Настройка партийной системы набирает обороты: оппозиционеры готовятся встретиться с президентом и губернаторами на историческом Госсовете

В ноябре прошлого года Дмитрий Медведев предложил реформировать российскую политическую систему. Все были за, даже губернатор Саратовской области Павел Ипатов. Хотя одно из предложений его явно насторожило: Медведев сказал, что число мест в региональных парламентах должно быть пропорционально населению и сейчас Дума утверждает пропорции. В прошлом году численность избирателей Саратовский области выросла и впервые за 15 лет превысила 2 млн человек. Теперь в областном парламенте на девять депутатов меньше, чем понадобится этим летом. Губернатору приходится рассчитывать на то, что население снова пойдет на убыль: очень не хочется из-за роста числа избирателей в 0,1% переделывать областные законы.
Почти во всех регионах надеются, что перемены их минуют и все останется так, как есть. Однако решающей станет нынешняя неделя — губернаторы собираются в Кремле на заседание Госсовета, посвященное реформе политической системы. Кроме них, званы представители всех существующих в России политических партий, в том числе и непарламентских. Такого масштабного Госсовета не было давно — с тех пор как Владимир Путин перед тем, как уйти из президентов, презентовал на нем программу-2020. Нынешний Госсовет должен стать бенефисом президента Медведева.

ГЛАВНОЕ – СЕСТЬ РЯДОМ

Идея проведения нынешнего Госсовета принадлежит лидеру КПРФ Геннадия Зюганову. Все началось после региональных выборов 11 октября, когда думская оппозиция ушла из зала заседаний Думы в знак протеста против фальсификаций. Оппозиционеры требовали встречи с Медведевым. На встрече обсуждалась возможность перемен в избирательной системе, а потом в послании Федеральному собранию Медведев их анонсировал. Речь в основном шла о небольших послаблениях для оппозиционных партий в региональных парламентах — от возможности формировать фракции до допуска непарламентских партий к работе избиркомов и наведения порядка с досрочным голосованием. Решительных мер Медведев не предлагал.
Потом представителей всех партий пригласили в рабочую группу по подготовке Госсовета. Ее возглавил калининградский губернатор Георгий Боос. Ему и выпало быть докладчиком на заседании в эту пятницу. Рабочая группа собиралась дважды — 10 и 23 декабря. На первом заседании представителей партий попросили прислать в письменном виде предложения об изменениях политической системы. Тут вышла небольшая заминка: партия «Яблоко» вместо домашнего задания попыталась отправить книгу члена партии Галины Михалевой на тему формирования партий. Но потом все-таки подчинилась.
Член Мосгоризбиркома от «Яблока» Валерий Горячев говорит, что никаких дискуссий на заседании рабочей группы не было. Представили свои предложения — и разошлись. Но это партийцев не расстраивает: на историческом Госсовете выступят лидеры всех партий, даже лидер «Яблока» Сергей Митрохин. «Предоставляется трибуна. Не использовать ее — грех», — считает Горячев.
Оппозиционные партии надеются, что Госсовет, на котором они будут сидеть за одним столом с губернаторами, должен благотворно подействовать на последних. «Это сигнал для губернаторов — наши изменения меняют тактику выборов», — говорит активист «Правого дела» Борис Надеждин. Он надеется, что это позволит избежать эксцессов на региональных выборах в марте. На это рассчитывают все оппозиционеры.

ПАРТИЙНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Представители почти всех партий надеются, что их предложения войдут в доклад Георгия Бооса. И не напрасно. Дело в том, что большинство этих предложений удивительным образом повторяют тезисы ноябрьского послания президента Медведева Федеральному собранию.

Собственных изобретений у партийцев немного. ЛДПР, например, хочет сделать участие в выборах обязательным (как службу в армии) и голосовать предлагает не в воскресенье, а в среду, которая будет выходным днем. Коммунисты требуют запретить губернаторам возглавлять списки «Единой России».
Игорь Лебедев из ЛДПР осознает, что Госсовет не принимает никаких юридических решений. Поэтому все эти пожелания ничего не значат. Но есть другая рабочая группа с участием оппозиционеров — она собирается в Думе и обсуждает, как в реальности менять законы об избирательной системе. Модерирует эту группу замначальника управления администрации президента по внутренней политике Радий Хабиров, он же, кстати, редактировал текст доклада Георгия Бооса о политической реформе.
«Юридически эта группа никак не оформлена, — рассказывает член ЦИК от КПРФ Евгений Колюшин. — Но до конца весенней сессии Дума должна внести около десяти законопроектов, реализующих послание». Все предложения уходят в государственно-правовое управление при администрации, и уже Кремль будет вносить законопроекты — от имени президента. Причем, в каком именно виде, никто не знает.

РЕФОРМЫ НА МЕСТАХ

Оппозиционеры отмечают, что наименее активными на совещаниях по политической реформе были представители «Единой России». «Предложений “Единой России” к политической реформе никто из нас не видел», — удивляются депутаты. Удивляться тут, возможно, нечему. «Партия в своих предложениях отметила: нынешняя избирательная система доказала свою эффективность и радикальных изменений не требует. Это игроки несовершенны, а не система», — возражает источник в «Единой России».
Подобным образом отреагировали на послание и активисты «Единой России» в регионах. Никто из них не стал спешить реализовывать послание президента — вдруг в Москве передумают? Только в Рязанской области и в Республике Алтай отказались от планов повышения избирательного барьера, так как Медведев высказался за то, чтобы его понизить.
Правда, региональные оппозиционеры восприняли все всерьез. Следующую ночь после президентского послания депутат калужского законодательного собрания Сергей Фадеев не спал. Он писал поправки к областному закону о выборах. Медведев предложил освободить от сбора подписей не представленные в Думе партии — на выборах в те областные парламенты, где у них есть фракции. У «Яблока» в Калужской области есть своя фракция — значит, есть возможность не собирать подписи перед мартовскими выборами.
Уже наутро калужские яблочники внесли в заксобрание свой законопроект. «Фактически, цитаты из Медведева», — любовалась им лидер местного отделения партии отделения Татьяна Котляр. Три дня спустя она пошла на прием к губернатору Анатолию Артамонову. «Что вы меня сюда пугать пришли? — ответил ей губернатор. — Я совершенно согласен с тем, что сказал президент. Принимайте такой закон — я его немедленно подпишу». Но «Единая Россия» навеянный президентским посланием законопроект провалила.
Три поправки в духе президентского послания с тех пор удалось принять только Тюменской областной думе. Но даже ее обогнал Воронеж: новый тамошний губернатор Алексей Гордеев, бывший министр сельского хозяйства, принял все необходимые меры еще за полгода до президентского послания. «Мы еще ранней осенью приняли поправку, гарантирующую партиям, набравшим более 5%, но менее 7% голосов, по одному мандату. Я считаю, что чем больше партий в парламенте, тем лучше они будут работать», — рассказал он Newsweek.
Пока в Думу внесен лишь один законопроект в развитие десяти предложений Медведева из послания Федеральному собранию: тот самый, который устанавливает зависимость числа депутатов в региональных парламентах от численности избирателей. После того как он вступит в силу 1 августа 2011 года, депутатов станет меньше в восьми регионах: Адыгее, Башкирии, Северной Осетии, Хакасии, Туве, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Удмуртии. Увеличивать количество депутатов придется в Москве, Хабаровском крае, Кемеровской, Пензенской, Тверской, Тюменской, Ульяновской областях, Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах. А также, судя по всему, в Саратовской области, если, конечно, там не произойдет небольшой демографический спад.
Политолог Аркадий Любарев рассказывает, что еще в декабре вместе с тремя коллегами написал письмо президенту, в котором раскритиковал его политическую реформу: «Мы начинали письмо с того, что Медведев берется не за главные проблемы и что он исходит из ложных представлений о том, что у нас сложилась партийная система, в то время как она на самом деле деградировала». Начинать, продолжает он, нужно было с другого — радикально смягчать процедуры, по которым должны регистрироваться и существовать партии. А источник в Кремле после скандала на выборах октябре говорил, что самый простой способ быстро изменить положение дел — вообще отказаться от избирательного барьера.
Однако представители самих партий довольны и малым. «У меня нет ощущения, что это имитация», — говорит зампред «Патриотов России» Надежда Корнеева. «Начинается какое-то понимание друг друга», — соглашается член ЦК КПРФ Олег Куликов. Существенных преобразований оппозиционеры не ждут. Однако полагают, что если кто и может их инициировать, то только сам президент. На Госсовете Дмитрий Медведев будет произносить заключительное слово президента. От него ждут сюрпризов. «Медведев может сказать что-то новое», — надеется один из членов рабочей группы по подготовке политической реформы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *