Московская компания «Вимм-Билль-Данн» продолжает скупать заводы в регионах, хотя и не получает пока ощутимых доходов от своих приобретений. «ВБД» тратит десятки миллионов долларов на новые проекты, потому что очень хочет стать по-настоящему национальным производителем.

В начале марта этого года «Вимм-Билль-Данн» объявил о покупке 30% акций молочного комбината «Уфамолагропром». Финансовый партнер компании, имя которого не разглашается, скупил еще 10% акций предприятия. «ВБД» намерен довести размер своего пакета до контрольного. «Уфамолагропром» – шестой по счету региональный завод, купленный компанией «Вимм-Билль-Данн» начиная с 1997 года. Компания приобрела также молочные комбинаты в Киеве и Бишкеке. На региональные проекты сейчас уходят основные инвестиционные ресурсы компании, но при этом в «ВБД» не собираются останавливаться на достигнутом. В той же Башкирии компания приценивается еще к одному заводу, а в Ленинградской области готовит строительство комбината «с нуля». В сфере интересов компании еще два предприятия, где «ВБД» владеет пока третью акций. Сейчас более 85% молочного производства «Вимм-Билль-Данн» приходится на московские владения – Лианозовский, Царицынский и Раменский комбинаты. Большинство сделок «ВБД» совершил в прошлом году, и сейчас занят модернизацией новых заводов. Несмотря на все препятствия, «ВБД» упорно пытается реализовать принятую три года назад стратегическую программу – завоевать национальный рынок за счет скупки местных заводов. Как говорят в самой компании, «чтобы производство было ближе к потребителю».

Из Владивостока в Киев

«Вимм-Билль-Данн» начинал региональную экспансию с покупки и реанимации полумертвых заводов. «Группа могла расширяться либо за счет строительства новых заводов, либо за счет покупки существующих мощностей, но большинство из них находилось в тяжелом положении, – объясняет Евгений Чверткин, вице-президент компании по стратегическому развитию. – И все-таки мы выбрали второй вариант». В декабре 1997 года компания купила контрольный пакет акций Владивостокского молочного комбината, в июне 1998 года – контрольный пакет комбината «Нижегородский», а в августе того же года – комбината «Сибирское молоко» в Новосибирске. Первый завод не работал вообще, два других были загружены примерно на 10%. Предприятия умирали по банальной причине – не было денег на развитие. «ВБД» погасил их долги перед кредиторами, субсидировал оборотные фонды и модернизировал производство (затратив на это в 1998 – 1999 годах $9,7 млн). Результат не замедлил сказаться: к концу 1999 года объемы производства на новосибирском комбинате выросли в полтора раза, на нижегородском – вдвое, а владивостокский комбинат даже превысил свои показатели начала 90-х. Затем «Вимм-Билль-Данн» переключился на более или менее успешно работающие заводы. В 1999 году компания попыталась поглотить Тимашевский молочный комбинат в Краснодарском крае – четвертый по мощности (около 250 тонн продукции в сутки) в России после Лианозовского и Царицынского комбинатов и питерского «Петмола». «ВБД» выкупил у американского инвестиционного фонда 40-процентный пакет акций предприятия, но натолкнулся на противодействие группы частных акционеров, когда попытался включиться в управление комбинатом и стать владельцем контрольного пакета. И лишь в августе 2000 года компания смогла договориться с частными акционерами о покупке принадлежавших им 57,7% акций комбината; сделка была завершена в декабре. В конце 1999 года «ВБД» удалось скупить более 40% акций новосибирского молочного комбината «Альбумин», но дальше дело не пошло. Руководство «ВБД» сейчас заявляет, что не участвует в управлении этим предприятием, а своих дальнейших намерений относительно «Альбумина» не раскрывает. В том же 1999 году «ВБД» приобрел контрольный пакет Карасукского молочного комбината, специализирующегося на производстве сухого молока. Сделка позволила более чем на 20% закрыть потребности группы в поставках этого сырья (около 10 тыс. тонн в год). Выбор заводов для покупки определялся не только их производственными возможностями – «Вимм-Билль-Данн» старался обосноваться в наиболее богатых сырьевых регионах. Так, в Краснодарском крае производится почти 4% всего российского молока, в Новосибирской области – около 3%, в Нижегородской – 2,5%. «Мы переносим производство поближе к источникам сырья. Это основная составляющая нашей стратегии развития», – говорит Евгений Чверткин. В 2000 году «ВБД» расширил свою экспансию за пределы России, купив контрольные пакеты Киевского гормолзавода № 3 и молочного комбината «Бишкексут» в Киргизии – предприятия с хорошим потенциалом, но нуждающиеся в значительных инвестициях.

Поход на север не удался

Первую крупную неудачу в деле покупки заводов «Вимм-Билль-Данн» потерпел совсем недавно. В конце 2000 года компания включилась в тендер по покупке акций завода «Северное молоко» в Вологодской области, но к февралю 2001-го смогла скупить только 30% акций. Контрольный пакет «Северного молока» достался компании «Нутритек», производящей детское питание. В «Вимм-Билль-Данн» пока не говорят о том, что они собираются делать в этой патовой ситуации, но и не считают себя проигравшими. «Нам принадлежит блокирующий пакет», – отговаривается Евгений Чверткин. Очевидно, что компания не отступится от такого лакомого куска: вологодский завод специализируется на сухом молоке и в случае перехода под «ВБД» мог бы вместе с Нижегородским, Тимашевским и Карасукским комбинатами почти полностью обеспечить потребности группы в этом виде сырья. Зато компания успешно продвигается в Башкирию. «Это очень перспективный регион, – говорит Евгений Чверткин. – Башкирские молочные хозяйства смогли сохранить свой потенциал, а платежеспособный спрос населения выше среднего по стране». В Башкирии, кстати, производится почти 5% всего молока в России, но по объемам и темпам роста его переработки регион пока находится в числе отстающих. Уфимский комбинат, на поглощение которого нацелился «ВБД», в прошлом году был загружен на треть от проектной мощности. У «ВБД» есть интерес еще к одному башкирскому заводу – «Туймазы-Молоко». «Там мы пока договорились о внедрении наших технологий управления производством и финансовыми потоками, – говорит Евгений Чверткин. – Возможно, в будущем мы решим стать акционерами завода, но действовать будем крайне осторожно. Прежде всего предприятие нужно вывести из финансового кризиса». Для компании этот завод привлекателен своими сыроваренными мощностями: «ВБД» собирается в ближайшее время освоить выпуск сыра, а необходимое для этого оборудование есть пока только на Тимашевском комбинате. До конца этого года «Вимм-Билль-Данн» начнет свой самый дорогостоящий проект – строительство молочного комбината в Ленинградской области. «У нас готова проектно-сметная документация, и сейчас мы выбираем площадку для строительства», – говорит Евгений Чверткин. Согласно плану завод должен войти в эксплуатацию в 2003 году. Его мощности рассчитаны на переработку 400 – 500 тонн молока в день (примерно столько сейчас принимает Царицынский молочный комбинат). «ВБД» не смущается тем, что молочный рынок Северо-Запада фактически поделен между пятью местными заводами, а их потенциальные мощности в сумме превышают объемы производства молока в регионе. Питерцы, кстати, судя по результатам минувшего года, начинают сдавать свой рынок «внешним» конкурентам и упускают своих поставщиков сырья: объемы производства на местных заводах снизились на 10%, при том что областные фермы увеличили выпуск молока более чем на 8%. Новый завод обойдется «ВБД» не менее чем в $10 млн. Как говорит Евгений Чверткин, «финансировать строительство группа пока будет сама». 

Рядом никого

«Вимм-Билль-Данн» – единственный в России молочный концерн, объединяющий несколько предприятий, если не считать французскую компанию Danone, построившую заводы в Тольятти и Чехове. Единственный потому, что доходы компании позволяют ей в отличие от конкурентов тратить миллионы долларов на покупку и развитие региональных заводов. А лидерства по оборотам в отрасли компания достигла благодаря исключительно удачному старту. В начале 90-х «ВБД» удалось взять под свой контроль крупнейший в России Лианозовский молочный комбинат (сейчас выпускает около 1000 тонн продукции в сутки – это треть всего молочного производства в Москве и Подмосковье). Компания пришла на ЛМК в ноябре 1992 года как арендатор производственных линий для выпуска соков J-7, затем начала скупать акции предприятия и к 1994 году довела свою долю до размера контрольного пакета. Не будем касаться вопроса о происхождении капиталов (то есть слухов о полукриминальном прошлом основного акционера – группы «Тринити»), так же как и скандала с увольнением гендиректора комбината Владимира Тамбова в апреле 1997 года (позволившего «ВБД» внедриться на комбинат в обмен на должность президента компании). Как бы там ни было, к 1997 году объемы производства на предприятии выросли в пять раз, и в том же году «ВБД» приобрел Царицынский и Раменский молочные комбинаты. Сейчас ЛМК обеспечивает компании более 60% продаж. Большая часть сделок «ВБД» по скупке акций молочных заводов была оплачена именно Лианозовским комбинатом. «Вимм-Билль-Данн» раньше конкурентов занялся созданием национальной сбытовой сети (к 1999 году компания открыла собственные торговые филиалы в 10 городах и приобрела дистрибуторов более чем в 40 городах России). Определенную роль в ее успехе сыграл и финансовый кризис 1998 года. Иностранным компаниям, начавшим строительство своих молочных заводов в Подмосковье, – Danone, Ehrmann, Campina – пришлось отложить их открытие до 2000 года, когда «ВБД» уже фактически подмял под себя рынок. В компании утверждают, что они развивались и развиваются «за счет реинвестирования прибыли». При этом «Вимм-Билль-Данн», как и все, пользуется кредитными линиями: например, акции Тимашевского и Киевского комбинатов скупались при финансовой поддержке Альфа-банка. Свои отчеты о прибыли «ВБД» не публикует, но, по мнению тех финансовых аналитиков, с которыми консультировался «Ко», компании с годовым оборотом в $300 млн – $400 млн (1997 – 1999 гг.) вполне под силу ежегодно тратить «на развитие» $20 млн. (Начиная с 1995 года «ВБД» израсходовал более $80 млн на модернизацию заводов и инвестиционные программы для поставщиков молока. Еще $20 млн ушли на скупку акций региональных комбинатов.) Теперь «ВБД» предстоят расходы на модернизацию заводов в Киеве, Бишкеке и Уфе, расширение мощностей Тимашевского комбината, инвестиционные программы для поставщиков в Нижегородской и Новосибирской областях и Краснодарском крае. В компании намерены уложиться в ту же сумму (или слегка ее превысить), при этом доходы группы будут расти. В прошлом году оборот «ВБД» увеличился почти на 20% и составил более $480 млн, а чистая прибыль компании, по оценке инвестиционной компании UFG, достигла уровня не менее $48 млн. ПЗ Заводов должно быть больше В компании не скрывают, что главная цель «ВБД» – создать свои производства практически во всех экономически развитых регионах России. Так, по словам Евгения Чверткина, компании интересны Урал и Восточная Сибирь. «Но в Екатеринбурге мы пока не нашли предприятий, отвечающих нашим инвестиционным критериям», – говорит он. В ближайшие пять лет в состав группы должны войти еще несколько предприятий, причем наряду с покупкой готовых заводов компания будет строить и новые мощности. Руководство «ВБД» считает, что консолидация производства на российском молочном рынке только начинается. «По сравнению с Danone или Parmalat «Вимм-Билль-Данн» пока еще небольшая компания, – говорит Евгений Чверткин. – На нашу долю приходится всего 6,3% молочного производства в России, тогда как названные мною западные корпорации контролируют десятки процентов своих национальных рынков». Очевидно, что при таких масштабных планах «Вимм-Билль-Данн» через некоторое время достигнет предельной точки роста за счет текущих доходов. Акционеры компании, впрочем, уже обдумывают возможность привлечения необходимых средств за счет выпуска и продажи акций. «Мы хотим стать компанией международного масштаба, – заявляет председатель совета директоров «ВБД» Давид Якобашвили. – В ближайшие два-три года «Вимм-Билль-Данн» станет публичной компанией и предложит свои акции российским и иностранным инвесторам. Учитывая высокие темпы развития, которые компания демонстрирует уже восемь лет, мы полагаем, что наши акции будут весьма привлекательными для инвесторов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *