На общем завтраке перед началом Поместного собора митрополит Кирилл на правах местоблюстителя раздавал делегатам последние наставления. Посоветовал помолиться перед иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец», на которой в сердце Богородицы вонзаются семь стрел: «Если в чье-то сердце [во время Собора] придет это греховное чувство, первое, что нужно сделать, — обратить свой взор к семистрельной иконе». Кирилл попросил уделить внимание благообразности мероприятия. «Это важно для нашего состояния, чтобы мы видели, что все правильно, красиво и по чину происходит, — строго сказал митрополит и добавил: — Будет прямая трансляция по телевидению, поэтому очень важно степенно и торжественно нам выйти».
После Собора о результатах выборов тоже сообщили в прямом эфире. Все прошло в стиле избранного патриарха — публично, но без лишних подробностей. После избрания и вплоть до интронизации патриарх Кирилл не делал громких заявлений. Свою программу Кирилл изложил еще до своего избрания в докладе на открытии Поместного собора: введение основ православной культуры (ОПК) в школах, создание института военных капелланов в армии, возвращение церковной собственности, разрешение украинского раскола, укрепление связей с другими конфессиями — ради совместной религиозной повестки дня.
Именно на такую программу действий он и получил на выборах внушительный мандат — 508 голосов. Алексия II считали умеренным патриархом и мастером компромисса. И вот ему на смену пришел очень активный и молодой, по церковным меркам, патриарх. Кирилл стал патриархом надолго. И у него есть одна главная цель — решительно продвинуть в общественную жизнь интересы церкви. Он хочет сделать Россию по-настоящему православной. Все реформы, которые Кирилл может затеять, будут нацелены только на это.
НОВАЯ РАСКАДРОВКА

Патриарх начнет с аппаратных вопросов, говорит политолог Станислав Белковский: расставит своих людей на ключевых позициях, в первую очередь — в управлении делами патриархии, за которую пока отвечает его конкурент на прошедших выборах митрополит Климент. Сформированный Алексием баланс нарушится, в этом почти нет сомнений. Про Алексия говорили, что он проводил политику сдержек и противовесов: с одной стороны, поставил Кирилла, с другой, уравновешивал его сначала митрополитом Сергием, а потом Климентом, когда тот заменил Сергия в управделами патриархии. «Кирилл вряд ли будет вести ту же линию, — говорит главный редактор агентства “Благовест-инфо” Дмитрий Власов. — Он будет добиваться единства среди синодалов».
Архиереи перестановок ждут. Такая сложилась атмосфера. Один из викарных епископов, которого причисляли к партии проигравшего Климента, был очень весел и сильно обрадовался, когда объявили итоги выборов. Про него тут же стали шутить, что ему Кирилл пообещал почетную питерскую кафедру, а он, бедняга, не знает, что такое обещание получили еще четыре архиерея. Близкий соратник нового патриарха епископ Венский и Австрийский Иларион фактически подтвердил Newsweek, что перестановки будут: «Любые догадки сейчас беспочвенны, и эти решения могут быть неожиданными».
Задача не только в том, чтобы поставить лояльных людей. Кирилл, видимо, попытается заставить работать сами структуры центральной власти — синодальные отделы, что-то вроде аппарата церковного правительства. «Одни и те же задачи порой решают разные отделы, возникает путаница, в некоторых из них нет людей и не всегда понятно, чем именно они занимаются», — говорит ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин. «Комиссии по благотворительности и по монастырям, похоже, вовсе ничего не делают, — соглашается насельник Свято-Данилова монастыря игумен Петр Мещеринов, — а отдел по катехизации занимается одними Рождественскими чтениями».
К ЗАВЕТНОЙ ЦЕЛИ

«Кроме [кадровой] вертикали должна быть еще и горизонталь: общины, приходы, — объясняет религиовед Борис Фаликов. — А это общинное измерение у нас как раз и не развивалось». Сергей Чапнин объясняет суть приходской реформы: прекратить перемещения священников с прихода на приход и наладить полноценную работу воскресных школ и для детей, и для взрослых. И таким образом укрепить общины. А это, в свою очередь, шаг на пути к заветной цели — воцерковлению «малоцерковных людей», как называет их патриарх Кирилл, то есть тех, кто называет себя православным, но не участвует в церковной жизни. Таких подавляющее большинство. Религиовед Фаликов поясняет: оттого, что в России слабо развиты приходы, не усиливается роль церкви в обществе.
А для этого, продолжает игумен Петр, надо будет менять всю внутрицерковную среду, про которую игумен говорит, что она нездоровая и основана на полном бесправии низших перед высшими. «Если мы будем навязывать обществу какие-то вещи, а в церкви все будет оставаться так, как есть сейчас, грош цена нашей проповеди и толку от наших попыток не будет», — уверяет он.
«Навязывать» — это в том числе и вводить в школьную программу вероучительные предметы. Диакон Андрей Кураев предлагаетв вопросе об основах православной культуры отступить на исходные позиции и уже спокойно начать разговор «Что это за предмет и чего мы хотим достичь, оставаясь в рамках светского государства» с нуля. В церкви разные точки зрения, как лучше организовать религиозное образование — вводить ли ОПК в школах, развивать ли вместо этого на местах воскресные школы, — но в любом случае Кирилл сделает все, чтобы православие пошло в массы.
Шансы у него есть. Источник в Кремле говорит, что ОПК — «спорный вопрос», но у Кирилла есть козыри: опыт взаимодействия с Кремлем, да и вообще «активная позиция Кирилла вызывает понимание и поддержку у руководства страны». До сих пор Минобрнауки успешно сопротивлялось внедрению религиозного образования в средней и высшей школе — министр Андрей Фурсенко даже не дал включить богословие в перечень научных дисциплин Высшей аттестационной комиссии. Теперь картина может сложиться другая, и можно предположить, что Кремль пойдет навстречу Кириллу.
Логика чиновников понятна: им Кирилл сейчас нужнее, чем они ему. На дворе кризис, а церковь — эффективная сетевая структура. И если в какой-нибудь глуши народ не верит губернатору и правительству, то к епископу отношение может быть почтительнее. Протестные акции на местах сегодня часто спонсируют мелкие и средние бизнесмены. Многие из них тратят деньги на восстановление храмов, и для них слово церкви не пустой звук. Епископов — в том числе и нового патриарха — в Кремле считают системными и лояльными игроками. Другое дело, что на местах приходских священников и простых монахов уважают порой больше, чем архиереев, а контролировать их сложнее и они совсем не такие системные, как церковное начальство.
Историк религии профессор МГИМО Андрей Зубов сравнивает Кирилла с патриархом Тихоном, которого избрали в 1917 году после прихода большевиков. «Вот и сейчас мы вступаем в тяжелейший кризис, — поясняет свою мысль профессор, — и задача церкви — распространить силу успокоения, помочь обществу консолидироваться, а не распасться». С этой задачей, уверен Зубов, церковь может справиться лучше, чем «наше слабое и малоавторитетное государство». Проблема в том, что кризис способен подкосить и саму церковь — стремительно сокращаются объемы пожертвований, и социальные церковные проекты уже под угрозой.

Интервью

«БУДЕТ НОВОЕ КРЕЩЕНИЕ РУСИ»

Епископа Венского и Австрийского Илариона называют правой рукой новоизбранного патриарха. В интервью Newsweek он рассказал, что патриарх Кирилл начнет активную работу по воцерковлению номинальных христиан.
Вы довольны итогами Поместного собора?

Патриарх Кирилл говорил, что церковь должна активно идти в общество. Как будет организован этот новый крестовый поход за душами?
Крестового похода не будет – будет новое «крещение Руси». Ведь как говорил Николай Лесков, «Русь крещена, но не просвещена». Будет работа по воцерковлению тех, кто считают себя православными христианами, но являются таковыми лишь номинально: не ходят в храмы, не участвуют в церковных таинствах, подчас не знают самых основ веры. Необходимо преподавание православия – по крайней мере, как культурологического предмета – в средней школе, создание возможностей для изучения православной традиции в вузах. Необходимо существенно расширить присутствие церкви в СМИ. Уважая светский характер государства и никому не навязывая свою веру, мы считаем, что церковь должна иметь возможность во всеуслышание свидетельствовать о тех духовно-нравственных ценностях, на которых на протяжении веков строилась жизнь человеческого сообщества.
Будет ли новый патриарх встречаться с Папой Римским?
Думаю, что встреча рано или поздно состоится, хотя зацикливаться на этом вопросе не стоит. Цель диалога между Русской церковью и Ватиканом не в том, чтобы состоялась такая встреча, а в том, чтобы была выработана модель сосуществования православных и католиков. Модель, которая исключает прозелитизм и основана на сознании общей ответственности за проповедь христианских духовных ценностей в сегодняшнем расцерковленном мире.
Способен ли новый патриарх обеспечить независимость церкви от государства?
У митрополита Кирилла сложились очень сердечные отношения и с главой государства, и с главой правительства. Но он известен как сторонник независимой позиции церкви по всем вопросам общественного бытия. Например, митрополит Кирилл – последовательный сторонник введения «основ православной культуры» в школах, а со стороны государства положительного решения пока нет. Именно митрополит Кирилл был создателем «Основ социальной концепции» – документа, в котором впервые в истории Православной церкви прописана возможность гражданского неповиновения чад церкви, если государство призывает к тому, что идет вразрез с христианской совестью. Надеюсь, впрочем, что эта возможность использоваться не будет.

ГАЛЕРЕЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *