Сюжет фантастического фильма «Матрица» уже в скором времени может стать реальностью. По крайней мере в части создания виртуальных городов, где можно будет прогуляться по улице, зайти в виртуальные дома, осмотреть достопримечательности в виртуальном музее. Причем этот компьютерный мир, как и в культовом творении братьев Вачовски, будет точной копией нашей реальности. Конечно, 3D-модели, создаваемые компанией Vizerra, пока далеки от оригинала и больше похожи на схематичные изображения, а познакомиться на улице виртуального города с его жителями, как в «Матрице», не представляется возможным. Но ведь это только начало. Причем принципиальная разница с 3D-кинематографом заключается в том, что в отличие от кино, где трехмерная картинка — не более чем иллюзия, созданная на основе особенностей восприятия человеческого зрения, 3D-модели Vizerra — абсолютно точные копии существующих и строящихся зданий, это объемные изображения, которые можно «крутить» без ущерба для точности.

В настоящее время этот продукт наиболее интересен архитекторам и инженерам — они могут увидеть еще не построенное здание, заметить критические ошибки в проектировании и тем самым сэкономить бюджет. Самым ярким примером является участие Vizerra в строительстве крупнейшего на юге Европы транспортного узла в Барселоне.

Гендиректор Vizerra Арман Гукасян утверждает, что заказ из Барселоны стал для него полной неожиданностью: «Мне позвонила девушка из Испании, которая предложила поучаствовать в тендере». Еще большей неожиданностью для созданной буквально за два года до этого компании стало то, что российский претендент победил в конкурсе.

«Транспортный терминал в Барселоне стоит порядка 650 млн евро. Используя программы компании Vizerra, девелоперам удалось сэкономить около 10% от этой суммы. Было предотвращено много ошибок, которые в дальнейшем привели бы к существенным затратам. Услуги компании обошлись застройщикам примерно в $1 млн», — рассказывает Арман Гукасян.

Идея не продается

Еще за два года до этого, в 2007-м, будущий глава Vizerra и не помышлял о подобных контрактах. Он работал директором российского представительства швейцарской компании Informap, разрабатывавшей модели объектов недвижимости и электронные карты. Но осенью того же года акционеры Informap получили предложение о покупке со стороны АФК «Система». Гукасяна пригласили на одну из топовых должностей в АФК, но он отказался. «Внутри я предприниматель, а не чиновник», — так Гукасян пояснил «Ко» свое решение. Незадолго до сделки с АФК он увлекся идеей создания таких 3D-моделей, которые не требовали бы для работы с ними специального оборудования, персонала и программного обеспечения. «Я предложил акционерам развивать эту идею в рамках отдельного проекта, их это заинтересовало, но они были слишком увлечены сделкой с АФК», — вспоминает Арман Гукасян. Фактически он получил карт-бланш на разработку этого направления собственными силами. Но где взять деньги? Тут на помощь пришел старый друг отца Армана Гукасяна адвокат Александр Добровинский, вместе с партнером вложивший в проект несколько миллионов долларов.

«Мы научились делать модели точно, быстро и дешево. Модель упаковывается в очень небольшой объем, 50-60 мегабайт, что позволяет пользователям легко скачивать ее через Интернет», — рассказывает Гукасян. «Vizerra создает интерактивные 3D-модели, продукты компании могут использоваться в градостроительстве, в развитии туризма, в образовании и как симуляторы. Продукция Vizerra может применяться во всех отраслях науки, создавая интерактивные модели, отражающие все — от химических и физических процессов до воссоздания исторических событий», — отмечает руководитель аналитического отдела ГК Broco Алексей Матросов.

«Трехмерная визуализация сложных объектов, на мой взгляд, имеет колоссальные перспективы в области практического применения. Это прежде всего проектирование сооружений и машин, транспортных узлов, дистанционное обучение, создание 3D-симуляторов, сложной инфографики и многое другое», — подтверждает эксперт ФГ «БКС» Арарат Мкртчян. И действительно, не успела компания выйти на рынок, как на нее посыпались заказы. Vizerra еще не закончила отделку офиса, сотрудники работали на удаленном доступе, как уже был заключен контракт с «Пересвет-Инвест» и «National Geographic Россия». Ежемесячно появлялось по 2-3 крупных клиента. Но все изменил кризис 2008 г., и пришлось сделать акцент на другом направлении бизнеса.

Прогуляться по Мачу-Пикчу

Как уже было сказано в самом начале, одной из сфер применения технологий Vizerra является создание моделей зданий и ландшафтов. Возникла идея заняться разработкой моделей для виртуального туризма. Еще на заре создания Vizerra Арман Гукасян разработал виртуальную модель одного из чудес света — архитектурного комплекса Мачу-Пикчу. В период кризиса к ней добавилось еще 20 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Создавались 3D-модели отдельных территорий — их заказывали местные органы власти. Тогда же Vizerra приняла участие в «визуализации» Сколково. «В гостиничной индустрии интерактивные 3D-технологии востребованы на нескольких стадиях реализации проекта», — рассказывает генеральный директор компании Hospitality In.Comm Елена Лысенкова. — Когда гостиница только создается, необходимо смоделировать гармоничную интеграцию здания в окружающую среду, пространство. Вторая часть, безусловно, — сделки с недвижимостью: в этой ситуации при создании инвестиционного рекреационного проекта большинство клиентов заинтересованы в интерактивных презентациях, позволяющих оценить замысел, как будто это реализованный продукт. Третье, крайне интересное применение, которое реализуют наши зарубежные коллеги, — это создание 3D-модели с крайне глубоким уровнем проработки, интерьерных решений гостевых зон и номеров. Это позволяет удостовериться в качестве решения, проверить гармоничность, эргономичность и удобство пространства и избежать ошибок типа отсутствия розетки для зарядки телефона в доступности для вытянутой руки у прикроватной зоны».

Однако сам Арман Гукасян признает, что его продукт хотельерам не особенно интересен: слишком дорого, им вполне достаточно размещать на сайте фотографии с обзором в 360 градусов. Поэтому Vizerra пока ориентируется на заказы со стороны администраций городов, которые пытаются привлечь туристов в свои регионы, создавая 3D-модели местных достопримечательностей. Пережив кризисное время, Vizerra вновь оказалась «на коне»: сначала был проект в Барселоне, а потом, после участия в выставке Demo-2010, на компанию обратили внимание сразу несколько венчурных фондов. «Какое-то время мы вели с ними переговоры и в 2011 г. согласились на самый выгодный для нас вариант — предложение частной диверсифицированной ГК Solway Investment Group. В мае 2011 г. на дальнейшее наше развитие выделили 4 млн евро» — рассказывает Арман Гукасян.

Нам не нужны ваши деньги!

Говоря о перспективах бизнеса, гендиректор Vizerra выражает надежду на сотрудничество с правительством Москвы, которое после знаковых кадровых перестановок наконец стало открытым для диалога. Поле для деятельности здесь самое широкое: от планирования спортивных объектов, которые должны строиться к очередному «Евро», до моделирования транспортных потоков столицы.

О планируемых цифрах доходов Арман Гукасян говорить не стал, отметив лишь, что в настоящее время только в США продукцией Vizerra пользуются около 500 000 человек. «По нашим прогнозам, оборот компании в 2012 г. может увеличиться в 3-4 раза, с $2,5 млн до $7-10 млн», — предполагает Арарат Мкртчян. «В условиях все большего использования компьютеров при воссоздании бизнес-идей перспективы данного сервиса Vizerra хороши, так как услуги, предлагаемые компанией, будут пользоваться все большим спросом», — соглашается Алексей Матросов. При этом Арман Гукасян подчеркивает, что не нуждается сейчас в инвестициях, а значит, не намерен привлекать «стратегов»: компания генерирует достаточно прибыли для стабильного развития, заключает он.

Однако другие опрошенные «Ко» эксперты считают, что самостоятельно, без помощи ведущих мировых игроков у Vizerra не получится превратиться в некое подобие Facebook, Google или Yahoo. «Ни один более-менее рентабельный и перспективный сегмент рынка информационных технологий не остается без внимания крупных IT-гигантов. Как показывает опыт разработки, запуска и функционирования независимых IT-проектов, мало кому из них удается выстоять и сохранить независимость в глобальной конкуренции с крупнейшими высокотехнологичными монополиями уровня Google, Facebook, Microsoft, активно использующими свое монополистическое положение и злоупотребляющими эффектом масштаба бизнеса», — резюмирует ведущий аналитик ИК «Риком-Траст» Владислав Жуковский.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *