Сразу два кинофестиваля пытаются доказать, что фестивальное кино – это не обязательно кино для избранных

Фестивальное кино само загнало себя в своеобразное гетто, объявив, что фестивальные фильмы — это «не для всех». На самом деле — еще как для всех, особенно для тех, кто устал от бесконечных «новых потрясающих мега-супер-пупер-блокбастеров-от-создателей». Не зря на «Амфест» — ежегодный фестиваль американского кино, который уже в четвертый раз проходит в Москве, — билетов продают больше, чем на обычные сеансы в том же кинотеатре.
Небольшие локальные фестивали иногда раскручиваются во всемирно известные бренды. Так случилось с проектом Роберта Редфорда — фестивалем «Сандэнс», главным в мире независимого кино. На первом фестивале Редфорд лично зазывал людей в кинотеатры. Сегодня, 25 лет спустя, это один из самых престижных кинофестивалей в мире. Неизвестно, что будет с фестивалями вроде «Амфеста» или «Завтра» лет через двадцать. Сегодня они просто дают возможность смотреть хорошие фильмы.
Директор «Амфеста» Феликс Розенталь объясняет, что фестиваль начался с интереса к некоммерческому американскому кино. Американские фильмы в принципе не нуждаются в продвижении, говорит он, они нуждаются скорее в сдерживании, а образ Голливуда — это образ в общем отрицательный: массовая культура, блокбастеры, отсутствие национального духа. «Я боюсь, что большинству даже невдомек, что американская кинематография гораздо более разнообразна, — рассуждает Розенталь. — Голливуд — это особый, отдельный бренд, но кроме него в американском кино есть еще что-то важное. Это “что-то” мы и хотим показать».
Нынешний «Амфест» поскромнее предыдущих — всего три программы. В «Гала-премьерах» — фильмы, которые скоро выйдут в прокат, вроде «Информаторов» с Микки Рурком или «Джули и Джулии» с Мэрил Стрип. В документальной программе всего четыре фильма, и из-за кризиса никаких ретроспектив, как было в прошлые годы. Тем не менее американское посольство, партнер фестиваля, продолжает привозить в Москву документалистов, которые по традиции «Амфеста» сами представляют свои фильмы. В прошлом году американский классик Росс Макэлви, вместо того чтобы рассказывать о картине, снимал публику на камеру, объясняя это словами из своего фильма: «Я снимаю фильм о своей жизни для того, чтобы у меня была жизнь, о которой можно было бы сделать фильм».
Фестиваль открылся киноальманахом «Нью Йорк, я люблю тебя» — полифонической композицией на попсовую тему, признанием в любви Нью-Йорку режиссеров из разных стран вроде Миры Наир и Фатиха Акина. Фильм будет в прокате, но из прокатной версии вырезаны эпизоды, снятые Андреем Звягинцевым (в главных ролях — видеокамера и томик стихов Бродского) и Скарлетт Йоханссон (в главных ролях — Кевин Бэйкон, хот-дог и лавочка на Кони-Айленде). «Амфест» открылся именно этими двумя короткометражками. И это идеально выражает основную идею фестиваля: амфестовцы уже четвертый год предлагают зрителю не только «новые образы Америки», но и неожиданные связи между Америкой и Россией.
«Завтра» — фестиваль, устроенный по совершенно другому принципу. Здесь есть конкурс, призы и победители. Он пройдет в Москве на этой неделе. Программный директор Алексей Медведев довольно нагло заявляет, что отбор фильмов — «максимально бескомпромиссный и субъективный». «Мы приглашаем в конкурс фильмы, которые что-то недополучили на крупнейших кинофестивалях, — говорит Медведев. — Речь идет о том, чтобы создать для них площадку, где они могут не то что помериться силами, но потереться друг о друга боками и посмотреть, что из этого получится».
Получается очень смешно и неожиданно — слегка похоже на день открытых дверей в сумасшедшем доме для синефилов. Малайзийский мюзикл соревнуется с новым фильмом каннского любимца Бруно Дюмона и малобюджетной полудокументальной российской картиной Константина Селиверстова. Фестиваль не откажется взять в конкурс и какой-нибудь мегаблокбастер, потому что не делит фильмы на «фестивальные» и «общеупотребительные».
В прошлом году по фестивалю бегал, матерясь, маленький и худой американский режиссер Абель Феррара, председатель конкурсного жюри. В этом году среди гостей будут Алехандро Ходоровски, Рутгер Хауэр и Кристофер Дойл, оператор Вон Кар-Вая и Джима Джармуша. Девиз нынешнего «Завтра» — «Молодость не зависит от возраста». Идея была в том, чтобы открывать фестиваль фильмом 20-летнего Ксавье Долана «Я убил свою маму», а закрывать — лентой «Сорняки» 87-летнего французского классика Алена Рене. А между ними расположить ретроспективу безумца Гая Мэддина, «Зеленое порно» Изабеллы Росселини и коллаж «Егор Летов: проект фильма». Но на открытии будет другое кино — «Границы контроля» Джима Джармуша, режиссера, к которому в России относятся с особым почтением.
«Завтра» был задуман и создан Иваном Дыховичным, и нынешний фестиваль будет посвящен его памяти. «Этот фестиваль появился на свет только благодаря любви Ивана к хорошему кино, — говорит Алексей Медведев, — его открытости и умению убедить других людей в том, что нужно делать то, что тебе нравится. И если тебе это по-настоящему нравится, то это понравится и другим. Такая простая вещь — и так редко в нашей жизни реализуется».
На показах «Сандэнса» перед каждым сеансом раздают бумажки для зрительского голосования. В них четыре варианта оценки фильмов: «неплохо», «хорошо», «очень хорошо» и «прекрасно». Организаторы полагают, что плохого не могут показать по определению.

ТРИ ПЛЮС ТРИ

Самое интересное на двух фестивалях

«АМФЕСТ»

«Роман Полански: разыскиваемый и желанный»

Марины Зенович
Прошлогодний документальный фильм о педофильском деле Полански, с его старыми интервью (новых в фильме нет), разговором с его бывшей жертвой и адвокатами. За неделю, прошедшую с ареста Полански, рейтинг популярности фильма на сайте IMDb вырос на 1374% – это не опечатка! Сейчас Зенович снимает продолжение фильма.

«500 дней лета»

Марка Уэбба
Лучшая романтическая комедия 2009 года, идеальный образчик «милого независимого кино». Героиню фильма зовут Саммер, т. е. Лето. А 500 дней – срок, который потребовался герою, чтобы влюбиться, услышать жуткие слова «нам надо расстаться», с большим трудом смириться с потерей любви. Дни идут в беспорядке: за 498-м идет первый, потом 20-й, потом 500-й. Фильм выйдет в прокат.

«И смех и грех»

Линн Шелтон
Фильм из программы независимого кино «Амфеста», заставивший покраснеть мужскую аудиторию кинофестиваля «Сандэнс-2009». История двух строго гетеросексуальных друзей, по пьяни решивших сняться в гей-порно. Протрезвев, они начинают морально готовиться к съемкам. Женщина-режиссер умудрилась рассказать о мужской дружбе больше, чем зрители хотели бы знать.

«ЗАВТРА»

«Границы контроля»

Джима Джармуша
Медитативный антитриллер о блужданиях Одиночки. Фильм не взяли в программу Каннского кинофестиваля по необъясненным и не вполне объяснимым причинам. Половина критиков считают, что это полностью обновленный Джармуш, вторая половина – что вообще не понятно, зачем снимать такое кино.

«Большой фанат»

Роберта Сигела
Сценарист победоносного прошлогоднего «Рестлера» Даррена Аронофски, Сигел дебютировал в качестве режиссера, и это один из лучших фильмов фестиваля «Завтра». История футбольного фаната, столкнувшегося со своим божеством, балансирует между дурацким анекдотом, бессмертным героическим мифом и мощной драмой.

«Все билеты проданы!»

Ю Жун Ханя
Сатирический мюзикл о ТВ-беспределе, творческих амбициях, инновационных технологиях и других вещах, о которых как-то глупо петь, но все равно все поют. Приз Alternative Vision на Венецианском кинофестивале, недоумение критиков и безудержная радость зрителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *