АвтоВАЗ остановился. Сейчас протестов не будет, но в сентябре социальный взрыв в Тольятти рискует задать тон всему политическому сезону

Бывший глава Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа Юрий Целиков так выражается о нынешнем президенте автогиганта Борисе Алешине: «Лучше бы он не возвращался из отпуска». Смена управленцев могла бы, по мнению Целикова, дать хоть какую-то надежду на спасение тонущего производства. На минувшей неделе было принято решение остановить конвейер завода на месяц. Другого выхода нет: ну не хотят люди теперь покупать «Жигули» — ни старые, ни новые. Недавно спрос чуть-чуть вырос, но вряд ли это АвтоВАЗу сильно поможет.
Итак, АвтоВАЗ встал. В промышленных городах давно трудности, где-то люди уже перекрывали трассы, где-то областные власти сумели спустить дело на тормозах. В августе 110 000 рабочих в Тольятти будут получать две трети зарплаты. Начиная с сентября — половину. Премьер Владимир Путин, по данным Newsweek, уже распорядился «подумать, что делать с заводом». Но ответа на этот вопрос ни в правительстве, ни на самом АвтоВАЗе не знают. Якобы завозят ОМОН на случай волнений. У всей крупной промышленности проблемы, но именно АвтоВАЗ рискует не пережить кризис вовсе. И дело идет к серьезным социальным протестам в 700-тысячном городе.

ХВОСТ ПО ЧАСТЯМ

25% акций АвтоВАЗа принадлежат Renault, и обсуждать, что делать с конвейером, 16 июня совет директоров снова собрался в Париже. 25 млрд рублей убытка в прошлом году, больше 50 млрд рублей долга и катастрофическое падение спроса. Нераспроданные «Калины» и «Приоры» девать некуда.
На парижском совете останавливать конвейер не решились. Не прошло и радикальное предложение сократить персонал на 30%. По данным Newsweek, решающую роль сыграла позиция члена совета директоров и губернатора Самарской области Владимира Артякова. Наказ во что бы то ни стало держать рабочие места остается руководством к действию для всех губернаторов, и Артяков не исключение. За несколько дней до поездки во Францию он встречался с премьером Владимиром Путиным, и тот поручил ему «присматривать» за ситуацией на АвтоВАЗе.
В итоге в июне АвтоВАЗу прописали 20-часовую рабочую неделю с сентября этого года по февраль следующего. Все это время сотрудники будут получать половину зарплаты. Рабочие, разумеется, стали роптать. Но ситуация продолжала ухудшаться.
Выделенные государством 25 млрд рублей «безвозвратной ссуды» на заводе быстро проели. Если верить начальнику пресс-службы АвтоВАЗа Александру Шмыгову, 8 млрд ушли на уплату кредитов Сбербанка и ВТБ, остальное — на погашение задолженности перед поставщиками и пополнение оборотного капитала. Но новые автомобили все равно было девать некуда, их число достигло 85 000. АвтоВАЗ начал обширную программу скидок. Взялись за менеджеров: количество вице-президентов с 26 урезали до 11, объявили о сокращении на 20% должностных окладов. Мэрия с помощью федерального бюджета взяла под свое крыло часть социальных объектов компании.
Все это не помогло. В минувший четверг и. о. президента АвтоВАЗа Игорь Комаров объявил, что главный конвейер останавливается с 3 по 31 августа. Об этом объявили в отсутствие президента компании Бориса Алешина, и сразу пошли слухи о его отставке. Собеседники Newsweek в руководстве завода считают возможным преемником Комарова.
Сам Алешин называет все это ерундой. Он рассказал Newsweek, что уже в начале августа вернется к работе, а решение остановить конвейер принято с его согласия. Это трудный, но неизбежный шаг, говорит Алешин, но в мире придумали не так уж много способов реагировать на резкое падение спроса.

ТРАССА МОСКВА–ЧЕЛЯБИНСК

Кого там наверху снимут, а кого поставят, штамповщице Анне Перовой все равно, ее больше волнует новость, что с сентября она будет получать около 7000 рублей в месяц. «Чуть меньше половины я отдам за коммунальные услуги. Как мне жить на оставшуюся зарплату, я не представляю», — вздыхает Перова. Кому-то придется еще хуже. «У многих рядовых сотрудников зарплата 8000 рублей, — объясняет рабочий Антон Вичкурин. — Как прожить на две трети, неизвестно. На заводе работают много приезжих из деревень Пензенской, Оренбургской, Ульяновской областей. Куда они пойдут? Дома их никто не ждет».
В ближайший четверг, 6 августа, независимый профсоюз «Единство» проведет акцию протеста. Для начала соберут скромный митинг — не более сотни участников. «Мы понимаем, что сейчас непростая экономическая ситуация, — говорит лидер профсоюза Петр Золотарев. — Мы даже готовы сотрудничать с администрацией. Но мы хотим, чтобы все было как можно более прозрачным. Ходят слухи о каких-то фирмах, которые получают от завода долгосрочные кредиты, об окладах топ-менеджеров в сотни тысяч долларов».
Команда, которую привела на АвтоВАЗ госкорпорация «Российские технологии», действительно зарабатывала неплохо. К выборам в Думу в 2007 году Владимир Артяков задекларировал 1,4 млрд рублей, заработанных в 2006 году, когда он возглавлял АвтоВАЗ.
В областной администрации явно испугались. По данным Newsweek, на недавнем совещании губернатор Артяков пугал подчиненных, что скоро люди перекроют федеральную трассу Москва–Челябинск. Областные власти стали готовиться реагировать.
Способ отработан еще в конце прошлого года во Владивостоке, где ОМОН из Центральной России разгонял акции протеста владельцев праворульных машин.
Мощные социальные протесты в Тольятти — вполне реальная перспектива. «У нас есть информация, что в одно из общежитий заселены омоновцы из другого региона», — говорит Золотарев. В городе все настойчивее ходят слухи о появлении нескольких единиц техники, обычно используемой для разгона массовых акций протеста. Милиция отказывается комментировать.
К тому же эти странные совпадения. Об остановке завода объявили в среду, а в четверг городская милиция решила провести учения. Колонны автомобилей с включенными мигалками неслись, обгоняя автобусы с людьми, которые возвращались с работы. В этот же день из ремонта в вазовскую пожарную часть вернулись несколько пожарных машин, и люди занервничали еще больше.
Пока областные власти дуют на воду: в августе ждать социального взрыва не стоит. Судя по тому, что они говорят, рабочие собираются провести свой вынужденный отпуск на даче. Настоящих волнений, прогнозирует Золотарев, следует ожидать не раньше середины сентября, когда рабочие увидят, что жалованья им едва хватает на жизнь. Сентябрь, соглашается ветеран АвтоВАЗа Юрий Целиков.
Сразу два связанных с АвтоВАЗом источника говорят, что готовится сокращение 40% инженеров и управленцев. На самом заводе вовсю обсуждают угрозу массовых увольнений рабочих. Вице-президент АвтоВАЗа по персоналу Сергей Наумов эти слухи настойчиво опровергает, но даже глава департамента экономического развития мэрии Тольятти Денис Жидков полагает, что в ближайшие месяцы сократят около 20 000 человек, и предупреждает: «Городу такое количество безработных просто не переварить».
Глава официального профсоюза на ВАЗе Николай Карагин успокаивает: в случае массовых сокращений работодатель обязан за три месяца уведомить профсоюз, а он никаких уведомлений не получал. Карагин предполагает, что компания будет действовать мягко: не принимать людей на место ушедших на пенсию и уволившихся по собственному желанию. Таким образом к концу года можно будет избавиться от примерно 3000 человек.
«Проводить массовые сокращения в условиях, когда ты не знаешь, что будет завтра, просто бессмысленно, — заявил один из менеджеров завода. — Сегодня мы работаем в одну смену и не можем продать даже половины того, что произвели, а завтра кризис закончится — и где нам тогда искать рабочих?» Но такая логика может и не сработать. Дело не только в падении спроса — АвтоВАЗ может быть объявлен банкротом, и тогда все равно без массовых увольнений не обойтись. Этот сценарий уже не выглядит фантастическим.

ДВА ВАРИАНТА

Борис Алешин о банкротстве и слышать не хочет: «Если компания занимает 27% рынка, то любому ясно, что ей нужно заниматься: сокращать издержки, повышать продажи и прибыль». Но ни старая команда Владимира Каданникова, контролировавшая завод до 2005 года, ни пришедшие потом люди Сергея Чемезова с этими задачами не справились. «АвтоВАЗ вообще не демонстрирует способности к модернизации. Менеджмент — ни старый, ни новый — не прогрессирует», — считает главный экономист Центра развития Валерий Миронов.
В правительстве это понимают. Владимир Путин, со слов источника в Белом доме, уже распорядился подумать, что делать. Пока в правительстве демонстрируют оптимизм. «Путин в Тольятти не собирается. Мер поддержки АвтоВАЗа более чем достаточно, новых пока не планируется», — говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. По его словам, в правительстве не видят причин для паники, менеджмент завода и губернатор в целом справляются. «О дополнительных бюджетных вливаниях речи не идет», — подтверждает чиновник Минфина.
Но что-то делать придется. По оценкам Владимира Сальникова из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, завод не сможет заработать в нормальном режиме еще год. Столько держать в неопределенности 100 000 людей — большой риск. Но в обычное банкротство АвтоВАЗа, когда на завод придет арбитражный управляющий и начнет распродавать его за долги, Сальников не верит. «АвтоВАЗ дает 2% российского промышленного производства, — объясняет эксперт. — Решения будут приниматься исходя из политических соображений».
«Если АвтоВАЗ встанет, то без работы останутся около полутора миллионов человек по всей России. Это немыслимо», — объясняет бывший первый вице-президент АвтоВАЗа Николай Ляченков. От завода зависят десятки предприятий-поставщиков, решение об остановке конвейера уже посеяло среди них панику. Многие поставщики и так в предбанкротном состоянии из-за того, что АвтоВАЗ рассчитывался с ними векселями, а не деньгами.
Один раз тонущий АвтоВАЗ уже спасали: в 2005 году Кремль передал автогигант из рук Каданникова в руки путинского соратника Чемезова. Мысль была в том, что придет эффективный собственник и поставит наконец завод на ноги. Теперь опять скорее всего будут менять хозяина. Основатель крупнейшего автодилера «Рольф» Сергей Петров категоричен: «Есть всего два варианта. Первый, единственно верный, — передать управление заводу профессионалам, тому же Renault, доведя его долю до 50%. Второй — оставить все как есть».
Аналитик ВТБ Елена Сахнова согласна с тем, что российский завод должен наконец освоить французские технологии. «Это единственный шанс выжить», — говорит она. Но Петров считает более вероятным, что Ростехнологии завод иностранцам не отдадут и окончательно погубят: «То, что сейчас делает руководство завода — остановка конвейера, сокращение рабочей недели, — это перестановка столов на “Титанике”».

ХРОНИКИ НАРОДНОЙ МАРКИ

АвтоВАЗ от «копейки» до «Приоры»

1966 – Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин в докладе о планах на пятилетку впервые говорит о необходимости строительства нового автозавода. В том же году заключено соглашение с итальянским концерном FIAT и начато строительство в Тольятти, объявленное ЦК ВЛКСМ ударной стройкой.

1968 – Объявлен Всесоюзный конкурс на название новой советской машины – по сути, лицензионной версии Fiat-124. Из 54 838 вариантов наименований лидирует топоним «Жигули».

1970 – 19 апреля в 7 утра с конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 седан – два синих и четыре красных. В августе началось массовое производство. По итогам года с конвейера сошла 21 000 автомобилей.

1971 – Принята в эксплуатацию первая очередь завода по выпуску 220 000 автомобилей в год. Первая экспортная партия машин отправлена в Югославию. Сошел с конвейера ВАЗ-2102 универсал.

1972 – Началась эксплуатация второй очереди АвтоВАЗа также мощностью 220 000 машин в год. Численность рабочих завода достигла 43 000 человек. Собран первый автомобиль ВАЗ-2103 седан.

1973 – Открылся первый техцентр АвтоВАЗа. Экспортные машины поменяли название на «Лада», так как «Жигули» было неблагозвучным, в частности, для венгров и итальянцев. С конвейера сошел миллионный автомобиль.

1974 – Запущена в производство модель ВАЗ-21011 собственной модернизации с двигателем 1,3 л. Заработала третья нитка главного конвейера, завод вышел на мощность 660 000 машин в год.

1976 – Начат массовый выпуск новой модели – ВАЗ-2106, рестайлинговой версии ВАЗ-2103 с объемом двигателя 1,6 л. В декабре того же года «шестерка» стала 3-миллионным автомобилем «Жигули».

1977 – Запущен в производство комфортный внедорожник ВАЗ-2121 «Нива», разработка которого велась специалистами АвтоВАЗа 5 лет.

1979 – Собран 5-миллионный автомобиль «Жигули» – модель ВАЗ-2101. К этому времени «копейка» уже начала сдавать позиции – были выпущены первые партии ВАЗ-2105.

1982 – В марте с конвейера сошел первый серийный автомобиль ВАЗ-2107, усовершенствованная версия «пятерки». За большую решетку радиатора «семерку» в Союзе окрестили «русским мерседесом», она стала самым массовым автомобилем.

1984 – Появляются сразу две новые модели – усовершенствованный универсал ВАЗ-2104, «четверка», и первый советский переднеприводной хетчбэк ВАЗ-2108, «восьмерка». Для ее производства был введен в эксплуатацию новый комплекс. Впервые на «Жигули» поставили 5-ступенчатую коробку передач.

1986 – Посещая АвтоВАЗ, генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев впервые произносит слово «перестройка». Принято решение о создании на базе завода инжинирингового центра. Выпущен 10-миллионный автомобиль.

1987 – На базе трехдверной «восьмерки» разработана и выпущена пятидверная «девятка» – ВАЗ-2109.

1988 – Выпущен первый советский микролитражный автомобиль ВАЗ-1111 «Ока» с двигателем 0,65 л.

1990 – Собран 13-миллионный автомобиль «Жигули» – это был ВАЗ-21099, модификация «девятки» с корпусом седан, выпуск которой начался в этом же году.

1991 – Объемы производства упали с 743 600 до 673 800 машин в год.

1993 –АвтоВАЗ преобразован в АО открытого типа и первым из бывших советских предприятий выпускает собственные облигации. Собран 15-миллионный «Жигули», но комплектующих не хватает, вводятся неполные смены, рабочие бастуют.

1994 – 10 января впервые в своей истории АвтоВАЗ на месяц остановил конвейер, рабочие отправлены в отпуска. В августе завод посетил президент Ельцин. Осень проходит в забастовках. Производство за год упало на 19% – до рекордно низкого показателя 529 000 машин за год.

1996 – Запущен в массовое производство ВАЗ-2110 или «десятка» – переднеприводной седан. Тем временем завод пытается погасить многомесячную задолженность по зарплате и потихоньку увеличивает объемы выпуска машин.

1998 – Плохой сбыт и нехватка средств на покупку комплектующих приводят завод на грань банкротства. Уволены 3000 человек, более 40 000 летом отправлены в отпуск с половиной зарплаты, завод не в состоянии платить уже реструктурированный долг. АвтоВАЗ спасает августовский кризис – в «Лады» стали вкладывать деньги. С конвейера сошел ВАЗ-2111.

2000 – Запущен в массовое производство еще один автомобиль из «десятого» семейства – ВАЗ 2112, пятидверный переднеприводной хетчбэк. За год АвтоВАЗ выпустил 750 000 машин и взял на работу 3000 человек.

2001 – Год завершился рекордным показателем производства машин – 767 000. Подписано соглашение с General Motors и ЕБРР о сборке в Тольятти «Шевроле-Нива». Начался выпуск ВАЗ-2114 и ВАЗ-2115 семейства «Лада-Самара-2». С конвейера сходит 20-миллионный автомобиль.

2004 – С конвейера сходит первая серийная «Лада-Калина», разработка которой велась с 1993 года, – автомобиль верхнего сегмента класса В. Также запущен в производство ВАЗ-2113, трехдверный хетчбэк.

2006 – Подписан контракт с канадской фирмой Magna International о разработке новой платформы автомобилей «Лада» и строительстве в Тольятти автосборочного завода мощностью 440 000 автомобилей. Тем временем осеннее увеличение привело к падению продаж АвтоВАЗа и вынужденным остановкам конвейера в конце года.

2007 – На рынке представлена «Лада Приора», автомобиль класса С, пришедший на смену «десятому» семейству. Пытаясь поднять продажи, АвтоВАЗ держит цены весь год и выходит на показатель производства в 770 000 машин при продаже 769 500.

2008 – Заключена сделка с корпорацией Renault – французы приобрели 25% акций АвтоВАЗа. Объем производства за год достиг новой отметки – 801 600 автомобилей, но продажи упали до 728 000. Впервые в истории АвтоВАЗ уступил на отечественном рынке лидерство по объемам выручки: он заработал 160,2 млрд рублей против 166,17 млрд рублей Toyota, продавшей в России 190 000 автомобилей. Год АвтоВАЗ завершил с чистым убытком в 24,3 млрд рублей.

2009 – На начало года кредитный портфель АвтоВАЗа составлял 50 млрд рублей, при этом 95% задолженности – краткосрочная. Падение продаж в первом квартале достигло 38%. В марте правительство РФ через докапитализацию «Ростехнологий» выделило АвтоВАЗу 25 млрд рублей на реструктуризацию задолженности. Действует государственная программа субсидированных процентных ставок по автокредитам.

Источники: ИА LadaOnline, ОАО «АвтоВАЗ», ИК «Велес Капитал»

В подготовке статьи участвовали Дарья Гусева, Елена Данилович, Надежда Иваницкая, Андрей Литвинов, Алексей Савкин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *