Снятые Тимуром Бекмамбетовым в середине 90-х рекламные ролики банка «Империал» (про Суворова — «До первой звезды нельзя», — Александра Македонского, Тамерлана, Петра I) поражали своей визуальной изощренностью. С них началось восхождение режиссера. В 2008 г. Бекмамбетов в Голливуде сразу добился большего, чем в 80-х Андрон Кончаловский. Бекмамбетов не просто снял блокбастер — Wanted («Особо опасен» в русской версии). Его карьера в Голливуде уже стала историей успеха, его фамилия на глазах становится мировым брендом, а сам он превращается в едва ли не главную движущую силу российской киноиндустрии. О том, как его приняли в Голливуде, и о своих планах на будущее Бекмамбетов рассказал корреспонденту Newsweek Елене Черненко.
Этот год был для вас знаковым. Что особенно запомнилось?
Год действительно был для меня «прорывной». Вышел мой первый фильм, снятый в Голливуде. Фильм крайне важный для меня по двум причинам. Во-первых, удалось доказать — прежде всего, конечно, самому себе, — что я могу снимать кино совершенно другого масштаба и в совершенно другой системе кинопроизводства и при этом оставаться собой, делать свое кино. Во-вторых, получилось сделать первый русский мировой блокбастер: на фильм шли миллионы зрителей и в Штатах, и в России, и в Японии. И конечно, есть такие чисто технические штуки: например, удалось сформировать команду и разработать эксклюзивные технологии продвижения фильмов на нашем рынке. Сочетание вирусной рекламы, эффективного PR, организации нестандартных событий, как выяснилось, позволяет при минимальных вложениях достигать максимального результата. Думаю, что это будет особенно востребовано сейчас, во время кризиса, когда люди будут стараться минимизировать затраты.
А финансовый кризис уже как-то повлиял на вашу работу и дальнейшие планы?
Пока нет. Мы не замораживаем проекты, а наоборот, хотим запускать новые. Золотой век Голливуда пришелся на Великую депрессию, так что будем надеяться, все будет хорошо. Конечно же, риски возрастают и не так все просто, как раньше, но, думаю, мы справимся.
А есть какие-то плюсы работы в Голливуде в кризисное время?
Основной плюс работы в Голливуде — системность и организованность. В России я привык — чтобы получить то, что мне надо, — просить в несколько раз больше. Поэтому в Голливуде всем было со мной сложно первое время. Никто не понимал, зачем мне так много всего нужно, но все четко исполнялось. Но с другой стороны, большинство людей в Голливуде — отличные ремесленники, хотя элемент творчества на площадке исчезает. В России, если мы хотим снимать корову, а коровы нет, то приходится выкручиваться и снимать собаку. В этом есть своя прелесть.

В России актеры вынуждены сниматься в кино, играть в театре и еще дедами морозами подрабатывать, поэтому они прилетают на съемочную площадку, быстро говорят свою строчку и улетают. В Голливуде актеры полностью отдают себя фильму. Например, Джоли всегда присутствовала на съемочной площадке, даже если ее нет в кадре, она все время подыгрывала Косте Хабенскому, настраивала его на нужный лад.
В «Особо опасном» обыгрывается тема жалкой участи офисных работников. Вы с жалостью относитесь к клеркам? Пытаетесь подбить их на революцию?
Да я сам много работаю в офисе, просто стараюсь, чтобы офис был не похож на лабиринт пресловутых «кьюбиклов». А так — много говорю по телефону, пишу имейлы, кофе пью, как и офисный планктон, так что как же я могу к ним относиться плохо? Но для революции, как учили классики, необходима новая идеология и революционная организация внутри класса (смеется). Так что это, наверное, пока все же утопия, а вот бунт — реален. Наш предпремьерный ролик про «взбесившегося клерка» посмотрели миллионы пользователей интернета по всему миру — обменивались ссылками, звонили на местное радио, обсуждали в эфире… Проблема «офисного рабства», когда индивидуальное в человеке подавлено и он вынужден быть винтиком в системе, каждый день делая одно и то же, в одной и той же рутине, она реальна! А где есть рабство — всегда возможен бунт. Это очень актуальная тема.
В российском кинематографе сейчас самая актуальная тема – история. Вы не планируете снять что-то вроде «1612» или «Адмирала»?
Безусловно, есть огромный спрос на «историю», на образ нашего прошлого — откуда мы, кто мы. И спрос на национальные исторические мифы — тоже. Это закономерно для каждой нации, а для России и подавно. Да и в личном плане история — это моя страсть, вспомните хотя бы банк «Империал». У нас в разработке сейчас исторический проект «Княжич»; давно мечтаю снять фильм про графа Толстого — это настоящий герой, бунтарь XIX века. Он и пиратом был, и аристократом. У него очень интересная жизнь.
Если говорить про бунтарей, правда ли, что вы будете снимать «Моби Дика»?
Да, буду снимать «Моби Дика», но не уверен, что в 2009 году, так что пока не будем загадывать. В 2009 году — скорее всего, осенью — выйдет на экраны анимационный фильм «9», который я продюсирую вместе с Тимом Бертоном. Возможно, если обстоятельства позволят, сниму один фильм в России. Какой — пока секрет. Также разворачиваем наш продюсерский центр на базе «Базелевса» (кинокомпания Бекмамбетова. — Newsweek). Будут сниматься несколько работ, где я буду выступать в качестве продюсера. Вот, начинаются съемки фильма «Черная молния», там режиссер — Александр Войтинский, с которым я знаком с детства, а я — продюсер. Это совместный проект моей студии и студии Universal. Фильм выйдет в следующем декабре. Посмотрим, как вам понравится.
А для вас имеет значение, что говорят? Как вы относитесь к кинокритикам? Читаете рецензии?
Ну пока обходилось без мордобоя (смеется). Рецензии, конечно же, читаю и многих критиков ценю. Вызывают недоумение критики, которые выдумали себе свой идеальный кинематограф, эдакий собственный рафинированный, снобистский артхаус-стиль, и оценивают фильмы на предмет соответствия или несоответствия этому идеалу. Все-таки любое произведение надо оценивать по законам, которые в нем заложены. Критиковать уличных артистов за то, что они дают представление на улице и не держат «чеховских пауз» в тишине театральных залов, как-то странно.
Как будете отмечать Новый год?
Надеюсь, что как и все — стоя перед телевизором с дурацким выражением лица!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *