Спорт должен сделать Объединенные Арабские Эмираты одним из мировых центров. Здесь развернули огромную стройку и готовятся принять Олимпиаду-2020

С сентября по май в Аль-Ватбе, пригороде Абу-Даби, проходят гонки на верблюдах. Чем легче ноша верблюда, тем он быстрее, и раньше на них сажали детей, даже двухлетних, но в 2005 году под напором правозащитных организаций в ОАЭ запретили использовать детский труд, и теперь верблюдами управляют роботы — матерчатые мешочки в кепочках и с хлыстами. Выглядит это так: подгоняемый механической плеткой верблюд несется по песчаной трассе, а его владелец едет рядом на джипе с пультом в руках. Торговля роботами и комплектующими к ним за несколько лет превратилась в бизнес.

Бывший таксист Халид по выходным просыпается ни свет ни заря — из его дома на окраине Абу-Даби до Аль-Ватбы путь неблизкий. Теперь он все чаще думает, не переквалифицироваться ли ему обратно в таксисты. В восемь утра Халид уже собирается со скачек домой, а его старенький пикап по-прежнему завален разноцветными роботами: «Не покупают совсем, даже самые дешевые модели по $350. Все деньги в большой спорт ушли».
Прямо над верблюжьим треком висит портрет президента ОАЭ шейха Халифы бин Заида аль-Нахайана размером с двухэтажный дом. Это единственное напоминание о былом размахе. Когда-то гонки на верблюдах были в арабских странах национальной гордостью: рядом с каждым городом было по десятку треков, а в выходные на скачки приезжали даже члены королевских семей. Раньше на гонки в Аль-Ватбу приезжали тысячи участников. Теперь — несколько десятков энтузиастов. Единственный приличный турнир — Кубок шейха Заида бин Султана с призовым фондом около $2,5 млн в Аль-Айне.
У арабского мира появился новый рубеж — 2020 год. Замысел в том, чтобы через десять лет Эмираты превратились в один из мировых центров: и с точки зрения бизнеса, и в политическом, и в культурном смыслах. И спорт стал едва ли не главным средством достижения этой цели. Хозяин Олимпиады-2020 пока неизвестен, но ОАЭ, несмотря на жару, уже считаются одним из главных фаворитов. Место проведения Олимпиады будет определено через три года, и в Эмиратах развернулась огромная спортивная стройка, а вместе с ней и пиар-кампания. С одной стороны, спорт должен помогать созданию позитивного имиджа на Западе, а с другой — служить приманкой для потенциальных новых жителей, американцев и европейцев. В общем, стало не до верблюдов.
Финансовый кризис на этих амбициях не сказался вовсе. В прошлом году в Абу-Даби открылась трасса «Формулы-1», в Дубае — новый 25-тысячный стадион. В Абу-Даби прошел клубный чемпионат мира по футболу, в Дубае — серия матчей по крикету между Пакистаном и Австралией, двумя сильнейшими мировыми сборными. Абу-Даби и Дубай, два лидирующих эмирата, говорят, что преследуют единую цель — вывести ОАЭ в число самых привлекательных и современных стран мира. При этом каждый эмират пытается всеми возможными способами обойти соседа.

ГОРОД-ШКОЛА
Первым начал Дубай. Там возник спортивный оазис — Dubai Sports City. Он уже открыт, но до сих пор напоминает огромную стройку: посреди вырытых котлованов под гостиницы и дома будущего спортивного города огнями переливается лишь 25-тысячный стадион для крикета. Чуть поодаль зеленеет поле для гольфа, спроектированное Тайгером Вудсом: теперь здесь ежегодно проходит турнир с одним из самых крупных призовых фондов. Тут же открыли академию гольфа. Скоро появится ледовый стадион. «Это будет своеобразной фишкой. У нас очень любят на коньках кататься», — заверили Newsweek в Dubai Sports City.
Директор по маркетингу Никола Петтс рассказывает, что главной задачей было создать город внутри города — чтобы жителям Города Спорта не приходилось выезжать в основной Дубай за покупками или, скажем, на прием к врачу. По подсчетам Петтс, уже через несколько лет здесь смогут жить около 70 000 человек. Притока иностранцев ожидают в 2011 году и тогда же планируют достроить последний стадион. Будут заманивать элитным спортивным образованием. Уже открыты футбольная школа «Манчестер Юнайтед», принимающая детей с шести месяцев, и теннисная академия известного британского теннисиста Дэвида Ллойда.
К футболу в Эмиратах особое отношение. Говорят, что футбольной школой «Манчестер Юнайтед» занимался лично правитель Дубая Мухаммед бин Рашид аль-Мактум. Он известен чуть ли не как самый спортивный шейх в Эмиратах: в детстве играл в теннис и футбол, потом увлекся скачками. Сначала речь шла о «Ливерпуле». По крайней мере, в начале 2008 года аль-Мактум поручил инвестиционной компании Дубая выкупить большую часть акций этого английского клуба, чтобы со временем стать его единственным владельцем. Но сделка, сумма которой могла составить около $1 млрд, не состоялась: владеющие «Ливерпулем» американцы предложение арабской стороны отклонили. В итоге школу открыл «Манчестер».
Вскоре в очередь на покупку английских клубов встал Абу-Даби. В августе 2008 года Abu Dhabi Group Investment and Development во главе с шейхом Сулейманом аль-Фахимом выкупила за $360 млн «Манчестер Сити» у бывшего премьер-министра Таиланда Таксина Чинавата. Владельцем клуба стал член королевской семьи шейх Мансур бин Заид аль-Нахайан, а президентом — Сулейман аль-Фахим. В тот же день новые владельцы «Сити» подписали нападающего «Реала» Робиньо за £32,5 млн, совершив самый дорогой трансфер в истории клуба. А потом и вовсе побили все мыслимые рекорды, потратив за год на трансферы порядка £120 млн. При этом они не уставали жаловаться, что к ним предвзято относятся и постоянно завышают цены.
В середине 2009 года Сулейман аль-Фахим передал «Сити» в управление шейху Халдуну аль-Мубараку, а сам решил купить другой английский клуб, «Портсмут». В Британии началось расследование: по закону разные клубы не могут иметь одного владельца. Связь аль-Фахима с «Манчестер Сити» доказана не была, но арабский шейх, сославшись на проблемы со здоровьем, добровольно продал 90% акций «Портсмута» за один фунт бизнесмену из Саудовской Аравии Али аль-Фараджу.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ
Как только Dubai Sports City стал обретать более-менее реальные черты, в пригороде Абу-Даби на острове Яс началось строительство гоночной трассы для «Формулы-1». В конце прошлого года в Абу-Даби уже прошел последний этап сезона-2009. Но весь комплекс построить не успели: развлекательный центр «Феррари» обещают открыть к новому сезону.
В конце прошлого года в Абу-Даби на клубный чемпионат мира приехали сильнейшие клубы со всех континентов. Для организаторов главное — статус соревнования, а не победа: побеждают все равно клубы либо из Европы, либо из Южной Америки. Экономить на имидже в Абу-Даби не стали, вложив в проведение турнира более $20 млн.
Футбол в Эмиратах не самый популярный вид спорта, и болельщики оказались как будто не готовы к футбольному празднику. На трибунах они сидели тихо, и, если бы не приезжие фанаты в национальных нарядах и с музыкальными инструментами, было бы непонятно, что это крупный футбольный турнир.
Арабские болельщики ждали одного матча — встречи местного клуба «Аль-Али» с «Барселоной». Но тот вылетел после первой игры, и болельщикам пришлось развлекать себя самим. Рядом со стадионом «Мухаммед бин Заид» ФИФА организовала привычный для таких соревнований фанатский уголок: здесь можно было сыграть в мини-футбол или сразиться в футбол настольный. Почти все арабские болельщики пришли на стадион в национальных одеждах до пят и в шлепанцах. Так что популярностью пользовалась именно настольная версия. Отдельные болельщики, впрочем, в обход традиций задирали полы одежд и с азартом били по небольшим воротам.
54-летний болельщик Касим пришел на футбол вместе с двумя детьми. Раньше они никогда не были на стадионе, да и футболом особенно не интересовались. Касим объяснил Newsweek, что сам он любит лошадиные скачки и верблюжьи бега: «Там я могу не только болеть, но и делать ставки прямо на стадионе». Своих детей он хотя бы раз в месяц возит на потерявшие популярность стадионы для скачек. «Но “Барселона” для них — больший авторитет, — смеется Касим. — Как только они узнали, что к нам едет Месси, заставили меня купить билеты».

ОЛИМПИАДА В ПУСТЫНЕ
Абу-Даби ставит на футбол и «Формулу-1». В Дубае с нетерпением ждут 2013 года, когда Международный олимпийский комитет (МОК) выберет страну — хозяйку Олимпиады-2020. Дубай уже подал заявку и прошел предварительную проверку. Уже сейчас ясно, что борьба пойдет, скорее всего, между Дубаем и катарской Дохой — хотя бы потому, что еще ни разу Олимпиада не проводилась в стране арабского мира. Для МОК это сильный аргумент, не говоря уже о деньгах. Скептики перечисляют возможные минусы заявки арабских стран: чудовищная жара, ситуация с правами женщин и конфликт с Израилем.
В Катаре порядки более либеральные. На теннисном турнире в Дохе израильтянка Шахар Пеер может играть без всяких проблем. А Дубай в начале прошлого года отказал ей в визе, после того как Израиль провел крупную операцию в секторе Газа. Вышел скандал: в знак протеста с турнира снялся Энди Роддик, победивший на нем в 2008 году. Затем последовало наказание и от WTA-тура: организаторов оштрафовали на рекордные по меркам тенниса $300 000 и предупредили, что в следующий раз турнир вообще будет исключен из календаря.
Скандал вышел тем более громким, что в последние годы Дубай старается не портить отношений со спортивными федерациями. В июне 2008 года президент МОК Жак Рогге пожурил «некоторые арабские страны» за то, что они не выставляют на Олимпиады женские сборные и вообще скептически относятся к развитию женского спорта. ОАЭ тут же — в нарушение всех традиций — направили в Пекин сразу двух спортсменок: наследную принцессу из правящей семьи Дубая Мейсу бинт Мухаммед аль-Мактум на соревнования по тхеквондо и принцессу Латифу бинт Ахмед аль-Мактум на турнир по выездке. Медалей, впрочем, они не взяли.
История со спортсменками показывает: арабские страны делают на спорт огромную ставку. После того как Олимпиаду получил город Сочи, не приспособленный к ней ни в климатическом, ни в инфраструктурном, ни с точки зрения мирового сообщества политическом смысле, летняя Олимпиада в пустыне не кажется им фантастикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *