Уроки кройки и шитья

Устоявший отечественный рынок услуг ателье постепенно переходит в онлайн-формат. Сейчас сетевых конструкторов одежды легко пересчитать по пальцам – эта ниша абсолютно свободна.

Но в долгосрочной перспективе она может вырасти в отдельный рынок. «Ко» узнал, насколько рентабелен онлайн-пошив и что нужно, чтобы открыть свое ателье.

Фанат своего дела

Кристина Рожманова может детально рассказывать почти о любом изделии, сшитом в «Ателье Онлайн». Ее увлеченность любимым делом действительно заразительна. Она рано поняла, что успех приходит через тяжелый труд и внимание к деталям. Девушка смеется, вспоминая, как чуть не опоздала в роддом. Всю дорогу до больницы, игнорируя схватки, она обсуждала с клиентом эскиз. Сейчас ей хочется не только развивать новое направление, но и дать всем понять, что в России можно шить качественные вещи. «Наше нисколько не хуже западного»,– уверяет она.

Ее мама, преподаватель иностранных языков, всегда хотела, чтобы дочь поступила в иняз и стала переводчиком. Сама Кристина мечтала о другом. «Я с детства рисовала эскизы платьев»,– признается она. Поэтому после окончания школы с золотой медалью девушка вопреки родительскому желанию подала документы на отделение «Проектирование костюмов» художественно-графического факультета Орловского государственного университета. Золотая медаль перевесила отсутствие дополнительного образования в художественной школе, и Кристину зачислили после первого же вступительного экзамена.

«Спустя годы я понимаю: как здорово, что человек сам выбирает профессию, не слушая родителей»,– делится Кристина. Сразу после окончания университета с красным дипломом Кристина засобиралась вМоскву– к 2006 г. местные текстильные предприятия были закрыты, и выпускникам художественно-графического факультета ничего не оставалось, как переквалифицироваться в дизайнеров штор или менеджеров по продажам. «Я всегда знала, что буду заниматься «тряпочками»,– говорит Рожманова. – Поэтому из своей группы единственная осталась в профессии». Родители были против переезда дочери в столицу, но все же отпустили.

Москва испытывала Кристину на прочность: первый год она с подругой снимала квартиру в Орехово-Зуево. До офиса, к тому моменту девушка устроилась на «смешной» оклад дизайнером в компанию по производству одежды, ей предстояло добираться на перекладных по три часа в одну сторону. Но даже с минимальной для столицы зарплатой она через несколько месяцев купила свою первую швейную машинку Janome за 5000 руб. Отработав на основном месте, Рожманова по вечерам ездила снимать мерки к клиентам, которых находила в Интернете, либо до полуночи шила дома. «Если у человека есть цель, все преодолимо», – смеется она. К концу 2007 г. Кристина поняла, что дорога и шитье отнимают время, которое лучше тратить на расширение клиентской базы. Она наняла двух швей-надомниц и спустя год, несмотря на перспективы карьерного роста, решила уйти с позиции руководителя отдела.

На открытие своего ателье, по ее подсчетам, требовалось около 350000руб. На эти деньги можно было снять офис и купить хотя бы четыре промышленные швейные машинки. «Таких денег не оказалось. Тогда мне помог советом будущий муж. Он сказал: «У тебя же есть свои бытовые машинки. Почему бы не начать с них?». Запуск ателье прошел проще и дешевле, чем Рожманова себе представляла: аренда комнаты площадью 12 м2 на окраине Москвы, легкий косметический ремонт, стеллажи для тканей, базовый набор фурнитуры и месяц работы портнихи обошлись в 100 000руб. Благодаря наработанной клиентской базе ателье вышло на чистую прибыль в размере 20 000 руб. за первый месяц. К началу 2015 г. его среднегодовой оборот уже достигал 170000–200 000 руб. Всю прибыль, за исключением своей зарплаты и оклада портнихи, Кристина вложила в приобретение швейного оборудования.

В прошлом году Рожманова расширила штат до трех человек, перевезла офис в центр Москвы и запустила онлайн-пошив. Новое направление приносит проекту около 20–30% заказов – в месяц ателье отшивает до 40изделий разной степени сложности. Через Интернет обычно заказывают модели попроще– платья, костюмы, блузки и юбки, поясняет Кристина. В отличие от распространенных на Западе конструкторов одежды, где нужно вводить по 15мерок, в «Ателье Онлайн» схема взаимодействия с заказчиком выглядит просто – достаточно прикрепить на сайте фотографию понравившегося изделия или просто оставить заявку с пояснениями. После обсуждения деталей с менеджером на e-mail клиента придут готовый эскиз, варианты тканей и инструкция по снятию мерок. «Благодаря нашей закройщице мы можем создавать хорошие лекала и отшивать изделия без примерки»,– добавляет Кристина.

Сейчас оборот ее ателье составляет 400000–450 000 руб. в год, средний чек равен 12000руб. Фактор сезонности оказывает на швейный бизнес давление – основной спрос, до 60заказов в месяц, обычно приходится на конец августа и начало зимы, следующий всплеск покупательской активности начинается в марте и длится до середины мая. Вянваре и летом наступает затишье. Впрочем, сегодня индивидуальный пошив одежды стал той самой услугой, на которую спрос в кризис растет быстрее, чем в спокойные времена. За последние два года «Ателье Онлайн» лишь раз почувствовало на себе последствия валютных колебаний. «Впрошлом декабре клиенты замерли, ожидая, что же будет дальше, а через три месяца вернулись к обычной жизни: стали путешествовать и пользоваться услугами портных», – добавляет Рожманова.

Она продолжает удерживать цены на пошив. «Мы сотрудничаем с оптовой базой итальянских тканей Lega Tessile и можем предложить клиенту ткани дешевле, чем в розничных магазинах, – объясняет Кристина. – Например, метр шелка в обычном магазине стоит 4500 руб., мы же продаем его по 2500 руб.». Отчасти ей выгоден кризис: люксовые бренды постепенно уступают место отечественному дизайну, и пора включать в перечень услуг дополнительную опцию – пошив люкс. Чтобы выйти этим летом на средний чек в 25 000–27 000 руб., нужно в первую очередь расширить клиентскую базу. Кристине Рожмановой уже заказывали одежду Максим Галкин и диджей Арчи. Ей интересна целевая аудитория с Рублевки, которой еще предстоит объяснить, что в России тоже умеют шить.

Родился в рубашке

Ижевский предприниматель Василий Мунтян прекрасно помнит свою первую рубашку сплетением оxford, сшитую поиндивидуальному заказу в шведском магазине Tailorstore.com. Впечатлившись заграничной системой made-to-measure– «сделано по меркам», – он запустил онлайн-ателье по пошиву мужских и женских сорочек в родном городе. Первые шаги «Рубашки на заказ» были не самыми удачными. Прибыль пришла в неожиданное время– спрос на ижевскую продукцию, как ни странно, вырос в экономический кризис.

До онлайн-ателье у Василия Мунтяна уже был предпринимательский опыт. Еще будучи студентом экономического факультета Удмуртского государственного университета, он торговал сотовыми телефонами. Спустя несколько лет Василий продал сеть из 15 салонов московской компании, немного поработал там управляющим, а в 2007 г. ушел в Быстробанк, акционером которого был его отец. Три года Мунтян строил карьеру управляющего местного отделения. Все задачи спускались сверху, и его функции быстро свелись к контролю шестерых сотрудников – «восновном, чтобы наработу неопаздывали». «Никакого творчества ишироты взглядов», – жалуется Василий.

Ему хотелось заниматься чем-то более живым. В 2008 г. Василий наткнулся на Tailorstore.com и предложил отцу-банкиру повторить шведский опыт. Сегодня среднегодовой оборот «Рубашки на заказ» оценивается в 40 млн руб. Онлайн-ателье продает около 1300 сорочек в месяц. Средний чек составляет 5000 руб., но конечная цена зависит от ткани– Monti или эксклюзивный Thomas Mason. Половина объема реализуется через сайт, остальное расходится через 15–20 партнеров – под другими брендами. Основная часть заказов, около 60%, поступает из Москвы, 10%– изСанкт-Петербурга, а 30% – изрегионов.

Первую серьезную прибыль сервис заработал к концу 2014 г. Прошлогодние валютные колебания тоже оказались ему на руку. «Складывается стойкое ощущение, что к нам начинает спускаться клиент из более высокого сегмента», – говорит Мунтян. Изначально он планировал заказывать продукцию на стороне, но эксперименты с аутсорсингом провалились. Изделие, по-другому этот ужас назвать нельзя, даже близко небыло похоже насорочку, вспоминает 33-летний предприниматель. Семейные накопления в размере 15 млн руб. ушли на аренду цеха, зарплату пяти сотрудникам, закупку тканей и пятилетнее ожидание первой прибыли.

В 2009-м Мунтян решил, что «Рубашка на заказ» – слишком простое название для его проекта. Два годаоншил рубашки под вывеской MTM-shirt (made-to-measure), пока итоги продвижения не указали на очевидный вывод – стоит вернуть старое, незамысловатое название. «Оно помогло в раскрутке больше, чем англоязычное, – признается Василий.– Сегодня все, кто ищет в Сети рубашку на заказ, приходят к нам». В ателье полгода налаживали производство. «Мы отшивали сорочки, правили лекала иотшивали снова»,– рассказывает Мунтян. В отличие от банковской сферы, в кастомизированном производстве одежды ему пришлось решать в первую очередь кадровые проблемы. ВИжевске, как оказалось, сложно найти профессиональных портных. «Их надо начинать учить ещесколледжа, почти сразу после школы, итолько через 2–3 года брать наработу», – добавляет Василий. Сейчас, по его словам, кадровый вопрос решен – в цеху 50 квалифицированных сотрудниц. «Если они уходят из «Рубашки», то в декрет. Впоследнее время все чаще, из-за чего на нас уже косо смотрит налоговая», – шутит предприниматель.

На старте, чтобы раскрутиться, онлайн-ателье бралось даже за оптовые заказы с очень низкой рентабельностью. В 2010-м, когда объем производства достиг 500 сорочек в месяц, Василий задумался, куда двигаться дальше. Год спустя он рискнул выйти в офлайн. Уже через пару месяцев Мунтян закрывал магазин в торговом центре. «У нас не было возможности предоставить большой ассортимент по готовым изделиям», – объясняет он причины провала. Но саму идею Василий не оставил – несколько недель назад в Ижевске заработала студия мужских костюмов, которые были отшиты по индивидуальным меркам в Китае. Вэтот раз Мунтян учел опыт прошлых ошибок – продвинуть такой монопродукт, как рубашка, сложно, но идея может сработать в связке с костюмами. При рентабельности бизнеса в 5–10% он не хочет открывать новое производство – проще заказывать в Китае. Его устраивает, что каждый год «Рубашка на заказ» растет на 15–20%. Не важно, что медленно. Главное – верно.

Удачное вложение

Бывший банковский аналитик Анастасия Григорьева и бильд-редактор Яна Адлюкова давно хотели открыть свое дело. Интернет-ателье Fairy Tailor показалось им лучшим капиталовложением. «Оно не требовало больших инвестиций», – отмечает Григорьева. Главной сложностью, по ее словам, стал поиск опытных швей-надомниц. Сотрудниц приходилось отбирать методом проб и ошибок – сначала девушки заказывали одежду для себя, потом к тест-драйву подключись подруги. Сегодня Fairy Tailor гордится своим профессиональным тылом. Поскольку ателье полностью мобильное, унего нет затрат на аренду и оптовую закупку тканей. Эти два фактора обеспечили проекту высокую для отрасли рентабельность в 40% и, по подсчетам «Ко», среднегодовой оборот в 2 млн руб.

Коренная москвичка и выпускница экономического факультета МГУ Анастасия Григорьева 3,5 года строила карьеру в крупном инвестиционном банке, пока ей не пришла идея запустить онлайн-конструктор одежды. «Яизучила другие примеры в Интернете и поняла, что можно сделать лучше», – вспоминает она. Ее будущий бизнес-партнер Яна Адлюкова тоже получила образование экономиста-аналитика, но в РЭУ им. Г.В. Плеханова. На первом курсе профессия аналитика казалась ей прибыльной, ана последнем – уже скучной. Поэтому девушка, решив сменить направление, устроилась фоторедактором в один крупный издательский дом. К тому моменту, когда Настя предложила ей совместное дело, она проработала на новой для себя должности три года.

На разработку сайта подруги потратили 230 000 руб. Вложенные деньги окупились за полгода. Сначала в Fairy Tailor по договору подряда работали две швеи-надомницы, сейчас их шесть. Отказ от оптовых закупок тканей Григорьева ловко превратила в достоинство проекта. «У нас есть несколько магазинов-партнеров, которые мы посещаем вместе с клиентками. Это наше преимущество перед традиционными ателье – мы не ограничиваем заказчиков в выборе тканей»,– поясняет она. Вмесяц Fairy Tailor принимает около 25 заказов– средний чек составляет 9300руб. Вдекабре количество заказов резко увеличивается – на 20%. Второй пик, по словам совладелицы проекта, приходится на май – пору свадеб и выпускных. Помимо женской одежды, в Fairy Tailor недавно отшили сценические костюмы для участницы шоу «Голос».

Сейчас продажи идут через сайт и аккаунт в Instagram. Лучше всего одежда продается в Москве, иногда поступают заказы из Баку, Казани, Санкт-Петербурга. Григорьеву и Адлюкову полностью устраивает онлайн-формат – в офлайне расходы возрастут на порядок. Подруги стараются удержать цены на пошив. «Из-за курса валют цены на ткани поднялись, но мы не стали повышать стоимость услуг. Это только оттолкнуло бы клиентов», – добавляет Григорьева. «Мы надеемся уделить особое внимание пошиву платьев для подружек невесты– они становятся все более востребованными»,– говорит Настя. У нее вэтом смысле грандиозные планы – вшвейном бизнесе, как и в любом деле, тренды решают все.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: