Однако эксперты предупреждают, что подобная ситуация (с ценами на бензин) может ожидать в самое ближайшее время и Россию. Напомним, что в марте истек срок «джентльменского» соглашения между правительством и нефтяниками о заморозке цен на топливо. Аналитики не раз заявляли, что компании захотят возместить убытки от «предвыборной» договоренности за счет потребителей. Это лишь вопрос времени. «Предпосылки для роста цен есть. С начала года тариф РЖД вырос на 6%, электроэнергия — 8%, транснефтепродукт — от 3,5% до 9%. Напомню, топливо в основном перевозится по железной дороге, НПЗ потребляют огромное количество электричества, — рассказывает источник в ЛУКОЙЛе. — С 2010 г. по 2012 г. акцизы на бензин выросли на 71%, на дизтопливо — на 200%. С 1 июля акцизы будут еще раз повышены. С марта по июнь аграрии получат моторное топливо на 30% дешевле оптовой цены декабря 2011 г. Только ЛУКОЙЛ в этот период недополучит 3,5 млрд руб.». При этом рост мировых цен на нефть и нефтепродукты сделал экспортную альтернативу бензина крайне привлекательной, несмотря на заградительную пошлину в 100%. По оценкам игроков рынка, оптовые цены в России на 3000 — 6000 руб. за тонну ниже экспортной альтернативы. «При этом никаких компенсаций нефтяным компаниям не предусмотрено», — жалуются нефтяники. «Тугая тетива между производителями, потребителями и правительством натягивается еще больше. Что дальше? Либо «выстрел» цен, либо (тетива рвется) дефицит, очереди, нормирование, спекуляции и рост «бодяжного» топлива. И в том и в другом случае произойдет мощное социальное возмущение», — рисует буквально апокалиптическую картину представитель ЛУКОЙЛа.

Очевидно, что в свете значительных социальных обязательств, легших на бюджет в период предвыборной кампании, государство не пойдет на компенсацию нефтяникам, а также не готово будет кардинальным образом снизить налоговое бремя. Следовательно, нас ждет либо дефицит топлива, либо резкий скачок цен на него. Опрошенные «Ко» эксперты рисуют два сценария роста цен: умеренный и пессимистический. «Сейчас стоимость 95-го бензина в Москве составляет порядка 29 руб. за литр, по итогам года стоимость может оказаться выше 30 руб.», — предполагает начальник аналитического отдела ГК «АЛОР» Наталья Лесина. «Вполне вероятно, что цены поднимутся еще на 1,5-2 руб. к концу 2012 г., если цены на нефть не снизятся или правительство не понизит налоги», — соглашается аналитик ЗАО «Райффайзенбанк» Андрей Полищук. Значительно более пессимистические прогнозы озвучивает заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов: «Если нефтяники победят, к концу года цена на топливо, учитывающая потери производителей от акцизов и инфляции, составит около 38-40 руб. за литр». Это уже может грозить социальным взрывом, который властям явно не нужен даже после выборов, поэтому с нефтяниками необходимо договариваться.

Топливная арифметика

«Совершенно очевидно, что предвыборный сезон завершился и все договоренности между правительством и ВИНК по поводу сдерживания роста цен на нефтепродукты больше не имеют силы. Уже сегодня в ряде регионов цены на бензин за 1,5 месяца выросли на 3-5%, а по итогам года рост может превысить 15-17% при полном попустительстве властей и антимонопольной службы», — рассуждает старший аналитик ИК «Риком-Траст» Владислав Жуковский. Вполне вероятно, что российские сырьевые монополисты под разговоры о повышении налогового бремени и росте цен на нефтяное сырье постараются компенсировать упущенные прибыли и «загнать» цены до 33-34 руб. за литр Аи-95 уже к лету. Не случайно «Газпром» сделал уже вторую попытку провести повышение цен на газ в октябре на 25% после поднятия тарифов на 15% 1 июля под разговоры о росте экспортных пошлин. По итогам первых двух месяцев 2012 г. средние цены на автомобильный бензин выросли на 10,7%, что практически в 2,5 раза превышает темпы роста потребительских цен (4%) за аналогичный период. При этом если потребительская инфляция по сравнению с январем-мартом 2011 г. замедлилась с 9,5% до 4%, то прирост цен на бензин уже несколько лет держится выше отметки в 11%. Самое удивительное состоит в том, что опережающими темпами растут цены на низкокачественный бензин. Им заправляют свои машины 50% автолюбителей нашей страны, чьи доходы не превышают 15 000 руб. в месяц (их Институт социологии РАН относит к бедным слоям населения). «На самом деле складывается парадоксальная ситуация, при которой Россия является крупнейшей нефтедобывающей страной и нетто-экспортером нефти, а цены на бензин, газ и в целом на ГСМ уже сравнялись с уровнем США и ряда европейских стран, являющихся импортерами энергоносителей», — недоумевает генеральный директор ЗАО «ЭНЕРГА» Александр Жабенко. Безусловно, порядка 50% в цене бензина приходится на НДПИ, акцизы, НДС и прочие налоги государства, что автоматически повышает цену на топливо. «В стоимости литра бензина в России порядка 55% — налоги (на добычу полезных ископаемых, акциз, НДС, на имущество и прибыль). Вот этой долей можно регулировать, сглаживать возможно резкий рост цен», — соглашается источник в ЛУКОЙЛе. Однако основная проблема отечественного рынка нефтепереработки заключается в крайне высокой степени его монополизированности, когда на долю 2-3 сырьевых монополистов приходится до 90% производства бензина и ГСМ в большинстве регионов РФ. Не удивительно, что при оптовой цене НПЗ на бензин в 15,6 руб. за литр на автозаправках он стоит более 29,5 руб. по официальной статистике, а в действительности поднимается до 31-32 руб. «Нынешние цены на топливо отражают, причем весьма достоверно, нынешнюю экономическую реальность. В них (цены) заложены и нынешний уровень фискального давления на отрасль, и расходы компаний на производство топлива, и текущий уровень инфляции, и будущие инвестиции, ну и, конечно, прибыль компаний, без нее никак нельзя, и многие другие расходы. Конечно, можно начать разбираться с обоснованностью каждой конкретной составляющей цены на топливо, но вряд ли это будет продуктивно, — рассуждает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что в нынешней цене на топливо нет каких-то фантастических составляющих (типа страховки от нашествия инопланетян), и цена на топливо сегодня, как, впрочем, и всегда, базируется на экономике как науке и отражает истинное положение дел в ней».

Сдержать «Газпром»

Рост цен на бензин*

(январь-февраль 2012 г. к январю-февралю 2011 г.)

А-76 и АИ-80

13,80%

АИ-92

9,90%

АИ-95

9,70%

* Рост потребительских цен

Источник: Росстат

Тем временем Минэнерго и ФАС предпринимают тщетные попытки предотвратить кажущийся неизбежным рост топливных цен. Они завершили разработку законопроекта, предусматривающего введение плавающих акцизов на топливо. По их предложению ставки акцизов будут колебаться для бензина на 0,7 руб. и дизтоплива на 0,77 руб. за тонну в зависимости от мировых цен на черное золото и прогнозных значений Минэкономразвития. Теоретически, если ввести новый порядок определения акцизов уже сейчас, то литр бензина на АЗС уже стоил бы на 1-1,5 руб. дешевле. Тем более что, по информации «Ко», категорически против введения плавающей шкалы акцизов на топливо выступают Минфин и Минэкономразвития. «Для сдерживания/снижения цен на нефтепродукты в России правительство может снизить налоговую нагрузку на нефтяную отрасль. Сейчас только акцизы в одном литре бензина составляют около 5,7 руб.», — отмечает Андрей Полищук. При этом растет и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), формула которого привязана к мировым котировкам нефти. В том числе правительство может контролировать рост тарифов естественных монополий, таких как «Газпром», «Транснефть», РЖД.

В последние годы существенно выросли транспортные расходы нефтяных компаний, что, соответственно, отражается и на стоимости бензина. Но правительство явно не готово ради сохранения рентабельности бизнеса нефтяников ограничивать доходы госкорпораций. «Необходим спокойный, терпеливый диалог всех заинтересованных сторон для выработки рыночного, а не административного регулирования цен на моторное топливо», — предлагает представитель ЛУКОЙЛа. «Правительство может, как и ранее, просто запретить ценам расти, однако это приведет лишь к проблемам на рынке и вспышкам дефицита в регионах. Действенной мерой было бы снижение налоговой нагрузки на ГСМ, однако вероятность того, что акциз будет отменен, меньше нуля, так как бюджет сегодня остро нуждается в деньгах», — резюмирует Станислав Емельянов. Так что абсолютно при любом сценарии развития событий нас ожидает существенный рост цен на топливо, который будет немного меньше в случае введения плавающего акциза и чуть больше, если госмонополии не умерят свои аппетиты.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *