«Газпром» хочет заправлять автомобили газом. Государство идет на помощь

Про это уже не все помнят, но в 80-е годы газовое топливо в Советском Союзе было вполне популярно: в 1981 году была даже принята программа развития газобаллонного транспорта. Теперь такие авто—редкость. Сейчас на газе передвигается около 3% российского автотранспорта. И это в основном не выпущенные с конвейера готовые автомобили, а обычные машины с установленными на них газовыми баллонами. Стоит такая операция от 120 000 до 200 000 рублей, и торговцы газовым оборудованием перечисляют прелести газа: экономия, возможность переключаться с газа на бензин и обратно и даже его щадящее воздействие на систему смазки.
Но энтузиастов не так много: и баллон какой-то громоздкий, на полбагажника, и газовую заправку (обычно опознаваемую по лозунгу «пропан-бутан») еще пойди найди, да и мощность двигателя снижается, как говорят, примерно на 15%.
Но скоро, возможно, таких авто станет больше. На июньском собрании акционеров «Газпрома» глава компании Алексей Миллер неожиданно много говорил об автомобилях, точнее, о том, как в Европе газ все чаще используется в качестве моторного топлива. Аргумент европейских чиновников и муниципальных властей: работающие на газе автобусы меньше загрязняют атмосферу. В России тоже озаботились газовым транспортом. В правительстве сейчас создают рабочую группу, которая займется переводом российского транспорта на газ—для начала, например, муниципальных автопарков или машин, обслуживающих сочинскую Олимпиаду. Но «Газпром» волнует не экология: компании нужны новые рынки, и она не прочь создать их с помощью административного ресурса.
Интерес «Газпрома» к газомоторному топливу—не от хорошей жизни. Позиции газовой монополии в Европе слабеют, и автомобильное топливо, говорит аналитик Ernst & Young Иван Бончев, может помочь газовому гиганту вернуть прежние позиции на европейском рынке. «В Европе рынок газомоторного топлива развивается активнее, чем в России. На уровне Евросоюза там приняты законы, стимулирующие внедрение газовых двигателей, так что интерес “Газпрома” вполне понятен»,—говорит эксперт.
Но все-таки главная надежда «Газпрома»—внутренний рынок. Сейчас торговля газовым топливом в России стагнирует. При сходной марже через нефтяные заправки проходят 1000 машин в день, а через газовые—всего 100, объясняет заместитель гендиректора одной из крупнейших газовых заправочных сетей «Реал-Инвест» Николай Проволоцкий. По его словам, «розничная реализация газового топлива стала низкорентабельной, заправки продаются во всех регионах России целыми сетями». Обанкротился один из основных игроков на этом рынке—«Акойл».
Главный аргумент в пользу газа—дешевизна, он почти в два раза дешевле бензина. По оценкам компании СИБУР, в 2009 году цена сжиженного углеводородного газа составила 10,5–11 рублей за литр, вдвое дешевле, чем бензин. В Минэнерго посчитали, что, заправившись на 500 рублей сжиженным газом, можно доехать от Москвы до Брянска или Нижнего Новгорода (около 400 км). Если использовать другой вид газового топлива, компримированный (сжатый) природный газ, то хватит и до Санкт-Петербурга. На бензине А-92, -95 за эти деньги машина едва дотянет до Рязани.
Поскольку автомобилисты по своей воле к газу не тянутся, проще переводить на газ централизованно, например, общественный транспорт в мегаполисах или на Крайнем Севере, где бензин особенно дорог. «Развитие рынка газомоторного топлива—это вопрос социальной ответственности, как газификация регионов. В советское время отрасль развивалась, потому что директивно регулировалась,—рассуждает начальник отдела по использованию газа в качестве моторного топлива “Газпрома” Евгений Пронин.—И сейчас нам необходим такой властный рычаг. Почему, к примеру, владельца автопарка в 100 машин не обязать 50 из них перевести на газ? От этого бюджету сразу же будет выгода».
Минэнерго эти принципы разделяет. В июне замминистра энергетики Сергей Кудряшов заявил в Думе, что государство будет стимулировать потребление газомоторного топлива. «Мы хотим реанимировать этот рынок, для чего сейчас ищем всевозможные административные и финансовые рычаги»,—говорил Кудряшов.
Министерство предлагает разработать Концепцию использования альтернативных видов топлива до 2020 года, которая коснется и газа. Сейчас уже подбираются кандидатуры в специальную рабочую группу правительственной комиссии по ТЭКу, которую возглавляет вице-премьер Игорь Сечин. В качестве первого конкретного шага Минэнерго предлагает перевести на газ муниципальный транспорт, сначала—в городах с населением более миллиона человек, а потом—и муниципальный транспорт в отдаленных регионах.
В самом «Газпроме» особенно рассчитывают на Олимпиаду в Сочи. В монополии существует проект программы «Белой Олимпиаде—голубое топливо». «Суть проста: мы хотим весь муниципальный транспорт, локомотивы и суда перевести на газ. После Олимпиады-2014 все это великолепие останется в Сочи. Получится благополучный экологический курорт»,—объясняет собеседник Newsweek в «Газпроме». В сентябре 2009 года компания начала строительство газопровода Джубга–Лазаревское–Сочи и максимально заинтересована в полном использовании газа с этой трубы. В Минэнерго концепцию поддерживают. «У нас уже есть несколько заявок по газу с Кавказа—они хотят, чтобы новая программа тестировалась на них»,—говорит высокопоставленный чиновник Минэнерго.
Если «Газпрому» удастся задуманное, он не просто увеличит продажи внутри страны, но и получит определенную свободу в определении цен. На июньском собрании акционеров Алексей Миллер напомнил, что «цена на газ в России еще долгое время будет оставаться нерыночной, субсидируемой и устанавливаемой государством». Повысить реализацию газа в России можно за счет увеличения поставок промышленным потребителям, в первую очередь энергетикам (31% продаж «Газпрома» в России), а также населению (19%).
Однако стоимость газа для этих категорий государство регулирует, а вот ценниками на заправках Федеральная служба по тарифам не занимается. «За счет операций с газом мы создаем добавочную стоимость. Так что в таких проектах есть и коммерческая выгода»,—говорит Евгений Пронин. Бизнес получится выгодным: покупателей—казенные автопарки—обеспечит государство, а серьезных конкурентов на внутреннем рынке газового топлива у «Газпрома» не появится еще долго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *