«Альтернативные инвестиции, в частности инвестиции в антиквариат, нельзя считать инвестициями в полной мере, поскольку это в основном хобби для состоятельных людей, — предупреждает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов. — Рост таких инвестиций сейчас связан с посткризисным временем, поскольку доходы растут, что как раз и обеспечивает рост рынка».

Однако сами антиквары считают некоторые сегменты рынка недооцененными. Например, владелец аукционных домов «Знакъ» и «Знакъ-Арт» Илья Горянов отмечает привлекательность вложений в старинные ценные бумаги. «Оказавшись в центре мирового финансового кризиса, люди стали больше интересоваться финансовой историей, и спрос на вышедшие из обращения документы, которые могут рассказать о взлетах и падениях различных рынков акций и экономик, неуклонно растет, — рассказывает Илья Горянов. — Ярким примером тому служит недавняя продажа на немецком аукционе HWPH акции инвестбанка Lehman Brothers номиналом в 50 центов. Бумага была куплена за 24 000 евро, причем стартовая цена лота составляла всего 5000 евро». Рынок антиквариата достаточно разнообразен, и время от времени интерес к его сегментам меняется. «Мне кажется, сейчас сильно «перегрета» живопись и сильно же недооценена букинистика, что хорошо иллюстрирует 10-20-кратные превышения стартовых цен на аукционах на многие позиции», — говорит о ситуации на рынке директор аукционного дома «Империя» Алексей Кудин. Свято место пусто не бывает. В недооцененную букинистику, кроме обычных для антикварного рынка покупателей — людей с достатком выше среднего, можно привлечь и новых клиентов из разрастающегося среднего класса. Главное — начать.

Рынок как он есть

Отечественный рынок антиквариата непрозрачен. В российском законодательстве даже нет такого определения, как «антикварный рынок». Определения нет, а оборот — есть, в том числе и нелегальный. В тени «крутятся», по разным оценкам, до $200 млн, что сопоставимо, например, с оборотом нелегального рынка оружия. Государственное регулирование рынка незатейливо — он регламентируется правилами комиссионной торговли. Правила антикварной торговли пишутся с 1991 г., последняя версия датирована 2008 г. После отмены лицензирования в 2000 г. появилось огромное количество салонов, галерей и дилеров, готовых проконсультировать на предмет инвестиций в «ретро» и найти достойные вложений арт-объекты. Но, несмотря на кажущееся разнообразие точек продаж и культурных ценностей, эксперты упирают на дефицит материала — легальных лотов недостаточно, чтобы привлекать на рынок новых клиентов.

Четкого деления аукционных домов по сегментам рынка не существует. Скорее, можно говорить о приоритетных направлениях. «Так, фалеристикой, нумизматикой и военной историей успешно занимаются «Монеты и медали», «Империя», «Знакъ», «Кабинетъ», «НИКО», РНД, — рассказывает о коллегах по цеху Алексей Кудин. — Старейший в России аукционный дом «Гелос» работает со всеми видами антиквариата. Книги, гравюры и фотографии — это снова «Империя», аукционный проект журнала «Про книги», аукционы Чапкиной, «Кабинетъ» и в скором времени проект Сергея Бурмистрова «Дом антикварной книги в Никитском». По живописи их много, но мне на память приходят только «Гелос» и «Совком», галерея Шишкина, Русский аукционный дом, «Русская эмаль», «Знакъ», «Русские сезоны» (Питер)».

Книги не для чтения

  • По некоторым оценкам, оборот антикварного рынка может достигать — 1,5 млрд долларов
  • Удачное вложение может принести 500% прибыли
  • Старея, антикварная вещь прибавляет до 20% стоимости в год
  • За последние 5 лет спрос на антиквариат в России вырос в 10 раз

На днях в Москве состоялось открытие Дома антикварной книги в Никитском. Заведение не имеет аналогов ни в России, ни в мире. Под одной крышей действуют и магазин антикварных книг, и аукционный дом, и реставрационная мастерская, и выставочный зал, и образовательная площадка. По сути это клуб букинистов. По мнению генерального директора Дома антикварной книги в Никитском Сергея Бурмистрова, вложения в книги — это оптимальные инвестиции в антиквариат для среднего класса. «При условии, если потенциальный коллекционер имеет хорошую подготовку или пользуется услугами профессиональных консультантов, — уточняет эксперт. — В этом случае цена на книжную коллекцию может подняться за 3-5 лет на 50-100%. Например, коллекционирование дебютных книг русских писателей и поэтов вошло в моду после того, как один из коллекционеров собрал, издал и представил общественности красочный каталог своей коллекции дебютных книг. В результате цены на данные книги на рынке значительно повысились. Поэтому творческий подход к библиофильству позволит не только реализовать собственные творческие искания и амбиции, но и даст возможность создать фонд ликвидных сбережений в виде книг и прочих предметов коллекционирования». Собственно, проект и создан для привлечения этого сегмента покупателей, хотя на данный момент обслуживает по большей части состоятельных коллекционеров. «Во времена Советского Союза книги активно собирали представители интеллигенции, — сказал «Ко» Сергей Бурмистров. — После развала империи рынок сильно изменился по своему составу, и меняется до сих пор. Постсоветская интеллигенция уже не может позволить себе коллекционирование антикварных книг, появившиеся в 1990-е «новые русские» собирали коллекции под интерьер. И только сейчас появились люди, готовые вдумчиво покупать книги, цена которых со временем будет продолжать расти». По оценкам участников рынка, на книги приходится порядка 10-15% всего рынка антиквариата.

«Пока большой спрос на эксклюзивные издания, — отмечает Сергей Бурмистров. — Это книги, например, изданные при жизни автора и находящиеся в идеальном состоянии, книги с автографами и рукописи наиболее известных деятелей русской культуры и искусства XVIII — начала XX века. Однако в силу того, что цены на данные эксклюзивные предметы, как правило, максимальные, потенциальный рост инвестиционной привлекательности на такие вещи в краткосрочной перспективе минимален. Гораздо интереснее с точки зрения инвестирования книги, находящиеся сейчас в более низком ценовом сегменте — до 60 000 руб. По-настоящему дорогое издание в дальнейшем можно перепродать, но с незначительной наценкой. А вот то, что сегодня относительно дешево, завтра может существенно вырасти в цене».

Золото или макулатура?

Аналитики такой оптимизм разделять не спешат. Подобные инвестиции, что называется, наугад, можно с одинаковым результатом сравнить с походом в казино: или угадал, или нет. Только вот если угадал, то в казино прибыль можно получить сразу, а не через 50 лет, когда иному инвестору это уже может и не пригодиться. Лишний раз рисковать, вкладываясь наобум в рынок с темной репутацией, такой инвестор вряд ли захочет. «На мой взгляд, когда представитель среднего класса покупает старинные книги, он, скорее, делает это из своих предпочтений в искусстве, истории, литературе, чем вкладывает свободные средства, — комментирует проект Алексей Кудин. — В связи с этим у меня нет уверенности, что людей, зарабатывающих на среднем уровне, можно расценивать как серьезных инвесторов. Коллекционер, он, как правило, не вкладывает, он формирует коллекцию, хотя стоимость ее постоянно растет». Кроме сомнений в целесообразности вложений в антикварные книги, существуют и устоявшиеся в обществе стереотипы относительно антикварного рынка в целом.

Вложиться в далекое прошлое

Самым прибыльным сегментом антикварного рынка в России считается живопись. В цене пейзажи и иконы, написанные не позже XVIII века. Продавцы антиквариата не устают повторять, что вложения в «вечное» — самые безопасные инвестиции в условиях нестабильности экономической обстановки. Но арт-дилерам нужно продать, а риски, безусловно, есть. «Высокая доходность всегда предполагает высокую степень риска инвестиций, поэтому человек должен четко оценивать конъюнктуру рынка и возможное изменение стоимости объекта своих инвестиций, ведь основным правилом инвестора по-прежнему остается «продавай дорого, покупай дешево», — рассуждает аналитик «Хоум Кредит энд Финанс банка» Станислав Дружинский.

Однако, несмотря на существенные риски, инвестировать в искусство готовы не только частные коллекционеры, которым потенциальная прибыль иногда интересна меньше, чем обладание конкретной вещью. Интерес к собиранию дорогостоящих коллекций антиквариата проявляют и финансовые структуры. Например, управляющая компания «Атланта». Антикварный ПИФ сформирован в 2010 г. Сумма активов фонда — 133,3 млн руб. ($4,4 млн), однако предусмотрена возможность дополнительного выпуска паев на сумму до $1,6 млрд. Минимальная сумма инвестирования составляет $33 300. Фонд создан на 15 лет с возможностью продления. Имущество фонда на настоящий момент — это альбом жанровых итальянских зарисовок Карла Брюллова с дарственной надписью графине Витгенштейн. Решения о приобретении активов принимаются коллегиально с привлечением экспертов: искусствоведов, антикваров и продавцов художественных ценностей. «Инвесторов в ПИФы данной категории я бы разделила на два типа, — пояснила «Ко» Валерия Панкова, генеральный директор УК «Атланта». — Это состоятельные люди, которые хотят диверсифицировать портфель своих сбережений путем инвестирования в предметы искусства, но для кого важна ликвидность. Пай фонда является более ликвидным активом, чем само произведение искусства, так как пай — это ценная бумага, ее можно не только заложить в банке для кредитования, а также продать, например, на бирже, ведь паи нашего фонда в прошлом году были выведены на ММВБ. И коллективные инвесторы, готовые объединять активы для совместного инвестирования средств в коллекции и дальнейшей экспозиционной работы».

Другой пример вложений крупных компаний в искусство — это УК «Лидер» (принадлежит банку «Россия»). Компания пыталась сформировать два ПИФа художественных ценностей, но не уложилась в предусмотренный законодательством срок, и ПИФы были исключены из реестра ПИФов.

Финансист — друг антиквара

Для тех, кто готов вкладывать средства в арт-рынок без непосредственной покупки произведений искусства, существуют еще два альтернативных инструмента, позволяющих инвестировать и менее состоятельным инвесторам. Один из них — вложения в арт-акции. Под арт-акциями понимаются не ценные бумаги, созданные в процессе секьюритизации, а акции компаний, прибыль которых сгенерирована предоставлением продуктов и услуг, связанных с арт-рынком. Размер этого сегмента акций является небольшим. Большую часть от общей капитализации занимают аукционные дома Sotheby’s и Christie’s.

Индикатором общего состояния рынка художественных ценностей является американский индекс Mei Moses All Art Index. Аналитики считают, что инвестировать в художественные ценности можно только с чисто факультативным подходом, то есть формировать не более 5% от всего портфеля инвестиций. Это объясняется низкой предсказуемостью данного рынка.

Кроме вложений в произведения искусства, финансовые структуры готовы зарабатывать и на взаимодействии с коллекционерами. Некоторые банки стали предлагать услуги для частных коллекционеров: начиная от специальных хранилищ и сейфов и заканчивая кредитованием под залог произведений искусства. Так, банк «Новый символ» совместно с партнерами (страховыми, экспертными организациями) разработал комплекс услуг «Хранение и оборот произведений искусства», который включает экспертизу подлинности, оценку стоимости, страхование сохранности, страхование подлинности, хранение, транспортировку, сопровождение сделок и кредитование под залог произведений искусства. Однако с развитием мирового финансового кризиса от кредитов под залог произведения искусства банку пришлось отказаться — услуга не пользовалась популярностью. «Кредитование под залог имущества конечно распространено в России, — говорит аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова. — Но с произведениями искусства ситуация трудная, так как крайне сложно определить истинную ценность того или иного объекта искусства или антиквариата. Необходимо привлечение профессиональных и зарекомендовавших себя экспертов по оценке объектов искусства со стороны финансовых учреждений. Именно поэтому данная услуга не представлена широко и является своего рода «экзотикой». Поэтому в настоящее время не все банки готовы развивать данный вид кредитования. В крупных российских банках подобный вид кредитования не представлен».

Ловушка для дилетантов

Надежды антикваров связаны с тем, что на рынок рано или поздно придет средний класс. Однако на сегодняшний день основные клиенты многочисленных антикварных магазинов, салонов, аукционных домов и специальных предложений от банков все же люди обеспеченные, и уместнее говорить скорее о коллекциях, а не об инвестициях. Инвестиции в антиквариат сопряжены со многими опасностями.

«Нет свободы перемещения культурных ценностей за рубеж, — поясняет президент аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра, — и стабильности, которая способствует инвестициям в искусство. А то заметное, что покупается в Лондоне и Нью-Йорке (как коллекция Фаберже), часто находится в режиме временного ввоза и в случае потрясений будет вывезено. В ХХ веке все смешалось, появилось слишком много предметов, происхождение которых невозможно отследить. Когда вещи попадают на открытый рынок, то не так уж редко бывают претензии».

Ценообразование на рынке российского антиквариата в основном стихийно и интуитивно. При определении цены учитываются происхождение антикварного предмета, факторы уникальности и подлинности, оценивается уровень мастерства автора и степень сохранности с учетом того, была ли вещь реставрирована или нет. Но хороший продавец видит покупателя и способен определить, сколько тот готов заплатить. А большинство покупок (до 90%) происходит через салоны и галереи, где бизнес ведется в диалоговом стиле.

Компетентность арт-дилеров тоже иногда вызывает сомнения. «Специальное образование для работы на рынке антиквариата в России дорого и неполноценно, — констатирует Сергей Бурмистров. — Например, не существует внятного курса про книжный раздел, а ведь это целый сегмент рынка».

С долей оптимизма можно предполагать, что средний класс со временем тоже начнет присматриваться к искусству не только как к культурному объекту, но и как к финансовому инструменту. Но пока вложения в антиквариат, будь то книги, картины или монеты, кажутся в лучшем случае забавной игрушкой, а большинству и вовсе «темным лесом», лезть в который и опасно, и незачем.


Участники рынка антиквариата:

Аукционный дом «Империя»

ООО «Аукционный дом «Империя» создано в сентябре 2008 г. Основная сфера интересов — фалеристика и нумизматика периода императорской России.
Специализация: редкие предметы, подбор коллекций, которые интересны не только с точки зрения исторической составляющей, но и привлекательны инвестиционно.

Дополнительная деятельность: осуществление покупки и комиссионной продажи предметов антиквариата в магазине-салоне, проведение оценки и атрибуции предметов нумизматики и фалеристики, декоративно-прикладного искусства, антикварных книг и живописи, формирование частных коллекций, представление интересов клиента на аукционах.

Антикварно-Аукционный дом «Гелос»

ООО «Антикварно-аукционный дом «Гелос» основано в 1988 г.
Консультант подкомитета ТПП РФ по оценке произведений искусства. Президент антикварного дома — Олег Стецюра.

Специализация: отсутствует, аукционный дом работает со всеми сегментами антиквариата.

Деятельность: продажа с аукционов и в салоне, формирование личных и корпоративных коллекций, оценка и экспертиза, обучение антикварному делу и возможность участия в интернет-аукционах.

Аукционный дом «Александр»

Более 6 лет на рынке

Специализация: узкоспециализированная компания, занимается только монетами, относящимися к русской нумизматике императорского периода (от Петра I до Николая II).

Деятельность: проведение очных аукционов, бесплатные консультации, оценка и определение подлинности, ведение и подбор частных коллекций, частные продажи/покупки вне аукционов, фотографирование коллекций с последующим составлением персональных каталогов.

Аукционный дом «Знакъ»

ООО «Знакъ» 5 лет на рынке

Специализация: фалеристика и нумизматика, милитария, боны и старинные ценные бумаги, русская старина.

Деятельность: проведение очных аукционов три раза в год, проведение интернет-аукционов, проведение тематических выставок, услуги интернет-магазина, консультирование по инвестированию, формирование собраний на заказ, покупка, продажа, консигнация предметов и целых коллекций.

ООО «Знакъ-Арт» (дочернее предприятие «Знакъ»)

Специализация: русская и западноевропейская живопись, декоративно-прикладное искусство: фарфор, бронза, серебро, иконы.

Деятельность: проведение очных аукционов два раза в год, проведение тематических выставок, консультирование по инвестированию, формирование собраний на заказ, покупка, продажа, консигнация предметов и целых коллекций.

Галерея «Совком»

ООО «Аукционый дом «Совком» создано в 2007 г.

Специализация: живопись, ДПИ.

Деятельность: продажа произведений искусства, проведение выставок, консультации.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *