Все книги Януша Леона Вишневского немедленно переводят на русский язык, и они неизменно становятся бестселлерами. Не исключено, что, после того как в 2005 году по-русски вышел его роман «Одиночество в сети», в России он стал даже более популярным, чем у себя дома в Польше. Сейчас писатель приехал в Москву на презентацию нового романа – «Бикини», истории любви немки и американца во время Второй мировой. Вишневский рассказал Галине Юзефович, что женщины сложнее мужчин и что с выходом «Бикини» он надеется избавиться от клейма «автор “Одиночества в сети”».

Вы живете в Германии, пишете по-польски, а популярнее всего ваши книги в России. Вы – образцовый продукт глобализации?
Больше скажу: я еще и работаю в голландской компании, одна из моих дочерей учится в Австралии, у меня два паспорта, в офисе я говорю по-английски, на улице — по-немецки, а дома — по-польски. Мне даже сны снятся на трех языках. И что с того? Мне кажется, все границы — вещь совершенно искусственная: таким образом нас то ли Бог, то ли природа наказывает за какие-то грехи. Я не задумываюсь о том, почему я так живу, — так уж сложилось, и все. А раз я об этом не задумываюсь, значит, мой образ жизни мне подходит. Во всяком случае, он позволяет мне заниматься тем, что мне нравится.

Почему вы вдруг решили посвятить новый роман событиям Второй мировой войны?
Я-то считаю, что мой роман вовсе не о войне, а о любви — о любви в страшное, опасное, безнадежное время. Вторая мировая — тема неактуальная. О ней сегодня мало кто помнит, а кто помнит — мало что знает. Я писал «Бикини» именно как исторический роман — в надежде, что кто-то из современных читателей почерпнет из него новую информацию о прошлом. К тому же в моей книге речь действительно идет о вещах не слишком известных — в частности, о сексуальной жизни в Германии времен Третьего рейха. Об этом мало писали, так что я тут, можно сказать, первопроходец. Я как бы приглашаю читателя вместе со мной заглянуть истории под юбку.

Почему во всех ваших книгах главные герои – женщины? Вот и в «Бикини» все повествование строится вокруг молодой немки Анны.
Мне кажется, что мир глазами женщины более сложный и менее однозначный. Мужской мир — черно-белый, логичный и предсказуемый. А женщины способны за считаные мгновения переходить от самой глубинной нежности к самой грубой брани. Это очень хорошо видно на примере моей главной героини. Мужчина бы на ее месте, наверное, только ругался, а у нее весь спектр эмоций. Хотя, конечно, Анна очень часто смотрит на мир моими глазами, и вообще в ней очень много от меня самого.

Вы знаменитый писатель, но продолжаете работать в фирме, которая занимается программным обеспечением для химических исследований. Зачем?
Я стал автором — не люблю слово «писатель» — очень поздно, уже после сорока лет. До этого я видел себя исключительно в науке. Я писал сначала кандидатскую, потом докторскую. Я вообще думал, что напишу только одну книгу — «Одиночество в сети». Это была какая-то внутренняя потребность — что-то вроде психотерапии. Но потом оказалось, что людям мои книги нравятся, что они готовы тратить на них свое время, и я обнаружил, что книги можно писать не только для того, чтобы разобраться с самим собой. Но когда меня спрашивают, кто я, без колебаний отвечаю: я — ученый. Наука — моя законная жена, а литература — прекрасная любовница. И я, как многие мужчины, по-прежнему убежден, что они не подозревают друг о друге.

Вы написали уже несколько книг, но для большинства читателей вы автор «Одиночества в сети». С выходом «Бикини» эта картина изменится?
Я чувствую, что у меня на лбу буквально вытатуировано — «Автор “Одиночества в сети”». Каждой новой книгой я пытаюсь эти слова соскоблить, но они проступают снова и снова. В Польше на рекламных перетяжках, анонсировавших выход «Бикини», даже не было моей фамилии — просто «Новая книга от создателя “Одиночества в сети”». Конечно, мне бы хотелось написать еще что-то сопоставимое с моим первым романом, но для меня это не самоцель. Может быть, такой книгой станет «Бикини» — мне кажется, у нее есть неплохие шансы. А может быть, и нет. Тогда я напишу еще что-нибудь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *