибудь да смыслит! И если она говорит, что можно быть «счастливой одиночкой», а читательница втайне мечтает о принце — эти мелкие мировоззренческие разногласия на самом деле абсолютно второстепенны перед лицом Маноло Бланика, главного и единственного общего интереса. В одной из серий культового фильма «Секс в большом городе» главная героиня Керри именно из-за этого интереса оказывается на краю финансовой катастрофы и вынуждена податься обозревателем в журнал Vogue. Она смиренно выслушивает ядовитые замечания редактора о «неформатном» тексте, в котором туфли в шутку сравнивались с мужчинами, пока редактор не посягает на святое. «Да что вы вообще знаете о туфлях, о сумочках или о мужчинах?!» — восклицает редактор. И тут Керри расправляет плечи: «Возможно, вы правы, — отвечает она, — возможно, я ничего не знаю о мужчинах. Но ТУФЛИ — это я ЗНАЮ!»


В этом есть немалая доля самоиронии — на Западе вообще уже привыкли к такому гламурному феминизму и умеют над собой же смеяться. Нам этому еще учиться и учиться, недаром «Секс в большом городе» «пошел» только в Москве — сериал разошелся на цитаты среди «продвинутой» столичной тусовки, которая уже пресытилась и готова смеяться над собственным шопоголизмом и потребительским отношением к жизни, но основная часть российской аудитории пока не видит в туфлях за $400 ничего смешного.


33-летняя Олеся Стабникова уже 9 лет успешно работает в крупной консалтинговой столичной конторе и своей карьерой очень довольна. Считает себя сильной и очень независимой женщиной и предпочитает «свободные отношения» с мужчинами — без обязательств, обещаний и истерик. Правда, сама Олеся истерит очень часто и для снятия стресса всегда прибегает к совету любимой героини из сериала «Секс в большом городе» — идет и покупает очередную пару туфель. «И вот иду я в новой обувке, и каждый раз чувствую себя королевой, — смеется она. — И понимаю, что все мужики козлы, а для меня ничего невозможного просто не существует!» Главное — быть сильной и не впадать в зависимость, уверена она.


С точки зрения Ольги Здравомысловой, весь вопрос в том, что именно понимать под независимостью и свободой. «Нужно представить себе, какой именно образ свободной женщины существует у читательницы в голове, — говорит Здравомыслова. — Она действительно абсолютно свободна в том смысле, что у нее нет никаких ограничений. Но эта свобода для нее связана с деньгами, должна быть обеспечена материально: чтобы быть свободной, мне нужно очень хорошо заработать. А заработать — любым способом, потому что у меня нет никаких ценностей, потому что я не думаю, что некоторые вещи нельзя делать даже за деньги».


28-летняя Тоня Самохина не работала ни одного дня с тех пор, как приехала в Москву. Через две недели после приезда в столицу она познакомилась с «прекрасным» мужчиной, который ее одел-обул и полностью содержал два года. Теперь Тоня меняет мужчин приблизительно раз в полгода — говорит, «самый правильный срок для покупательной способности человека». Своего отношения к противоположному полу Тоня не стыдится, а напротив, им хвалится: мол, современная сильная самостоятельная женщина просто обязана выжимать из мужика все соки.


По мнению психоаналитика Натальи Кигай, такая трансформация идеи «самостоятельности» обусловлена, в числе прочего, особенностями новейшей русской истории, вызвавшими в людях ощущение личностной и социальной дезориентации. «В последние годы повысилась социальная и географическая мобильность, активизировалась фантазия, что “все возможно”, — говорит психоаналитик. — Кто-то разбогател, кто-то вышел замуж за богатого. В людях, до того придавленных социальными и политическими запретами, появился азарт. Все можно, только непонятно — как. Нужны руководства».


Если переводные руководства все-таки воспринимаются скорее как красивая сказка (шутка ли, они подразумевают, что ты самостоятельно заработала на те самые туфли от Маноло Бланика, осталось только измерить каблуком своего бойфренда), то отечественные гуру смотрят на вещи более реалистично — современной русской женщине действительно прекрасно понятно, как именно все можно: самый непыльный путь к Маноло Бланику — удачное замужество.


Оксана Робски и Ксения Собчак, которые только-только написали книгу «Zамуж за миллионера, или Брак высшего сорта», не прикрываются стыдливыми иносказаниями: «Если ты мечтаешь о великой любви, олигарх — последний человек, который тебе нужен. Олигарх тебе нужен, если ты мечтаешь о деньгах. Об очень больших деньгах».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *