«Русал» с успехом провел IPO в Гонконге. Олег Дерипаска, главный неудачник кризиса, выходит из него, не потеряв ни одного ключевого актива

Про Владимира Путина говорят, что однажды летом 2008 года он выразился примерно так: куда ни плюнь, везде или «Газпром», или Дерипаска. Действительно, на пике роста российского фондового рынка «Газпром» был третьей компанией в мире по стоимости. А «Базовый элемент» Олега Дерипаски к тому моменту контролировал «Русал», крупнейшую алюминиевую компанию в мире с предприятиями, раскиданными от Гвинеи до Канады, а также несколько строительных трестов, цементный холдинг, банк и канадского производителя автокомпонентов. Кроме того, Дерипаске принадлежали пакеты акций европейских строительных компаний. В планах значилось поглощение «Норильского никеля».
Еще через полгода Олег Дерипаска уже уверенно двигался к банкротству. К марту 2009 года он потерял активы в Канаде и Европе, «Русал» находился в техническом дефолте, банки угрожали арестом российских активов. Дерипаску называли главным неудачником кризиса. Дерипаска и кризис — эти слова были почти синонимами.
И вот на прошлой неделе стало окончательно ясно, что Олег Дерипаска спасен. Банки-кредиторы требовали от него выплатить им $2 млрд и соглашались на этом условии реструктурировать остальные долги. Проведя IPO «Русала» в Гонконге, предприниматель выручил даже больше: $2,5 млрд примерно за 10% акций компании. Кризис для Олега Дерипаски закончился — настала пора снова собирать активы. Его спасли рост цен на металлы — тут ему повезло — и финансовая помощь от государства.
Империя «Базового элемента» покачнулась в октябре 2008 года. Первым посыпался стройбизнес. «БазэлЦемент» столкнулся с ростом отказов по контрактам, его долги, по некоторым данным, выросли до 1 млрд рублей. В компании эту цифру не комментируют, но признают: с осени 2008 года и заказы, и потребление цемента резко упали. Специфика этого бизнеса такова, что большинство клиентов в отрасли работают по краткосрочным контрактам, рассказывает гендиректор «БазэлЦемента» Дмитрий Савенков. Основная масса — потребители, которые покупают около 1–3 тыс. тонн цемента в месяц. Они просто перестали покупать. Объем проданного цемента по сравнению с 2008 годом упал на 40%.
Сотрудники «БазэлЦемента» тогда жаловались, что их из экономии заставляют даже снимать «копеечные» баннеры с сайтов «Цемент.Ру» и «Бетон.Ру». Затем рухнул головной банк «Базэла»: банк «Союз» вслед за «КИТ Финансом» и Связь-банком забрало себе государство. Закрылась сеть книжных магазинов «Букбери», которую Олег Дерипаска купил у Александра Мамута в 2007 году.
Группа ГАЗ (входит в холдинг «Русские машины») вложила много средств в производство строительной и дорожной техники. В кризис эта техника оказалась никому не нужна. Спрос на продукцию Горьковского автозавода упал более чем в два раза. По некоторым данным, Олег Дерипаска захотел провести на заводе сокращения и даже продать ГАЗ, но Кремль и правительство этого сделать ему не дали. «Даже в самый разгар кризиса, продажа ключевых активов Группы ГАЗ (в т.ч. Горьковского автозавода) не входило ни в планы акционера, ни в планы менеджмента компании», — сообщили в пресс-службе «Русских машин».
Одновременно падал фондовый рынок, а вместе с ним — стоимость пакетов акций предприятий, которые Олег Дерипаска закладывал под кредиты. Государство пришло на помощь, когда стало ясно, что блокирующий пакет «Норникеля» уйдет к иностранным кредиторам по margin call. Было принято политическое решение: Внешэкономбанк выдал Дерипаске $4 млрд и переписал заложенный пакет «Норникеля» на себя. С долями в иностранных Magna, Strabag и Hochtief Дерипаске пришлось расстаться.

Оставалось реструктурировать огромную задолженность «Базового элемента» на общую сумму порядка $30 млрд. Большую часть надо было погашать уже в 2009 году. Денег не было: с падением цен на алюминий «Русал» перестал генерировать прибыль в нужных объемах, а остальные бизнесы Дерипаски лежали на боку. Надо было договариваться с банками об отсрочке.
«Трубку надо брать, если хочешь договариваться», — жалуется источник в «Альфа-Групп». В конце прошлого года банк арестовал часть активов задолжавшего ему Дерипаски. По просьбе президента Фридман с Дерипаской подписали соглашение о дружбе. Источник в «Альфе» утверждает, что после этого, как только оба вышли от президента, Фридман стал звонить Дерипаске и не дозвонился. И через день «Альфа» направила новый иск.
На «Альфу» приходилось менее 3% долгов «Базэла». Больше половины общей суммы долга, около $16 млрд, приходились на «Русал». И большую часть этой суммы «Русал» был должен западным банкам. Банки были готовы дать рассрочку, получив гарантии, что «Базэл» сможет выдержать график платежей. При цене алюминия около $1900 за тонну это было возможно, говорил тогда источник, близкий к Комитету кредиторов. Но в начале 2009 года металл стоил менее $1500, а на Давосском форуме в январе сам Дерипаска предполагал, что к концу года цены стабилизируются на отметке $1600.
4 июня в город Пикалево, где из-за конфликта одной из принадлежащих Дерипаске компаний с местным бизнесом встали все три тамошних завода, приехал Путин. Олегу Дерипаске сильно влетело под телекамеры. Но в реальности тремя днями раньше совет ВЭБа принял принципиальное решение о реструктуризации ранее выданного кредита в $4 млрд. Путин всегда симпатизировал Дерипаске, говорит топ-менеджер одной из крупных российских компаний, потому что считает его не банкиром-спекулянтом, а настоящим переживающим за свое дело промышленником.
А к концу мая — началу июня стал расти в цене алюминий. Сейчас он уже дороже $2000 за тонну. Кредиторы согласились на рассрочку. «Перед тем как дать рассрочку, кредиторы часто требуют от должника сделать крупный первый платеж, и заемщики нередко проводят IPO», — рассказывает источник, близкий к комитету кредиторов. От «Русала» потребовали $2 млрд. Несмотря на кризис, компания решила проводить IPO. И тут Дерипаске снова пришел на помощь Внешэкономбанк.
Считается, что «Русал» стал размещаться в Гонконге, а не в Лондоне из-за юридических рисков: в Британии до сих пор рассматривается иск предпринимателя Михаила Черного. Он требует компенсации за якобы принадлежащую ему долю в «Русале». Это не так, говорит источник в компании, тогда подошла бы любая другая страна Европы, а Гонконг был выбран потому, что там меньше всего бюрократии.
Биржа Гонконга по крайней мере дважды отказывала «Русалу» в разрешении на проведение IPO и продажу 10% акций «Русала». Наконец разрешение было дано, однако из-за высоких рисков акции было позволено размещать только среди ограниченного круга инвесторов. Продав эти 10%, Дерипаска терял контроль над компанией. Тут и понадобилась помощь ВЭБа: тот согласился выкупить 3% акций, а Дерипаска, очевидно, потом сможет выкупить этот пакет обратно и таким образом вернуть контроль.
Дело было за малым — продать еще 7% «Русала» и успешно завершить IPO. Инвесторы поначалу отнеслись к этим бумагам без восторга. Их смущала высокая долговая нагрузка компании. Британско-индийский фонд Independent International Investment Research категорически рекомендовал не покупать их.
Олег Дерипаска стал лично искать покупателей. В конце декабря объявили, что будут покупать акции «Русала», но не указали объемы покупки Сбербанк и ВТБ. Кроме того у «Русала» появилось еще несколько инвесторов, которые обязались выкупить акций на $100 млн каждая. Среди них — NR Investments Натана Ротшильда, которого в западной прессе называют другом Дерипаски.
В последние перед размещением дни лед был сломан: о намерении купить акции «Русала» объявили французская страховая группа AXA и сразу несколько крупных азиатских инвесторов. В прошлый понедельник нижняя граница размещения — рассчитанная инвестбанками минимальная сумма, которая будет выручена на IPO, — составляла $1,88 млрд. К среде она выросла до $2,24 млрд. Так и произошло.
Олег Дерипаска преодолел долговой кризис, сохранив все свои ключевые активы, и уже начинает возвращать утраченное в ходе кризиса. К бизнесмену возвращается банк «Союз», за ним, похоже, последует пакет акций в стройкомпании Strabag. Хорошие новости идут одна за другой. Когда были проблемы в Пикалеве, антимонопольная служба оштрафовала компанию «БазэлЦемент-Пикалево» на 18 млн. рублей. На прошлой неделе арбитражный суд Санкт-Петербурга это решение отменил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *