7 января «Газпром» закрутил последнюю задвижку в газопроводе Уренгой-Помары-Ужгород. На следующий день депутаты Европарламента в Брюсселе сильно нервничали: они ждали делегатов из Киева и Москвы. Российская делегация опаздывала, и глава международного комитета Европарламента Яцек Сариуш-Вольски выслушивал от своих коллег жалобы, что им не хочется разговаривать с украинцами «у русских за спиной». Сначала им объявили, что «[глава международного комитета Думы Константин] Косачев уже едет по дороге из Люксембурга в Брюссель». Потом рассказали, что главы «Газпрома» и «Нафтогаза» Алексей Миллер и Олег Дубина «уже разговаривают». Но трехсторонней встречи не получилось: Миллер к депутатам так и не вышел.
Европарламентарии ничего не добились: российский газ через Украину в Европу так и не пошел. Зато Владимир Путин уже, наверное, понимал, что ситуация складывается в его пользу: стало ясно, что Европа пока отказалась занять сторону Украины. «Разбирайтесь между собой, только пустите газ» — вот суть позиции Евросоюза. «ЕС — жертва коммерческого спора», — подытожил пресс-секретарь Еврокомиссии Ферран Тарраделлас Эспуни. Источник в энергетическом комитете Еврокомиссии подтвердил Newsweek, что главное — возобновить транзит и Евросоюз «не намерен вмешиваться» в переговоры по цене газа для Киева.
Если газ снова пойдет по трубам, а Москва действительно сможет диктовать Киеву цены на поставку и транзит газа, то президент Ющенко и премьер Тимошенко попадут в крайне тяжелое положение. Страна вплотную подойдет к экономической катастрофе, и их шансы на президентских выборах, которые должны пройти в конце года, резко снизятся. Таким образом, Владимир Путин еще на шаг приближается к реализации одной из своих главных внешнеполитических задач — отстранению оранжевых лидеров от власти на Украине. Источник в МИДе подтверждает, что в последние месяцы Москва преследовала эту цель.

8 января на экстренной встрече с западными журналистами у себя на даче в Ново-Огареве Путин размахивал толстой пачкой документов — демонстрировал уверенность в собственной правоте. «Я не торгую ни газом, ни огурцами, ни пивом, ни салом — ничем», — объяснял он, но подробно изложил свою версию газового конфликта. В этот момент главный вопрос состоял в том, кто — Украина или Россия — окончательно перекрыл подачу газа в Европу утром 7 января. Россия, утверждал «Нафтогаз». Украина, настаивал Путин.
По версии Путина, после того как Украина полностью прекратила транзит, в российской газотранспортной системе случился «технический сбой», но в 12.10 подача газа была восстановлена. В 17.40 уже «Газпром» сам перекрыл подачу всего газа на Украину — так как установил, говорил Путин, что дальше с Украины газ не идет.
На самом деле, по данным Newsweek, технического сбоя не было. Газ на Украину идет по двум веткам одного газопровода: «Прогресс-1» и «Прогресс-3». За всю историю их существования их никогда не перекрывали одновременно. Перед тем как по-настоящему перекрыть газ, «Газпрому» нужно было провести тренировку. Около 10 утра центральная диспетчерская перекрыла обе трубы, а потом запустила снова. А если это так, то до этого — утром 7 января — газ не доходил до Европы по вине украинцев.
В Киеве очень рассчитывали на поддержку европейцев. Юлия Тимошенко вела переговоры с Парижем и Берлином, а Анатолий Гриценко, глава комитета Рады по национальной безопасности, объяснял, что, предложив цену в $450 за кубометр газа, Россия сделала все возможное, чтобы Европа встала на сторону Украины. Скачок цены с $250 до $400 с лишним Москве будет объяснить сложно, подтверждал эксперт Аркадий Мошес из Института Европы: «Это никому не понятно. Очевидно, что Москва идет на эскалацию».
Еще 5 января «Нафтогаз» думал, что победит. «Будьте всегда исполнены оптимизма вопреки сегодняшним неурядицам, — откровенно издевательски поздравлял “Газпром” в рождественской телеграмме Олег Дубина, — пусть наступивший год будет щедрым на любовь в ваших сердцах, прибавит мудрости в повседневных делах». Но Евросоюзу своя рубашка оказалась все-таки ближе к телу. Источник в Еврокомиссии соглашается, что, официально перекрыв газ, Москва «дала непропорциональный ответ», но важнее возобновить поставки. Один из советников председателя Европарламента сказал Newsweek: «История имеет внутриполитическую подоплеку, не так ли? Когда на Украине выборы?» А 8 января глава Еврокомиссии Мануэль Баррозу прямо обвинил Украину в создании проблем с поставками газа.

ПО 20 МЛН КУБОМЕТРОВ В СУТКИ

Как назло в Европе стоят морозы. 3 января газовые компании в Венгрии, Польше и Румынии стали получать газа меньше, чем просили у «Газпрома». На следующий день «Газпром» и «Нафтогаз» подали друг на друга в Стокгольмский арбитраж. 5 января «Газпром» уже открыто сократил поставки в Европу на 65 млн кубов — именно такое количество газа, объяснил «Газпром», Украина у него украла, и пусть сама отдаст его европейцам.
По условиям транзитного соглашения с Украиной так называемый технический газ, необходимый для того, чтобы работали газовые турбины, она должна брать из своих запасов — зимой около 20 млн кубометров в сутки. «Нафтогаз» забрал этот газ из транзитного потока и не скрывал этого. Украинцы говорили, что транзитное соглашение уже не действует, а значит, технический газ для транзита должна поставлять Россия. В тот же день по иску украинского Минтопэнерго хозяйственный суд Киева формально остановил действие транзитного соглашения.
К тому моменту «Газпром» уже и так снизил объем поставок через Украину, перенаправив часть газа через Белоруссию и Турцию. И вместо запланированных 130 млн прокачал около 65 млн кубометров. Тут и начала замерзать Европа. В Венгрии, чтобы не дать замерзнуть людям, ограничили снабжение крупных фабрик. Рабочих завода Suzuki отправили в отпуск. Фирма Tondach по производству кирпича и черепицы закрыла пять заводов. Ее директор Аладар Като сказал Newsweek, что это трагедия: потребление газа пришлось снизить с 5100 до 600 кубометров в час, а треть подготовленных к обжигу заготовок просто выкинуть.
На Балканах раскупили электрообогреватели. В Брюсселе больше всего переживали из-за Болгарии — у нее других источников газа нет. «Мы еще несколько дней продержимся, а дальше не знаю», — говорил Newsweek в пятницу болгарский журналист Васил Сатиров. Примерно в ста школах, с его слов, прекращены уроки, 72 предприятия не работают, а болгарские профсоюзы провели у посольств Украины и России акции протеста. В Бургасе в четверг тепла вообще не было — без газа замерзла вода в трубах, и произошла авария.

Прошлой осенью в Москве, видимо, понимали, что дело идет к войне. По данным Newsweek, еще в ноябре одно из государственных информагентств получило заказ на разработку плана пиар-кампании на случай нового газового конфликта. Тогда ситуация выглядела так, что стороны могут договориться. Еще в начале октября Путин и Тимошенко подписали в Москве специальный газовый меморандум. Смысл его был в том, чтобы убрать со сцены посредника — компанию «Росукрэнерго» — и мирно договориться по всем вопросам до 1 декабря.
Между тем еще с сентября Украина стала забирать в хранилища больше газа, чем прежде, обещая при этом расплатиться за него до 1 декабря. На Украине экономический кризис, и Киев, понимая, что цена на газ неизбежно вырастет, хотел успеть купить побольше газа по льготным ценам. Но 2 декабря «Нафтогаз» заявил, что расплатиться за этот газ не может и попросил «Газпром» об отсрочке долга — на тот момент больше $2 млрд. До конца декабря шли переговоры.
Кризис начался 27 декабря после телефонного разговора Путина с Тимошенко. Вероятно, именно тогда она узнала про последнее предложение «Газпрома». Поставка — $250 за 1000 кубометров, транзит — $1,6 на каждые 100 км для 1000 прокаченных кубометров. А долг Украина погасит за счет аванса, который Россия ей сразу выплатит за полгода транзита.
Путин не мог не понимать, что эти условия для Киева неприемлемы. Хотя конкретных цен в октябрьском меморандуме Путина и Тимошенко не было, в Киеве не допускали, что цена поставок будет выше $201, а цена транзита — ниже $2,2. Эти цифры прямо вытекают из меморандума, утверждает депутат от Блока Юлии Тимошенко Владимир Бондаренко. На этих же цифрах построен бюджет Украины на этот год.
Перед президентскими выборами пускать бюджет под откос — политическое самоубийство. А согласиться вернуть долг из аванса за транзит — для Киева значит еще потерять в доходах: от половины до двух третей платы за транзит Украина раньше получала не деньгами, а газом и продавала его потом в Европу и внутри страны с большой прибылью.
Тимошенко так и не прилетела в Москву подписывать новый контракт. Источник в Кремле утверждает, что ее не пустил Ющенко — из политической ревности, чтобы не дать ей выглядеть миротворцем. Украинские наблюдатели это опровергают: Тимошенко отказалась лететь сама. «Согласиться на существенное повышение стоимости газа и не тронуть ставку на транзит — значит сдать национальные интересы», — объясняет депутат Бондаренко. Одновременно у Киева нашлись деньги погасить основную часть долга за тот самый купленный осенью дополнительный газ.

НЕ ТЕРЯТЬ ОПТИМИЗМА

Путин пошел в атаку: предлагаемая «Газпромом» цена поставки за сутки взлетела до среднеевропейских $418. 4 января глава «Газпрома» Миллер снова поднял цену — до $450. Близкий к переговорам московский чиновник уверяет: Москва действовала сознательно, «Газпром» с самого начала не стремился достичь договоренности с «Нафтогазом».
«Мы наблюдаем политический коллапс внутри Украины», — сказал 8 января иностранным журналистам Владимир Путин. За две недели до этого — когда переговоры были в самом разгаре — не стеснялся в выражениях и Дмитрий Медведев: «Проблема в том, что на Украине отсутствует эффективная власть». Источник в МИДе поясняет: в Кремле давно победило мнение, что «Украина является неполноценным государством». «По мнению Путина, Украина — failed state», — продолжает он. С его слов, российских лидеров к тому же сильно раздражает сложившийся в украинской элите консенсус, что Украина — единое государство и будущий член ЕС.
Европа без газа долго не выдержала. Сначала Украину уговорили, как и требовала Россия, принять группу наблюдателей на своих газораспределительных станциях. Источник в Еврокомиссии говорит, что в число наблюдателей предполагалось включить только европейских чиновников, но Москва все равно настаивала: пока к мониторингу не допустят представителей «Газпрома», задвижки «Газпром» не откроет. В ночь с 8 на 9 января председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу в телефонном разговоре надавил на президента Ющенко, и тот принял и это условие. Когда журнал уходил в печать, европейские наблюдатели уже прилетели в Киев.
За все время острой фазы кризиса европейские чиновники ни словом не обмолвились о цене российского газа для самой Украины. «Мы остаемся в районе $200, вокруг этой цены мы готовы работать», — сказал Newsweek замглавы украинского МИДа Константин Елисеев. Последнее предложение «Газпрома» — $470. «Соседи Украины платят по $470», — объяснил Newsweek представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. В ответ, по словам депутата Бондаренко, Украина захочет поднять цены на транзит до $9,1. «Мы пока очень неплохо себя чувствуем в этой ситуации», — старался не терять оптимизма 9 января пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский. А Партия регионов Виктора Януковича в тот же день потребовала от правительства Тимошенко уйти в отставку.
В подготовке материала принимали участие Андраш Фекете, Анна Введенская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *