Идея проводить фестивали на открытом воздухе – open air – принадлежит американским хиппи. В1967г. первый концерт такого формата– Monterey International Pop Music Festival – собрал 200 000 зрителей.

Чуть позже этот рекорд побил «Вудсток», впоследствии ставший эталоном в event-бизнесе, который посетили 500 000 человек. У нас формат уличных фестивалей прижился более 15 лет назад. Самыми крупными считаются такие проекты, как «Кубана», «Нашествие» и «Пикник «Афиши». Сегодня Россия, по данным PwC, занимает 14-е место в мире по объему рынка развлечений и СМИ. Только за 2014г., согласно исследованию «Интермедиа», у нас прошло около 580 000платных мероприятий на 4200 площадках. «Ко» выяснил, можно ли в России заработать на open air.

Идея на крыше

Летом в Санкт-Петербурге сложно кого-то удивить фестивалем под открытым небом– за три месяца здесь проходит несколько десятков open air. Но Roof Music Fest выделяется среди остальных своим необычным форматом. Идея делать концерты на петербургских крышах пришла Веронике Петровской и Кириллу Даровских в 2012 г. во время руферской вылазки. Первый Roof Music Fest состоялся на крыше жилого дома в Петроградском районе. Тогда послушать музыку пришли 20 человек. Но жильцы, заподозрив диверсию, закрыли гостей на крыше и вызвали полицию. После этого случая организаторы заранее собирали разрешения владельцев квартир и находили крыши с более удобным выходом. За четыре года устроители фестиваля провели более 50 концертов на восьми крышах города с участием Найка Борзова, Ассаи, Billys Band, Brazzaville и других звезд.

Вероника Петровская параллельно училась на третьем курсе Института государственного и муниципального управления и работала помощником управляющего в бизнес-центре «Сенатор», когда поняла, что выбранная профессия ее не устраивает. «Душе хотелось чего-то более яркого», – объясняет она. На отдыхе в Шарм-эш-Шейхе девушка нашла то, что хотелось, – работу аниматора. 2009 г. она провела в Египте и Италии – выучила итальянский, подтянула английский. После возвращения домой Петровская искала себя в разных сферах: работала в тренинговой компании, затем стала организовывать концерты своей подруги детства – арфистки Ольги Максимовой. В 2011-м вместе с приятельницей она открыла первое в Петербурге антикафе «Бесконечность», которое закрыла спустя год, решив заняться Roof Music Fest.

У ее друга Кирилла Даровских не менее занимательная биография– до совместного дела он работал инструктором по сноубордингу и барменом, занимался виноделием и развивал собственную компанию, чья деятельность сводилась к проведению экскурсий по неформальному Петербургу. Первый Roof Music Fest ребята организовывали втроем– сейчас вих команде семь человек и звукорежиссер. Вкачестве дополнительной поддержки на каждый концерт они привлекают 6–12 волонтеров. На старте Петровская и Даровских вложили вopen air 20 000 руб. при цене билета в 700 руб. и сразу же вышли в плюс.

Сегодня бюджет одного концерта колеблется от 150000 до 500 000 руб. Обычно Roof Music Fest обходится оборотными средствами спродажи билетов, но в прошлом году спонсором фестиваля выступила компания «МТС». Дополнительные инвестиции позволили усилить рекламу и привезти зарубежных звезд– Sian Evans (Kosheen), Gail Pettis и пр. За четыре года динамика роста популярности Roof Music Fest впечатляет – если в2012 г. на концерт пришли 20человек, тем же летом он собрал уже 100зрителей. Вэтом году Петровская ожидает, что проходимость фестиваля достигнет 20 000 человек за три месяца. В таком случает у нее получится удвоить оборот Roof Music Fest до 6млн руб. по сравнению с прошлым годом (цена билета 900–2000 руб.).

«Когда мы только начинали, вгороде не было доступных крыш. Сейчас каждое лето открываются новые площадки. Например, крыша лофт-проекта «Этажи», на которой мы проводили концерты в 2013 г.,– перечисляет Вероника. – С этого сезона концерты устраивает крыша Hi-Hat. Но что нужно для успешного open air, помимо заявленных звезд? «Качественный звук и зрительский комфорт, бар и еда, – считает девушка. – Если фестиваль проходит целый день, можно добавить не только музыкальные развлечения». Уорганизаторов Roof Music Fest давно появились идеи, как расширить свой бизнес. Для начала они планируют арендовать крышу на долгосрочный период, сделав ее основной площадкой фестиваля, и провести с мая по сентябрь 45–50 концертов (по 1–2 мероприятию в неделю). Чтобы крыша не простаивала, можно организовывать выставки и лекции, резюмирует Вероника Петровская.

У самого Белого моря

Шесть лет назад Илья Шкурибас надолго запомнил первый эко-арт фестиваль «Белый шум». За день до часа икс температура воздуха в поселке Чупа понизилась с +30 до +8 градусов. Влюбое другое время он бы не придал такой погоде значения: для севера Карелии резкие температурные перепады – обычное явление, но только не тогда, когда половина гостей приехала на организованный с таким трудом концерт в шортах и летних тапках. Отменять open air было поздно: оборудование настроено, гости уже разбили палатки. Организаторы и волонтеры бросились спасать концерт. В ход пошла вся теплая одежда, найденная вгараже и дома Шкурибаса, остальные вещи собирали по соседям. «Это была наша первая закалка,– комментирует Илья. – Вдальнейшие годы природа баловала: фестиваль попадал на жаркие дни».

Илья Шкурибас родился и вырос в Чупе (на берегу Чупинской губы Белого моря). В переводе с карельского название поселка означает «угол». В старину про тех, кто по доброй воле уходил сюда на поселение, говорили: «Ушел жить с медведями». Фразу следовало понимать буквально: раньше здесь действительно водилось много бурых медведей. Ссередины XX в. Чупа стала основным поставщиком кварца, полевого шпата и слюды. Но с началом перестройки для поселка наступили трудные времена: горно-обогатительный комбинат «Карелслюда» разваливался, людей сокращали десятками. «Родители по полгода ждали зарплату»,– вспоминает Шкурибас. Спустя еще пару лет Чупа, когда-то считавшаяся центром слюдяного промысла, превратилась в заброшенную деревню.

После 11-го класса Илья уехал в Петрозаводск. Несмотря на увлечение музыкой, он выбрал профессию юрисконсульта и пошел в местный юридический техникум. В2000 г. Шкурибас поступил на третий курс Российской правовой академии, которую бросил за пару месяцев до защиты диплома. Этот поступок означал для него проверку своих возможностей – «опираться по жизни не на бумажки, а на знания и навыки», добавляет он. После 2003 г. Илья организовал группу «Radio_сны», устроился в туристическую компанию и за несколько лет работы в ней объездил всю Карелию. В2006-м его позвали на должность арт-директора клуба «Кивач». Через год Шкурибас перешел в FM-Club.

В Чупу молодой человек стал наведываться в поисках вдохновения– иногда приезжал на месяц, чтобы, например, записать пластинку. В одну из таких поездок, в 2008 г., ему позвонил директор Чупинского морского яхт-клуба с просьбой помочь организовать концерт в честь возвращения Соловецкой регаты. Два года спустя раздался аналогичный звонок. Но к тому времени Илья Шкурибас хотел попробовать свои силы в мероприятии большего масштаба, чем регата, и переиграл ситуацию, предложив объединить свой «Белый шум» и фестиваль парусных яхт. Обещания о неограниченном бюджете первого потенциального спонсора замотивировали его засесть в Чупе на два месяца с концепцией проекта. «Кэтому времени инвестор исчез, – говорит Шкурибас. – Мы остались на руках с проектом, договоренностями с музыкантами и без денег».

Поддержка фестиваля пришла ввиде гранта – немецкий Фонд морей и океанов Lighthouse Foundation выделил 300000–400 000 руб. Организаторы во главе с Ильей Шкурибасом за несколько лет расчистили место проведения фестиваля, полуостров Медвежка, где было несколько свалок. В 2010 г. «Белый шум» собрал на своей площадке около 300 человек. Первые годы концерты были бесплатными. «Скаждым разом спонсорская помощь сокращалась,– говорит Илья. – Чтобы проект жил дальше, со временем мы ввели платные билеты». В 2014-м четырехдневный фестиваль в Чупе был совсем не похож на первый: стояла жара, билеты стоили по 600–800 руб., а гостей приехало около 1000. Прошлый год побил этот рекорд– 1500человек.

«По московским меркам, такая пропускная способность может показаться смешной, – добавляет организатор «Белого шума». – Стоит учитывать наши особенности: во-первых, мы находимся в 32 км от Полярного круга. Во-вторых, до Чупы далеко идорого добираться: от Петрозаводска– 600км, от Питера – 1000 км, аот Москвы – 1600 км. В-третьих, север обычно отпугивает своими температурными перепадами. Люди предпочитают отдыхать на юге. Поэтому 1000человек для нас – это все равно что 10000 для любого московского open air». Сегодня Шкурибас превращает историю с «Белым шумом» в серьезный бизнес-проект. В этом году, помимо немецкого фонда Lighthouse Foundation, ему удалось заполучить в спонсоры норвежское консульство и найти 100000 руб., чтобы покрыть транспортные расходы группы Sturle Dagsland.

Чтобы выйти этим летом на операционный ноль, по его подсчетам, нужно заработать 1,5 млн руб. на продаже билетов (90%) и сдаче мест под аренду кафе и сувенирных лавок (10%). «Пришлось повысить цены на билеты до 1500 руб.», – добавляет организатор проекта. Расходы на «Белый шум» увеличиваются с каждым годом – сейчас на трех сценах open air выступают до 100 артистов. Поэтому 40–50% бюджета уходит на оплату их гонораров и транспортные издержки. Остальные статьи расхода – аренда оборудования и генераторов (на Медвежке нет электричества), оплата питания оргкомитета, артистов и волонтеров, а также охранных услуг (вместо традиционного ЧОПа фестиваль охраняет клуб каратэ).

Сейчас сократить расходы на питании музыкантов и волонтеров помогают бартерные сделки с чайными хижинами и вегетарианскими кафе. Зарабатывать на сдаче торговых мест проект начал недавно. В краткосрочных планах фестиваля – открытие лесной столовой по доступным ценам, чтобы гостям не приходилось каждый раз бегать до магазина в поселке. В долгосрочной перспективе Илья Шкурибас намерен построить гостевой комплекс. «Белый шум» для него больше чем бизнес. Организатор фестиваля преследует глобальную цель – дать населению возможность зарабатывать на туризме. Местные жители уже благодарны: за четыре дня open air им удается подзаработать на трансфере, экскурсиях исдаче жилья.

Лето в стиле стерео

Премьера фестиваля Stereoleto в Санкт-Петербурге в 2001 г. стала для владельца компании «Светлая музыка» Ильи Бортнюка началом нового этапа его карьеры промоутера и продюсера. Чтобы обеспечить успех open air, как оказалось, нужно не только умение договариваться, а хорошо просчитанная организация всей логистики фестиваля, обеспечение комфорта для публики, правильная рекламная кампания и хорошая погода. Stereoleto идет без перерыва уже 15 лет. «Если брать статистику за все годы, в 90% у нас прекрасная погода и большая часть форс-мажоров в итоге принесла положительный результат. Я думаю, что там, наверху, Он хорошо к нам относится и помогает. Но, считаю, мы это заслужили!»– утверждает Бортнюк.

Интерес к музыке у него со школы – «в 7–8-м классе стал активно интересоваться любительскими рок-группами – «Кино», «Аквариумом», «Зоопарком». На один из первых в своей жизни концертов – это был акустический «Аквариум» в Горном институте – он попал, перемахнув через железные ворота. Первым делом Илья проник в гримерку, чтобы взять автографы. После окончания школы в попытке избежать армии Бортнюк поступил в Кораблестроительный институт. Но к тому моменту правила изменились – и пришлось отслужить. После возвращения Илья не видел смысла продолжать учебу. Через знакомых матери он устроился звукооператором на радио.

В 1990 г. свой первый опыт вкачестве продюсера Бортнюк приобрел, организовав фестиваль «Музыкальные вечера для юношества». Год спустя его пригласили в клуб TaMtAm, через два – в рекорд-лейбл «Шок рекордз». После дефолта 1998-го Илья ушел в собственное плавание– с этого момента началась история «Светлой музыки», чей среднегодовой оборот сегодня достигает 40 млн руб. Настоящий взлет случился в 2001 г., после фестиваля Stereoleto, который посетили 1500человек. Идея фестиваля, по словам Бортнюка, пришла ему во время путешествий по Европе. «Япосещал музыкальные конференции и фестивали, и, конечно же, задавался вопросом – почему не сделать такой в родном городе?» – вспоминает он. Прообразом Stereoleto стала вечеринка Sushi Disko-2000 в Театре на Фонтанке с участием японской группы Pizzicato Five и разными российскими артистами. «На следующий год я решил сделать это уже фестивалем,– рассказывает Илья. – Название Stereoleto мне приснилось».

Первый свой open air такого масштаба в компании «Светлая музыка» делали всего втроем. Команда Бортнюка смогла свести расходы к минимуму. Часть из нужных для организации мероприятия $20000Илья одолжил у друзей, остальные расходы взяли на себя привлеченные спонсоры. В плюс проект вышел тем же летом. «За 15лет в минусе мы были всего несколько раз, – поясняет Илья.– Убытки были связаны с форс-мажорами. Вфинансовый кризис 2009г., например, буквально за несколько месяцев до фестиваля от участия отказались несколько ключевых спонсоров, а артисты уже были подтверждены, причем музыканты уровня Ника Кейва и Royksopp». Ураган 2012 г. тоже нанес «Светлой музыке» существенный урон – пришлось закрыть проход к сцене и отменить на второй день фестиваля выступления всех артистов, а концерт хедлайнера– Royksopp– перенести в клуб «Космонавт». «Спасибо Петербургскому экономическому форуму, который проходил накануне,– говорит продюсер. – Там разгоняли тучи, из-за чего на следующий день начались природные катаклизмы, в эпицентре которых оказались мы».

Обычно подготовка к Stereoleto начинается за девять-десять месяцев. Сейчас над проектом работают пять сотрудников. За несколько месяцев до фестиваля Бортнюк привлекает 3–4человека дополнительно. Помимо центровых игроков, в его проекте задействованы 50партнеров и подрядчиков. Из всех спонсоров дольше всего Stereoleto работает с компаниями JTI и «Балтика». «Споследней мы долго сотрудничали, потом три года был перерыв,– добавляет Илья.– Сейчас возобновляем партнерство». Впрошлом году бюджет open air составил около 25млн руб. Тогда его посетили порядка 10000 человек, и оборот, по подсчетам «Ко», составил около 30млн руб.

Этим летом генеральный директор «Светлой музыки» планирует увеличить бюджет фестиваля на 30%. Он также ожидает роста аудитории – 12000–14000 гостей. Продажа билетов (2300–4000 руб.) формирует 50% дохода проекта. Другая половина состоит из средств, полученных от спонсоров, консульств и сдачи варенду мест для фудкорта. Фестиваль, по словам его создателя, рассчитан на разную аудиторию – от 6 до 60 лет. Средний возраст основной части зрителей – 20–40 лет. «Но все зависит от артиста, – добавляет Илья Бортнюк.– Когда у нас выступали «Аквариум» или Buena Vista, были люди и более старшего возраста. В этом году на Crystal Castles, уверен, придет много двадцатилетних».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *