Владелец агентства MMG, продюсер восьмирок-групп ииздатель музыкального журнала «Артист» Антон Дьяченко уже десятый год пытается вывести настоящую «тяжелую» музыку сзадворок росийского шоу-бизнеса.

Крепко приклеившийся ярлык «альтернативная» вызывает ассоциацию этого вида музыкального искусства ссатанинским шумом имракобесием. Втовремя как наЗападе рок-звезды, пожалуй, популярнее попсовых исполнителей, иуж точно небеднее. При этом Антон Дьяченко стал одним изнемногих российских продюсеров, наряду сИваном Шаповаловым, кому удалось совершить марш-бросок вмир западного шоу-бизнеса. Альбомы продюсируемых им коллективов изданы вЯпонии, США, Европе иКанаде, акомпозиции ротируются набольшом количестве радиостанций США иЕвропы. В2013г. группа Louna, входящая в«холдинг» Дьяченко, совершила масштабный тур поСША. Другая группа – «Слот»– записала саундтреки к«Бумеру», «Охоте напиранью» исериалу «Ангел или демон» наканале СТС.

Как удается монетизировать неформат вРоссии и как устроен концертный бизнес изнутри, Антон Дьяченко рассказал «Ко».

– Несмотря назаявленные успехи, сегодня так получается, что вы фактически находитесь вандеграунде?

– Мы отличаемся отроссийского музыкального мейнстрима: наши исполнители остаются вне поля зрения основной массы населения. Вотличие, скажем, отпопсы, которая очень вольготно себя чувствует инарадио, инателевидении, настоящий рок находится заскобками. НаЗападе все рок-артисты известны так же, как ипоп-идолы. Limp Bizkit и LinkinPark так же популярны, как Мадонна или Кайли Миноуг.Яуже молчу про группу Metallica. Если вы послушаете эти рок-коллективы исравните створчеством музыкантов, которых унас считают рокерами– «Машина времени», «ДДТ», «Сплин», «Би-2» идругих, – вы поймете, что де-факто это совершенно разные музыкальные форматы. Да, унас встране есть направление, которое позиционирует себя как рок, нонаделе этопросто декламация стихов под гитарные переборы (иногда под электрогитару), это формат Грушинского фестиваля авторской песни. Почему-то считается, что для российской аудитории главное впесне– текст, нотогда этонерок, амузыка в стиле кантри (тоесть региональная авторская песня). Анастоящей рок-музыки нет наповестке дня. Азапрос нанее есть. Например, вРоссии очень популярна немецкоязычная тяжелая группа Rammstein, которая легко собирает «Олимпийский» раз, атоидва вгод.

– Как начинался ваш рок-бизнес? Обычно продюсеры впрошлом или настоящем сами музыканты. Чаще неудачливые…

– Никогда непомышлял о музыке, окончил РГТУ им.К.Э.Циолковского. Идеяпродюсирования появилась в2004–2005гг. Увлеченный творчеством немецких рок-групп а-ля Rammstein, захотел делиться тем, что нравится самому– сначала сделал нарусском языке посвященный им сайт с форумом (соцсетей тогда еще небыло), потом организовывал концерты этих коллективов вмосковских клубах. Они проходили сбольшим успехом, итогда мне стало интересно, аестьли группы спохожим звучанием вРоссии. Единственной группой, которая самому мне очень понравилась,– оказался «Слот», солисткой которого тогда была Теона Дольникова. Япредложил им помочь ссайтом, ачуть позднее– исорганизацией концерта – презентации альбома вМоскве. Так началось сотрудничество, которое длится уже десятилетие.

В России рок-индустрия стала расти одновременно сроссийским кабельным телеканалом A-One– первым альтернативным музканалом. (Сейчас он продолжает существовать, нопоследние 3–4года посвящен хип-хопу.) Втовремя A-One вручал RAMP– Российскую альтернативную музыкальную премию, онже первым привез внашу страну американский коллектив Korn, провел концерты Linkin Park идругих ведущих западных рок-музыкантов. Пик популярности A-One пришелся на2007год, когда был всплеск интереса кэмо-культуре. Охват иинтернет-история утелеканала были очень хорошие, начались ипервые туры набирающих популярность рок-артистов поРоссии иСНГ. Тогда стало понятно, что рок-группы способны легко собирать тысячные залы даже врегионах.

Со «Слотом» ясам ездил первые три года наконцерты– подва тура вгод, каждый по30–40городам. Самый первый концертный тур ясделал в2006 г. сгеографическим атласом за9-йкласс вруках, аклубы для выступления искал через «Яндекс». Условия гастрольных туров тяжелые: садишься условно 1марта вМоскве вVolkswagen Transporter ивозвращаешься домой только к20апреля. Имели отличные результаты вовсех городах– собирали неменее 1000 человек.

Это радикально отличалось иотличается оттого, что происходит нагастролях упоп-артистов, накоторые никто неходит. Хотя они гораздо больше зарабатывают накорпоративных мероприятиях, авнашей музыке никаких корпоративов нет. Есть честно заработанные наконцертах деньги. Правда, целевая аудитория наших артистов неочень финансово обеспечена: восновном это молодежь ввозрасте 15–22лет, укоторой еще нет стабильных собственных заработков. Тем не менеенавыступлениях зарабатывали хорошо.

В рок-мире очень дружная тусовка:другие артисты, видя наши со«Слотом» успехи, стали обращаться комне спросьбой осотрудничестве. Вкакой-то момент меня одного навсех стало нехватать. Так родилось музыкальное агентство, вкотором сейчас восемь артистов.

– Сколько можно заработать вмосковском клубе?

– Экономику максимально просто посчитать, зная цену билетов иитоговое проданное их количество. Стоимость билетов вмосковских клубах начинается от800руб., да ирегионы уже неотстают. Это места настоячем танцполе. Мы, кстати, неработаем насидячих площадках. Вся поп-индустрия выступает взалах, где люди сидят икушают, иногда спиной кмузыкантам. Думаю, это достаточно унизительно для них. Унас бывает VIP-балкон, ноэто всреднем 150мест при примерно 3000 человек натанцполе. Тоесть при максимальной загрузке организатор концерта может выручить более 2,5млн руб. Изэтих денег часть получает площадка вкачестве арендной платы. 19ноября уLouna пройдет концерт ссимфоническим оркестром в«Крокус Сити Холле». Так вот аренда этого зала стоит больше 1млн руб., ноэто одна изсамыхкрупных площадок. Те, что поменьше, берут около 200000–300000руб. завечер. Хорошие деньги зарабатывает организатор концерта: он отвечает запродажу билетов итехническую часть, звук, свет ит.д. Я,какмузыкальное агентство, продаю им своих артистов. Врегиональных поездках надо ещеучитывать транспортные ибытовые расходы. Бытовой райдер вгримерках умоих артистов скромный: вода, соки, бутерброды, овощи… Взаимоотношения сорганизаторами могут бытьиными: тоесть мы можем договориться окакой-то гарантированнойсумме заминимум посетителей плюс проценты спродажи билетов сверх оговоренного минимума.

– А как строятся ваши финансовые взаимоотношения сартистами?

– Вполне по-коммунистически. Допустим, насцене выступают пятьчеловек, ивсю чистую прибыль после мероприятия (аэто гонорар завычетом налогов ивнутренних расходов) мы делим нашестерых, включая меня, поровну. Помимо концертов, есть еще несколько источников дохода– торговля сопутствующими товарами. Продажа компакт-дисков приносит совсем мало, далеко не столько, сколько было, например, 10лет назад. Сейчас все есть нацифровых витринах (iTunes, Google Play, «Яндекс.Музыка» идр.). Номы продолжаем печатать новые альбомы, правда, тиражи уже другие– 1000 штук максимум. Они продаются вовремя концертов вместе сфутболками, нашивками, наклейками, плакатами, значками ит.д. Отразмещения композиций винтернет-магазинах мы тоже получаем «две копейки», вотличие, наверное, отпоп-артистов, хиты которых звучат изкаждого утюга. Еще немного нам приносит синхронизация– запись музыки для фильмов исериалов. Нопочти 95% заработка– это доход отконцертной деятельности.

А врасходную статью концертов, кстати, надо добавить еще платные рекламные кампании. Самые эффективные для нас– это реклама вметро иИнтернете, наэто уходит 200 000–300000 руб.

– СМИ нерассматриваются как площадка?

– В России дефицит музыкальной прессы. Последние измогикан– журнал Rolling Stone, где собственно музыки осталось процентов пятнадцать, имолодежный журнал «Все звезды», выросший из«Ровесника». Набезрыбье мы решили издавать свой журнал, ив2015г. сделали «Артист» – воктябре вышел четвертый номер ежемесячника. Журнал бесплатный, он распространяется попрофильным клубам. Причем журнальная история получилась лучше, чем планировали,– уже совторого номера он стал окупаться. Производители музыкального оборудования ирекорд-лейблы захотели рекламироваться в«Артисте» исрадостью платят по10000 руб. заполосу. При этом затраты напечать составляют 50000 руб. Тираж пока небольшой (3000 экземпляров) ирасходится как горячие пирожки – приходят заявки изрегионов. Многие крутят пальцем увиска: как можно начинать печатное издание, когда они умирают одно задругим? Ясам большой любитель печатных СМИ, изкаждой поездки вЕвропу привожу неменьше десятка журналов. Для меня материальный носитель очень важен. Может быть, это связано сностальгией: люди вовсю покупают виниловые пластинки, авСША даже вернулась мода нааудиокассеты! Они воспринимаются как артефакты. Из«Артиста» может выйти коммерческая история. Ядумаю, еслибы мы продавали журнал хотябы рублей посто, онбы тоже наура разлетелся.

– Двигателем торговли вшоу-бизнесе часто бывает громкое имя. Снедавнего времени MMG сотрудничает счленом семьи, которую вРоссии знают все…

– Да, недавно мы начали сотрудничество сНикитой Пресняковым. Он очень талантливый музыкант ифронтмен группы Multiverse. Подростком он впитал всебя рок-культуру, потому что долгое время жил вСША, где, как и вовсем мире (кроме Африки иРоссии), рок– вмейнстриме. Ему захотелось заниматься такой музыкой, хотя унего все былобы хорошо, выбери он другое музыкальное направление. Мы хотим попробовать вместе что-то сделать для продвижения рок-культуры. Унего есть ресурс имени, есть возможности. Сейчас группа выступает на«Главной сцене»– впроекте телеканала «Россия1», имы уже вышли вполуфинал. Судьи, среди которых были Валерий Леонтьев, Елена Ваенга, Диана Арбенина, поддержали выступление, ноеслибы это была группа без именитого солиста, все моглобы быть по-другому. Рассчитываю, что вместе унас будет интересная история как покассовым гонорарным концертам, так ипокорпоративным мероприятиям.

Сейчас рок-музыки все боятся как черт ладана: есть ярлык «альтернативная», что ассоциируется смракобесием исатанизмом. Попасть врадиоротацию, заисключением «Нашего радио», невозможно. Да ина«Наше радио» из-за монополии упомянутых мною кантри-артистов– непросто.

– Это стоит денег?

– Нет! Группа Louna возглавляла «Чартову дюжину» радиостанции иуже несколько лет подряд постоянный хедлайнер главной сцены фестиваля «Нашествие». Сейчас мы внимательно смотрим наисторию сРМГ ирассчитываем, что ирадио «Максимум» теперь будет крутить отечественных артистов. Нопока всухом остатке только одна радиостанция.

– Ваше звучание вэфире как-то монетизируется?

– Отчисления Российского авторского общества– «две споловиной копейки». Для нас это промоинструмент. Вгородах, где есть вещание «Нашего радио», концерты моих групп проходят сбольшим успехом. Точно также, как 5–10лет назад, лучшие сборы были врегионах, где вещал телеканал A‑One. Если нас будут брать вновогодние телеконцерты или, предположим, маловероятное, пригласит «Вечерний Ургант»,– все изменится. Янеговорю, что всем понравится: из100% зрителей Первого канала впятничный прайм-тайм такая музыка придется подуше максимум 20%. Ноэто огромное число людей. Коллаборация сНикитой Пресняковым должна этому помочь.

– Насколько вы страдаете отмузыкального пиратства?

– В плане пиратских дисков никакого ущерба нет: эта индустрия умерла. Отодного пиратского сайтастрадаем, он называется «Вконтакте.ру». Вся музыка нанем нелегальна, иникопейки отприсутствия там мы неполучаем. Сейчас наслуху судебные тяжбы компании спредставителями рекорд-индустрии, поэтому ядумаю, что вближайшее время все это выйдет влегальную плоскость. Переход налегальный платный стриминг позволит инам зарабатывать наэтом. Но,как нипарадоксально, мы невобиде. Еслибы не«Вконтакте», унас небыло быльвиной доли аудитории. Охват аудитории этой социальной сети для группы «Слот», ориентированной на15–19‑летних молодых людей,– 115000 человек, уLouna аудитория постарше инасчитывает около 90000 человек. УTracktor Bowling такойже результат.

— Результатами деятельности довольны?

– Годовой оборот компании приближается к25млн руб., работаем над его увеличением. Как участники концертного рынка, очень ждем законодательных изменений. В2005г., когда эта деятельность только набирала обороты, нарынке рок-гастролей практически небыло профессионалов. Выступления организовывали сами музыканты, скоторыми даже небыло возможности заключить юридический договор. Деньги могли собирать налом. Концертная деятельность почти не контролировалась государством: отдействий недобросовестных игроков страдали иартисты, изрители. Сейчас рынок повзрослел. Скоро вступит всилу закон о СРО наконцертном рынке. Создан «Союзконцерт», организацию возглавил мой коллега Андрей Матвеев, – что-то типа профсоюза сплатным участием. Не состоящий внем концертный промоутер несможет сделать большой концерт.

– В сфере ваших музыкальных интересов нетолько Россия?

– Казалось очень несправедливым, что наши артисты обделены вниманием российской публики, имы стали готовить концерты заграницей. Сорганизацией выступлений наЗападе очень помог фанат рока, русофил изКалифорнии Тревис Лик. Он сначала делал подстрочные переводы наших песен наанглийский. Мы познакомились, ион переехал жить вМоскву. Четыре года прожил здесь ипомогал сформированием англоязычного материала сприцелом наЗапад. Со«Слотом» гастролей неполучилось, потому что организатор-голландец обанкротился задва месяца достарта тура, имы успели сделать только один концерт вГааге. СLouna все прошло удачно: в2013г. был тур поСША – совместно спопулярным американским коллективом The Pretty Reckless ианглийской группой Heaven’s Basement проехали 13штатов за44дня. Обе группы выпустили англоязычные альбомы для продажи вЕвропе иСША, их композиции входят вротацию известных иностранных радиостанций.

– Сложно покорять зарубежный рынок?

– Очень. Западный рынок перенасыщен такой музыкой, инадо чем-то сильно цеплять публику. Перспективы есть, ноони впервую очередь связаны сэкзотикой. Единственной российской рок-группой, которая стала популярна наЗападе была Gorky Park («Парк Горького») сматрешками ихохломой вклипах. Запомниться экзотикой просто, нохочется конкурировать талантом. Это сложно, нозапрос есть. Кстати, что касается зарубежного продвижения, мы больше смотрим впротивоположном направлении: сейчас собираемся надве музыкальные конференции– вЯпонии иКитае. Рынок в этих странах более свободный. Образы наших музыкантов там интересны, ипоэтому рассчитываем пробиться. Тем более что есть примеры– певца Витаса вКитае просто боготворят, он даже участвовал воткрытии Олимпийских игр вПекине. Ясделал каталог своих артистов накитайском ияпонском языках ибуду их продвигать. Все зависит оттого, понравитсяли наша музыка потенциальным партнерам. Это рынок очень субъективный. Лично я работаю только сартистами, отмузыки которых уменя мурашки покоже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *