В процессе эволюции отечественного рынка автолизинга увеличивается конкуренция среди операторов, предлагающих различные продукты и разнообразные подходы, клиенты также становятся разборчивее, как правило, они теперь запрашивают предложения по лизингу минимум в двух лизинговых компаниях, отмечает начальник управления автолизинга «Москва» ООО «РЕСО-Лизинг» Евгений Кулаков. Хотя кардинальных изменений за прошедший год не случилось, есть небольшое удорожание автотранспорта, но оно обусловлено обновлением модельного ряда у некоторых марок, в конечном счете влияющим на общую стоимость предмета лизинга. «Что же касается предпочтений клиентов, то они особо не изменились. Повторные клиенты берут автотранспорт, исходя из своей корпоративной политики, и им не свойственно «скакать» из сегмента в сегмент», — говорит руководитель направления лизинга автотранспорта ООО «ФБ-Лизинг» Илья Кузнецов. Предпочтения клиентов на рынке лизинга похожи на предпочтения потребителей на автомобильном рынке в целом. «Для рядовых сотрудников и представителей подразделений продаж компании, как правило, берут в лизинг бюджетные автомобили, такие как «Форд-Фокус», «Шевроле-Лачетти», «Рено-Логан», — перечисляет директор департамента лизинговых продаж «Юникредит Лизинг» Александр Клюев. — Для менеджеров среднего звена — «Ниссан-Теана», «Тойота-Камри», «Фольксваген-Пассат», «Вольво-S60». Для топ-менеджеров — автомобили бизнес- и представительского класса: «Ауди», «БМВ», «Мерседес», «Лексус», «Инфинити».

Выгода очевидна

«Доля автомобилей, оформленных в лизинг, постепенно превосходит долю автомобилей, приобретенных корпоративными клиентами с использованием кредитных ресурсов. Отнесение лизинговых платежей в полном объеме на затраты предприятия выгодно отличает эту схему приобретения от кредита, где на затраты относятся только проценты по кредиту», — констатирует Александр Клюев. «Преимущество автолизинга перед кредитными программами заключается в том, что если лизингополучатель, находящийся на общей системе налогообложения, берет легковой автомобиль в лизинг, то он получает льготу по налогу на прибыль по всей сумме договора лизинга, включая авансовый платеж, что невозможно сделать при кредите, и возможность возмещения НДС по договору лизинга», — добавляет Евгений Кулаков. В случае когда предметом лизинга выступает иной автотранспорт (коммерческий транспорт, грузовые автомобили, автобусы и т.д.) или спецтехника, лизингополучатель, находящийся на общей системе налогообложения, получает возможность применить ускоренную амортизацию с коэффициентом 3, что позволяет экономить по налогу на имущество, а это также невозможно при приобретении автотранспорта через кредит. «Иногда нам приходится рассказывать о существенных различиях этих продуктов собственнику малого бизнеса, стоящему перед выбором — приобрести машину в лизинг на компанию или в кредит на себя», — поясняет Илья Кузнецов. Теоретически лизинг может использоваться физическими лицами, но на практике ни одна из сторон не проявляет интереса к имеющимся возможностям. Существует много вопросов к лизингу для физических лиц, тем более сегодня банки предлагают достаточно программ для своих целевых клиентов. Кредит — это, как правило, одна машина — один клиент.

«Легковые грузовики»

Рынок лизинга коммерческого транспорта растет высокими темпами. Кризисные годы с конца 2008 г. по конец 2009 г. несколько замедлили обновление автопарков предприятий. Рост промышленного производства и ВВП способствует дальнейшему росту рынка лизинга коммерческого транспорта и обновлению изношенных автопарков предприятий. Хороший спрос наблюдается на рынке легких грузовиков, а также в сегменте всех видов грузовиков, применяемых в строительстве и при обслуживании нужд производственных компаний, отмечает Александр Клюев. «Рынок коммерческого транспорта в России в настоящее время активно развивается, прежде всего этому способствует подъем экономики, стимулирующий спрос на LCV (легковые коммерческие автомобили) со стороны бизнеса, плюс низкий уровень насыщения рынка по сравнению с теми же легковушками», — добавляет Евгений Кулаков. Однако необходимо провести классификацию сегментов коммерческого транспорта: легковые грузовики с грузоподъемностью 1-2 т (полная масса до 3,5 т), более тяжелые автомобили грузоподъемностью 3,5-5,5 т, компактные микроавтобусы, где могут разместиться от 8 до 16 пассажиров. По преимуществу спрос смещается в сегмент легковых грузовиков с грузоподъемностью 1-2 т (полная масса до 3,5 т), так как они компактны и удобны в эксплуатации. «Рынок коммерческого транспорта растет, а значит, постоянно существует потребность в наращивании парка. Коммерческий транспорт всегда пользуется популярностью, так как он приобретается для развития бизнеса, а не для представительских целей, — рассуждает Илья Кузнецов. — Что касается смещения, то оно сильно зависит от экономической ситуации. Сейчас существенного смещения не наблюдается, лизингополучатели обращаются как за дорогими, так и за бюджетными автомобилями, все зависит от приоритетов и потребностей бизнеса».

Не для «физиков»

Как уже было сказано, лизинг автотранспорта для физических лиц в России практически отсутствует. В то же время индивидуальные предприниматели все чаще прибегают к данному инструменту как к более выгодному и удобному по сравнению с кредитом. Если первоначально лизинг был механизмом преимущественно для крупных предприятий, то сегодня он становится необходимым элементом устойчивого развития малого и среднего бизнеса. «В компании «ФБ-Лизинг» среди клиентов довольно много индивидуальных предпринимателей, которые используют лизинг для развития бизнеса, в особенности востребован коммерческий транспорт», — рассказывает Илья Кузнецов. ИП финансируются лизинговыми операторами, потому что имеют сложившийся бизнес, действующих клиентов, по физическим лицам больше вопросов, так как возрастают кредитные и имущественные риски. Например, «РЕСО-Лизинг» активно финансирует индивидуальных предпринимателей, сделки с которыми растут. Рост сделок, профинансированных для ИП в 2011 г., составил 120% по сравнению с 2010 г. В то же время, по словам Александра Клюева, его компания индивидуальных предпринимателей пока не финансирует. «Однако в рамках нашей программы розничного автолизинга, которая стартует в 2012 г., индивидуальные предприниматели смогут получать финансирование, необходимое для расширения и обновления автопарка», — подчеркивает эксперт.

Александр Клюев, директор департамента лизинговых продаж «Юникредит Лизинг»:

«Сегмент автолизинга в 2011 г. показал существенное развитие по сравнению с посткризисными годами. Это относится как к легковому, так и к грузовому автотранспорту. Одним из основных драйверов роста на рынке лизинга в 2011 г. стал именно коммерческий транспорт. За счет множества финансовых преимуществ лизинг коммерческого транспорта является на сегодня одним из наиболее привлекательных инструментов обновления автопарка компаний грузовыми автомобилями и спецтехникой. В качестве тенденций рынка необходимо отметить усиление конкуренции в сегменте автолизинга, расширение продуктовых линеек лизинговых компаний, а также большее внимание, которое стало уделяться предприятиям малого и среднего бизнеса. Помимо традиционного лизинга автотранспорта для корпоративных клиентов, компания «Юникредит Лизинг» совместно с партнером — крупным альянсом автопроизводителей — разработала и запустила в пилотном режиме в Москве и Санкт-Петербурге программу розничного автолизинга для легковых и легких коммерческих автомобилей. Отличительной особенностью данной программы является высокая степень автоматизации всех процессов, что позволяет предоставлять клиенту расчет лизинговых платежей за 5-10 секунд, получать предварительное решение в течение 10-15 минут, окончательное — за 1-4 дня. При этом клиенту необходимо приехать в дилерский центр только один раз — за автомобилем. Все остальное общение с сотрудником дилерского центра может происходить по телефону или электронной почте».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *