Одна изпримет нашего времени– серийные предприниматели, способные реализовывать проекты всовершенно разных областях, ииногда понесколько проектов сразу. Один изних – Эдуард Литвинский.

Первые большие деньги он заработал сфотоаппаратом вруках. Выпускник Ленинградского военного института физкультуры, вооружившись конем, буркой ипапахой, фотографировал отдыхающих наЭльбрусе. «Огромные деньги зарабатывал, между прочим», – говорит сооснователь Центра фотографии имени братьев Люмьер Литвинский, проводя экскурсию позалам на «Красном Октябре». Сегодня эта артплощадка стремится стать коммерчески успешным проектом.

Искусство наантресолях

Эдуард Литвинский вспоминает: когда фотопроект задумывался, небыло четкого бизнес-плана, нобыло большое желание его реализовать. Сказалась семейная традиция: отец бизнесмена Михаил Литвинский– советский фотокорреспондент, работавший преимущественно вспортивной ивоенной тематиках.

Владельцем ируководителем фотогалереи стала супруга предпринимателя Наталья Литвинская. Она рассказывает, что намомент старта галерейный бизнес вРоссии фактически отсутствовал: довыставочного бума, который начался в2010‑х, было еще далеко, агалереи современного искусства или антиквариата являлись редкостью. Втаких условиях ипоявилась первая фотогалерея вЦентральном доме художника (ЦДХ). «Мы были первооткрывателями – ссоответствующими шишками, ноисположенными лаврами, – считает Наталья Литвинская. – Мы вспахали, засеяли это поле исобрали урожай». «Мы удовлетворили свои амбиции», – продолжает Эдуард Литвинский. Бизнесмен вложил вразвитие этого проекта около 30млн руб. собственных средств, о чем он говорил Forbes.

В маленькую галерею, открытую в2001г., люди ходили просто посмотреть, что это такое– советская фотография. Интерес состороны посетителей ЦДХ стал основным стимулом для развития. «Еслибы его небыло тогда, мыбы навсе плюнули. Первые два-три года бизнесом там инепахло», – объясняет Наталья Литвинская. Вдохновлял ипример подобных галерей наЗападе.

За девять лет существования вЦДХ галерея изубыточной постепенно сталаокупаемой. Вместе сдоходами росли иамбиции: появилось больше авторов, идей, проектов. Для выставочных проектов собственных площадей нехватало, ифотогалерея стала 2–3раза вгод арендовать тамже антресольный этаж. «Вот тогда мы поняли, какое большое дело затеяли: кнам приходили самые великие фотографы страны, которые вкакой-то момент оказались невостребованными, аунас их искусство иони сами оживали. Людей увлеченных это очень заражает, амы люди увлеченные»,– говорит владелица галереи.

2008г. стал пиком успеха: фотогалерея сделала проект «Антология русской фотографииXXвека». Доэтого фотоискусством периода оттепели, вотличие отавангарда, никто неинтересовался, ивдруг– успех. Навыставку, посвященную 1960–1970-м, стояла очередь наулице. Эдуард Литвинский вспоминает, что именно втот момент они ссупругой поняли, что галерея– нетот формат, вкотором можно развиваться дальше, ирешили отдельно развивать выставочную деятельность. Площадкой для нее стал в2010г. «Красный Октябрь». «Как-то все совпало: кризис, вывезенная шоколадная фабрика… Мы рискнули– сделали ремонт иоткрыли Центр фотографии». (Несколько лет две площадки сосуществовали, фотогалерею вЦДХ закрыли только впрошлом году.)

На вопрос омаржинальности этого проекта бизнесмен отвечает, что никогда этим вопросом неинтересовался: «Я считаю, что бессмысленно оценивать бизнес, который, кроме тебя, никто неделает. Рынок отсутствует, мы сами формируем предложение. Просто темнота иодни неизвестные. Ноэто нечерная дыра».

Эдуард Литвинский признает, что пока находится только вначале пути. Есть первые результаты 2–3лет работы, нооценивать это как бизнес пока рано. Впозапрошлом году были вприбыли, впрошлом– понулям. Нынешний год– тяжелый. «Благотворительность фактически», – говорит он, толи шутя, толи серьезно.

«Галерейный ивыставочный бизнес вРоссии– молодой идинамично развивающийся, однако если говорить онем вмеждународном контексте, он находится наэтапе становления, – уверена Ольга Никифорова, генеральный директор онлайн-галереи современного искусства Art-ICON. – Российский арт-рынок развивается, иуровень конкуренции нанем ниже посравнению сдругими отраслями, и, если зайти нанего сейчас, можно преуспеть вбудущем, учитывая, что средний срок окупаемости галереи – 2–3года».

Директор Фонда русского абстрактного искусства Анна Карганова считает, что вдолгосрочной перспективе арт-проекты могут быть коммерчески успешными, хотя шансов создать успешный некоммерческий– больше. Настарте это всегда серьезные вложения, и, когда они окупятся, предсказать невозможно. «Четко выработанных правил игры вотечественной арт-индустрии для самих ее субъектов пока, ксожалению, нет»,– констатирует она.

Центр фотографии зарабатывает продажей билетов навыставки– посещаемость колеблется от100человек вбудни до300– ввыходные. Здесьже открыт, пословам владельцев, лучший вмире магазин фотографической книги: все издательства, которые выпускают книги пофотографии, представлены на«Красном Октябре». Издают собственные книги (их уже девять), постеры– ивсе всвоем издательстве. Еще есть кафе: прибыли оно, правда, как говорит основатель компании, неприносит– работает наатмосферу. Одно поддерживает другое: книга поддерживает выставку, выставка поддерживает центр, все вместе они поддерживают магазин. Все это работает наподготовку выставочных проектов для аренды. Это один изглавных потенциальных источников роста.

Но основную часть жизни Литвинского занимает другой бизнес, которому уже четверть века икоторый кормит фотопроект.

Подсудное имя

В 1990г., когда все вокруг рванули делать бизнес, Эдуард Литвинский спартнерами решил открыть супермаркет– вподвале наСухаревке. Неполучилось, потому что после ремонта помещение «попросили вернуть»: договоров втовремя никаких небыло– пришлось распродавать приготовленное для торгового зала оборудование. Спрос был огромный, итогда-то обнаружилось, что продажа торгового оборудования– это свободная ниша. Литвинский с партнерами стали продавать тооборудование, которое было доступно,– производства «Марихолодмаш» изавода холодильного оборудования в Люберцах. Поскольку нарынке был дефицит всего, этот бизнес стал очень успешным. В1995г. предприниматели поехали вПольшу, где втот момент расцветало производство оборудования,– так была налажена поставка изЕвропы, потом – изСША.

Изначально Литвинский и партнеры развивали группу компаний «Русский проект»– это была история длиной в15лет. Потом, врезультате «некоторых событий», рассказывает Эдуард Литвинский, группа разделилась ипроизошел ребрендинг, вызванный тем, что «мы решили совершенно сменить позиционирование».

Под некоторыми событиями, вероятно, следует понимать судебные разбирательства скомпанией «Финвест» бизнесменов Александра Холода иЛюдмилы Черниговой, которая втечение 2009–2010гг. пыталась отсудить укомпаний Литвинского право натоварный знак «Русский проект» изапретить вести под этой маркой некоторые виды деятельности. Ией это частично удалось: суд запретил ответчику (компаниям Литвинского) использовать обозначение «Русский проект», обязал удалить обозначение «Русский проект» сматериалов, которыми сопровождается выполнение работ или оказание услуг, втом числе сдокументации, рекламы, вывесок; запретил использовать фирменное наименование сословосочетанием «Русский проект» всфере проектирования, установки, ремонта, продаж, проката оборудования имебели для предприятий общественного питания, торговли ивзыскал 200000руб. компенсации (истец – «Финвест» – требовал в10раз больше). Как утверждается вдокументах суда, товарные знаки были признаны сходными достепени смешения, при этом преимущественное право, помнению суда, было у«Финвест».

С одноименным сайтом разбирательства растянулись еще нанесколько лет: компания «Финвест» требовала запретить ЗАО «Группа «Русский проект» использовать вкачестве названия интернет-сайта инаинтернет-сайте www.rp1990.ru обозначение «Русский проект» ифирменные наименования– ООО«Русский проект-технология» иООО «Русский проект-ритейл».

Несколько инстанций, апотом иВерховный арбитражный суд, виске отказали, исходя изтого, что группа «Русский проект» использует нетоварный знак истца, асвое фирменное наименование, зарегистрированное в1994г., тоесть ранее регистрации истцом прав натоварные знаки. Сейчас сайт закрыт.

Примечательно, что исражавшаяся заторговое наименование «Русский проект» компания «Финвест», игруппа компаний, соучредителем которых является Эдуард Литвинский, играют наодном рынке иведут очень серьезную конкурентную борьбу, втом числе загосконтракты– поставку кухонного ихолодильного оборудования для школ, больниц, санаториев ит.п. У«Финвест» и ее шести«дочек», внаименовании которых присутствует вызвавшее споры словосочетание «Русский проект», освоение бюджетных средств идет неплохо: выиграны госконтракты более чем на630млн руб. (данные сервиса «Контур-Фокус»). Укомпаний, связанных сименем Эдуарда Литвинского, результат скромнее– поданным сервиса «Контур-Фокус», 11млн руб.

При этом предприниматель отмечает: «Госконтракты– штука непростая. Сейчас их стало намного меньше, пик приходился на2010–2011гг.– тогда действовала федеральная программа попереоборудованию школьных столовых. Нанее и приходилось большое количество выигранных госконтрактов. Правила этой игры известны, участвовать втендерах несложно– побеждать ивыполнять гораздо сложнее».

Эдуард Литвинский, совладелец компаний «РП-технологии», «РП-сервис» иеще 11 юрлиц, вопросов о«Русском проекте» старательно избегает, алюбопытным корреспондентам прочит судебные разбирательства. Он просит говорить опроекте Equip Group, в котором он совладелец. Александр Холод прокомментировать взаимоотношения сЭдуардом Литвинским отказался.

Деньги изхолодильника

«Сейчас группа называется Equip: внее входит несколько компаний, которые занимаются напервый взгляд примерно одним итемже, ноесли вникнуть– совершенно разным. Сфера одна– это проектирование, оборудование, технологические разработки, обслуживание объектов питания иторговли», – объясняет Литвинский. В фокусе интересов– профессиональная кухня разных форматов ипродовольственные магазины. Компания считает себя достаточно крупным игроком нарынке оптовой продажи оборудования. Оназанимается оборудованием для супермаркетов, причем впоследние годы изформата продажи оборудования для супермаркетов перешла вформат концептуального проектирования, включающего дизайн, логистику итолько потом оборудование торгового предприятия. «Мы рисуем магазин снуля как объект, иногда– как артобъект, потому что это крайне важно: быть красивым, необычным, желанным», – говорит Эдуард Литвинский.

Equip Group работает с«Бахетле» и «Глобус Гурмэ». В качествезнаковых проектов там называют подготовку организации питания спортсменов иволонтеров насочинской Олимпиаде, Универсиаде вКазани, чемпионате мира поводным видам спорта, упоминается также участие в«куче московских ресторанов».

Одним изкрупных объектов, впроектировании которого специалисты Equip приняли активное участие, стал «ВТБ Ледовый дворец», который построен натерритории бывшего АМО ЗИЛ вМоскве. Врамках данного проекта компания Equip реализовала концепцию питания работников ипосетителей арены, состоящую издвух фабрик-кухонь полного цикла производительностью до6 т готовой продукции вдень, фаст-фудов Большой и Малой арен, скайбоксов на2500человек. Втендер нахоккейный проект Equip Group пригласил ООО «Чешские пивные» (сети «Козловица», «Пилзнер»). Директор поразвитию франчайзинга ООО «Чешские пивные» Алексей Шиндяпкин вспоминает этапы сотрудничества: «Первый франчайзинговый проект мы открывали несними, поэтому находились впоиске более стабильного партнера. Всамом начале сотрудничества шла сложная притирка сменеджерским составом наместах. Открытие ресторана занесколько тысяч километров– это масса непредусмотренных сложностей, даже несмотря нато, что всистеме франчайзинга все продумано. Вместе сEquip Group мы сделали семьили восемьобъектов. При этом впоследний раз тендер наоткрытие ресторана мы проводили среди восьми компаний, икомпания группы Equip снова показала лучшие цены».

«Среди поставщиков оборудования группа Equip для нас втопе, многие наши рестораны укомплектованы спомощью ее решений, – утверждает Дмитрий Левицкий, управляющий компанией Hurma Management Group. – Equip– основной поставщик нашей ресторанной франшизы «Дорогая, яперезвоню».

Эдуард Литвинский отмечает, что новые рестораны, магазины, гостиницы открываются постоянно, икаждое открытие привносит что-то вотрасль, поэтому рынок развивается технологически иинтеллектуально. Вкризис заказов стало меньше, ноони есть. «Рестораны все равно открываются, иесть надежда, что свободные места, появившиеся после ухода срынка некоторых игроков, будут заняты подобнымиже объектами. Спад должен обернуться всплеском через год-два. Меньше есть нестанут, площади вбольших городах небудут пустовать», – уверен бизнесмен.

На языке индейцев

Для оборудования ресторанов вEquip Group несколько лет назад создали линейку собственных брендов. «Разуж мы итак занимались селекцией оборудования для наших заказчиков, шестьлет назад решили разработать собственные бренды. Влинейке профессионального оборудования для кухни появился Apach итальянского производства. Вобъемах продаж брендов это сейчас лидер, потому что технологичность, качество, новизна ицена находятся вгармонии», – рассказывает Эдуард Литвинский.

Три года назад компания обратила внимание накитайский рынок оборудования: он сейчас растет согромной скоростью, икачество подтягивается кевропейскому. «Носбрендом Hurakan все непросто, – признается он. – Мы уже сменили несколько фабрик, ифинального списка партнеров пока нет».

Следуя «линии партии», Equip Group разрабатывает российский бренд оборудования под маркой «Кайман». «Ядумаю, через год вы онем услышите», – обещает сооснователь Equip Group.

Он отмечает, что супермаркеты, которые открываются впоследнее время, все чаще переходят наотечественное оборудование. УЛитвинского икомпанииесть доля вкостромском заводе Brandford, который производит оборудование для супермаркетов уже 15лет. «Мы вошли в этот бизнес не так давно и очень довольны этой инвестицией, потому что завод наращивает свои объемы. Унего серьезная клиентская база– это нетолько российские сети супермаркетовX5, нотакже Auchan и Billa», – говорит Литвинский.

Однако полное импортозамещение, поего мнению, нето что невозможно– нецелесообразно: «Не потому, что технологии сверхсложные. Просто есть изделия, которые нет смысла производить внашей стране. Вакуумные аппараты, производимые вИталии или Финляндии или Китае, потребляет весь мир. Если мы станем производить их внашей стране, потребление будет настолько низким, что потеряется всякий смысл. Аесть продукция, которая давно ивогромном количестве производится вРоссии,– например, оборудование изнержавейки. Есть несколько крупных российских предприятий, которыеочень хорошо делают тепловые линейки профессионального оборудования, холодильную технику».

Для Equip Group инвестиции вBrandford– это пока единственные вложения впроизводство. Ногруппа много вкладывает впакеты торговых компаний, занимающихся комплексным оборудованием объектов. Вних зачастую покупается миноритарный пакет, авладельцами какой-то доли обязательно выступают топ-менеджеры самих компаний. «Они немогут быть крупными, их масштаб– $10–15млн годового оборота– уверен бизнесмен. – Фактически это сервисная компания, которая должна слиться сбизнесом клиента, вести его отидеи дооткрытия объекта споследующим обслуживанием идоукомплектацией втечение всего срока существования. Это проводник наших брендов итехнологических идей. Именно засчет таких компаний бизнес находится вположительном балансе: колебания рынка или падение спроса наопределенные продукты демпфируются тем, что компании всегда врынке иобеспечивают постоянный спрос напродукцию, которую Equip продает оптом».

У компании много интересов, инетолько вРоссии: созданы юрлица вКатаре иАрабских Эмиратах. Давно работает наУкраине компания «Новий проект». Про нее всвоем аккаунте вFacebook Литвинский недавно написал: «Лучшая компания вУкраине (после «Нафтогаза»). Пережила четырекризиса, войну идураков (воригинале слова крепче. – Прим. «Ко») увласти. Красива, технологична, вмеру закредитована, 100% кризисоустойчива. Янепродаю, яхвастаюсь». Вести бизнес наУкраине предпринимателю непроще инесложнее, условия очень похожи. Другое дело, что сейчас там совсем сложная экономическая ситуация. Пословам Литвинского, лучше было впрошлом, когда увлеченные политической борьбой Тимошенко и Ющенко власти необращали никакого внимания набизнес, ион расцвел.

Есть укомпании планы повыходу надругие национальные рынки, нопри этом лидером внутри России Equip себя неощущает. «15–20лет назад можно было сказать, что есть некий рынок оборудования для HoReCa инанем есть лидер, который продал железяк набольшую сумму. Сейчас нужно отдельно оценивать рынок оборудования для фастфуда, который не сравним срынком оборудования для фабрик-кухонь или ресторанным, апоследний, всвою очередь, можно делить насегменты. Каждый сегмент– предмет конкуренции. Речь идет окаких-то процентах, никто изучастников рынка неимеет доли больше 6%»,– считает Литвинский.

Общий оборот Equip Group сам Эдуард Литвинский оценивает в$100–150млн. Аесли брать врасчет оборот всех компаний, вкоторых группа втой или иной степени участвует, – тоон может достигать $300млн.

Вкусные инвестиции

Занимаясь поставкой оборудования для объектов питания, Литвинский не избежал соблазна войти в ресторанный бизнес. Он стал совладельцем ООО «Винотека – Простые вещи», ноподчеркивает, что его участие исключительно финансовое. «Мы вложились видею иресторатора, который иесть душа заведения, – отмечает бизнесмен, называясвоей ресторанной музой Ирину Ходзинскую. – Это был один изпервых демократичных ресторанов вМоскве. Целевая аудитория– интеллигенция 25–40лет, люди без огромных доходов,которые ценят непафос, ауют, недороговизну блюд, аих здоровое наполнение ипри этом достаточно вооружены внутренне, чтобы оценить простоту». Средний счет действительно не превышает1500руб. Концепция винотек Ходзинской проста: «Вино вдоступной форме– пришел, сел, выпил».

В 2010г. Литвинский выкупил половину вдвух ресторанах«Простые вещи» – наКонюшковской инаБольшой Никитской, – апотом проинвестировал открытие третьего ресторана, наПятницкой. Сумму инвестиций вресторанные проекты он оценивает в16–17млн руб. Иговорит, что они уже окупились. Бизнесмен доволен участием вэтих проектах, потому что, помимо финансовой прибыли, они приносят нематериальные бонусы.

Для Литвинского удовольствие отпроцесса– дело неменее важное, чем результат. Ему нравится делать бизнес нетолько ссемьей, ноисдрузьями. Например, среди егопартнеров – давний, еще институтский, друг Сергей Александров.

Не вэтомли успех всех его проектов? «Были инеуспешные начинания, просто оних никто незнает, потому что они уже умерли. Укаждого бизнесмена, особенно укаждого успешного бизнесмена, есть куча неуспешных проектов», – считает Литвинский. Неудачным опытом он делиться нехочет, норецепт все-таки дает: «Тут нет никакой философии, нет никакого кредо. Очень важно, чтобы идея совпала среальностью. Также важно, чтобы проект был дофинансирован, иначе он рискует превратиться вболото. Нуиостаетсяпросто работать, нелениться, неостывать».

Эдуард Литвинский говорит оготовности развивать и проект «Простые вещи», иосновной бизнес, пробовать новые направления, новые технологии продаж.

На вопрос, можетли он назвать себя состоятельным человеком, Литвинский отвечает: «Я небедный». Денег на красивую жизнь ему хватает, но отдыхать он предпочитает в домике на Истре: посиделки с друзьями, квадроцикл, катер. А еще Литвинский осуществил две мечты юности: пересел намотоцикл инаучился летать напараплане.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *