Российские кинотеатры будут отчитываться за каждый проданный билет. Это не помешает им воровать, зато поможет Минкульту заработать

Режиссер Юрий Грымов планировал дать премьеру своей новой комедии про слепого мальчика «На ощупь» 28 января. А потом передумал — решил, что заработает больше, если выпустит фильм в мае. «К этому времени будет запущена система электронных билетов, и я смогу получить больше денег за свой фильм», — объясняет Грымов. Чтобы окупить затраты на фильм, Грымову надо заработать минимум $2 млн. Это значит, что в прокате фильм должен будет собрать больше $4 млн: 2$ млн заберут кинотеатры и еще часть — посредники. Это при условии, что кинотеатры будут работать честно.
Кинотеатры воруют. Это признанный факт. Доходы от продажи билетов они должны делить со студиями пополам, но на самом деле отдают меньше — просто занижают количество проданных билетов. По разным подсчетам, как минимум на 20%, а то и вдвое. Это как минимум $20 млн.
Продюсер Владимир Кильбург вспоминает, как в 2006 году его боевик «Сдвиг» собрал в прокате $770 000. А потом Кильбург пошел к аналитикам, и те рассчитали минимальный бокс-офис этого фильма. Вышло в два раза больше — $1,5 млн. «А за руку никого не поймаешь», — вздыхает Кильбург. Хозяева кинотеатров возражают и открещиваются.

Глава Movie Research Олег Иванов насчитал около 20 способов мошенничества, к которым может прибегать кинотеатр. Можно в отчетах указывать скидки, которых не было. Или перераспределить поток зрителей на нужный фильм. Или установить второй принтер, чтоб напечатать дополнительную порцию билетов. Или просто всячески затянуть возврат денег за билеты.
Поэтому продюсеры давно лоббируют введение электронной системы учета билетов — как в Америке. Эта тема поднималась всякий раз на встречах кинематографистов с премьер-министром Путиным. И видные деятели во главе с Никитой Михалковым объясняли, что кинобизнес в России не станет полноценным, пока кинотеатрам будет позволено воровать деньги. Премьер-министр согласился.
«К нам постоянно приходят продюсеры и просят: сделайте что-нибудь, у нас из-за кинотеатров фильмы не окупаются», — подтверждает директор департамента кинематографии Минкульта Игорь Каллистов. В 2008 году министерство поручило своему главному информационно-вычислительному центру (ГИВЦ) разработать специальную автоматическую учетную систему для кинобилетов.
Однако потом, рассказывает один из участников рынка, сюжет сделал неожиданный поворот. Единого программно-аппаратного комплекса, который мог бы следить за продажей билетов в режиме онлайн, создано так и не было. Вместо этого была предложена схема, фактически дублирующая Rentrak Corporation, систему крупнейших мировых компаний по подсчету сборов кинофильмов. Она лишь собирает те данные, которые предоставляют кинотеатры при помощи своих колл-центров.
В феврале 2009 года Rentrak Corporation включилась в борьбу за создание единого учетного центра по продаже билетов в России — и даже начала тестировать подобный центр, подключив к нему несколько киносетей. На рынке начались настоящие баталии. По словам источников Newsweek, топ-менеджеры сетей кинотеатров выступали на стороне Rentrak, а Минкульт лоббировал ГИВЦ. Первый конкурс был объявлен летом прошлого года, но так и не состоялся. Потом в декабре, когда Медведев подписал поправки к закону о кинематографии — об электронном билете, — был объявлен конкурс, и ГИВЦ его благополучно выиграл.

Главная проблема, считает участник рынка, заключается в том, что расходы по созданию новой системы возложены на сами кинотеатры. Выходит, они должны сократить собственные доходы и к тому же оплатить это сокращение. Однако проверить их невозможно. «Мы считаем, что кинотеатры будут порядочными»», — признается главный разработчик новой системы Сергей Мокров. «Хотели как лучше, а получилось как всегда, — говорит один из участников рынка. — Продюсеры ничего не получили. Кинотеатры получили расходы. Зато чиновники отчитаются, что выполнили поручение премьера».
В середине февраля Минкульт объявит новый конкурс — на окончательную реализацию проекта. Участники прежние, ГИВЦ и Rentrack, победитель получает от бюджета по 6,8 млн рублей ежегодно. У обоих амбициозные планы. «К этой системе можно подключить любые заведения культуры, музеи, театры», — говорит Мокров. «Мы сможем оценивать бизнес операторов цифрового ТВ», — предлагает гендиректор Rentrak Russia Александр Бабичев.
Сергей Мокров считает, что они с Rentrak станут партнерами. «Вряд ли Rentrak будет участвовать в конкурсе. Сами посудите, Минкульт делает государственную систему, а Rentrak даже сервера свои в США держит. Ну зачем это России?» — вопрошает Мокров.
В том, что конкурентам придется договориться, уверены почти все участники рынка. По словам Игоря Каллистова, будет выбран один оператор, но он сможет нанимать субподрядчика. Собранные ими данные по продажам билетов вряд ли попадут в открытый доступ. А значит, продюсерам придется платить за информацию, достоверность которой более чем сомнительна.

Читайте также
Не очень нужные люди
Дмитрий Месхиев: «Нельзя снимать фильмы за деньги государства и при этом ругать государство»
Деньги в студию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *