В прошлую среду, утверждая губернатором бывшего мэра Якутска Илью Михальчука, архангельские депутаты ликовали. «И бизнес, и политики, и интеллигенция, и простые люди устали от отсутствия ощутимых перемен к лучшему. Внесением президентом кандидатуры [Михальчука] положен конец многочисленным слухам, домыслам, неопределенностям», — радовался глава фракции «Единая Россия» Станислав Вторый. Еще действующий губернатор Николай Киселев сидел в зале мрачнее тучи. «Стыдно, господа, — осадил депутатов вице-спикер от СПС Дмитрий Таскаев, признавшись, что ему жутко от того, как все переметнулись к новому лидеру. — А вам, уважаемый Илья Филиппович, желаю разобраться [с кадрами], а то залижут». «Залижут — выражение [Дмитрия] Медведева, он выступал об этом по телевидению», — прояснил новую линию следующий докладчик Василий Баданин.


Пока два президента в полной тишине готовят перестановки в правительстве и в Кремле, политическую паузу заполняют новые губернаторы и «Единая Россия», с которой все они так или иначе связаны. Илья Михальчук основал и возглавлял отделение партии в Якутии. Олег Ковалев, утвержденный губернатором Рязанской области за несколько дней до Михальчука в Архангельске, председательствовал — от «Единой России», естественно, — в думском комитете по регламенту. Еще в январе возглавил Смоленскую область другой депутат Сергей Антуфьев. «Говорят, нет его, а он есть!» — убеждает Newsweek в существовании партийного кадрового резерва другой видный функционер «Единой России» Артур Чилингаров.


«Я, как член бюро высшего совета “ЕР”, представлял [Михальчука в Архангельске], у меня есть список, мы теперь только так делаем», — Чилингаров издали показывал бумажку с какими-то фамилиями. Источники в Думе и в партии называют других депутатов от «ЕР», которые тоже вот-вот станут губернаторами. Но в том, что со стороны выглядит проявлением силы партии, эксперты видят ее очевидную слабость. Триумфально выиграв выборы с Путиным во главе, «Единая Россия» так и не смогла стать влиятельной корпорацией вроде КПСС. Кремлю она по-прежнему нужна только для того, чтобы держать под контролем Думу и парламенты в регионах, а бизнесменам и чиновникам — как карьерный трамплин или просто как что-то вроде записи в трудовой книжке, необходимой в поисках действительно хорошей работы.


ЗА ОДНОГО БИТОГО


Якутия запомнила, как мэр Михальчук отметил 370-летний юбилей Якутска в 2002 г. «[Президент республики Вячеслав] Штыров выделил 600 млн руб. За часть этих денег строители так и не смогли отчитаться. [Михальчук] требовал разобраться, но публично об этом не объявлял, так что в глазах общественности именно он выглядел растратчиком. Потом Штыров его как-то публично назвал “мафиози”», — вспоминает руководитель агентства Sakhalife София Булчукей. С тех пор между главой региона и мэром разгорался конфликт, потом подключилась прокуратура, несколько чиновников из окружения мэра попали за решетку, и вообще, Штыров всячески мешал работать Михальчуку, говорит обозреватель местной «Вечерки» Виталий Обедин: «Добрались даже до родных, — вспоминает он, — супругу его допрашивали. Но он боец».


Конфликт длился четыре года, и последние два из них Михальчук почти не появлялся в городе. «У них тоже было так называемое дело мэрии и похожая ситуация», — с удовлетворением отмечает бывший мэр Архангельска Александр Донской, который только что полгода провел в СИЗО и, к своему удивлению, отделался условным сроком. «Только он не заявлял, что пойдет в президенты, и вообще человек системный», — поправляется Донской. В прошлом сентябре Михальчук ушел в отставку. За месяц до отставки он приехал в Якутск и при журналистах устроил разнос своему заместителю, оставленному на хозяйстве. «На планерку к мэру надо приходить подготовленным, а не так, что вчера в правительстве [республики], — отчитывал мэр, — а сегодня здесь, передо мной. Меня раздражает ваш костюмчик, ваш галстук и ваши очки. Всё, встал и вышел отсюда. Встал и ушел».


В Якутии назначение Михальчука губернатором Архангельской области стало сенсацией, утверждает Булчукей, а Обедин и вовсе разводит руками: «Как его после всего этого назначили? Этот вопрос задает себе каждый здравомыслящий человек в Якутии». В Архангельской области на этот вопрос быстро нашли ответы. Во-первых, Михальчук все-таки восемь лет работал мэром, а не управлял молочным производством, как уходящий губернатор Киселев; он опытный, рассказывал Newsweek директор Соломбальского целлюлозно-бумажного комбината Николай Львов. Совладелец другого ЦБК, Архангельского, местный магнат Владимир Крупчак говорил, что у Михальчука хорошая «объективка» и что сам он «человек достаточно почетный». «За одного битого двух небитых дают», — подытожил местный депутат Андрей Анин, считавшийся самым преданным соратником губернатора Киселева.


Киселев стал хромой уткой после появления пленки, на которой очень похожий на него человек орудует пинцетом, чтобы не оставить отпечатков на пачках долларов, переданных ему в качестве взятки. Донской выложил ее на сайте мэрии в июле, как только Киселев поставил перед Путиным вопрос о доверии. Потом пришлось сделать вид, что ничего не было, вопрос о доверии замолчали, но до 9 марта в обладминистрации явно рассчитывали, что их шефа все же переутвердят. В Архангельске всем известно — это подтверждают Дмитрий Таскаев и глава областной «ЕР» Валерий Мальчихин, — что полпред Илья Клебанов все же внес в Кремль кандидатуры Киселева и своего зама Михаила Моцака. «Никто не знает, кого я вносил президенту», — с раздражением отнекивался Клебанов и на просьбу Newsweek назвать, кого же он тогда внес, отрезал: «Нет. И никогда называть не буду».


СВЕЖИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ


Новый руководитель Архангельской области Михальчук даже не считал нужным скрывать, что сам очень удивился своему назначению. Внезапность и непредсказуемость принимаемых в Кремле кадровых решений все давно принимают как должное, а с прошлого октября чиновники часто рассказывают историю, как Григорий Рапота из теленовостей узнал, что назначен полпредом в Южном округе вместо вернувшегося в Москву Дмитрия Козака. Полпред в Центральном округе Георгий Полтавченко — в этом уверены местные аналитики — предложил Кремлю на пост рязанского губернатора кандидатуры депутата Думы Михаила Бабича и аудитора Счетной палаты Владимира Сидорова. Так что Олег Ковалев, глава комитета Думы по регламенту, тоже до последнего момента был не в курсе, что будет руководить Рязанской областью и в первых комментариях путал ее с Ивановской.


Ковалев, как и Михальчук, входит в «Единую Россию» и раньше никак не был связан с порученным ему регионом, если не считать работы в Каширском районе Московской области, расположенном по соседству с Рязанской. Местный депутат Александра Перехватова единственная во время утверждения нового губернатора публично похвалила Ковалева: «60 лет, возраст сложившийся. Я и своим знакомым звонила на его прошлую работу, там мне сказали: “повезло вам”». Полтавченко, уговаривая парламентариев поддержать Ковалева, напирал на то, что «Олег Иванович — добрый, отзывчивый человек». Долго уговаривать не пришлось — процедура утверждения длилась от силы полчаса. Сам Ковалев сказал Newsweek, что его назначили, потому что он свежий специалист и не связан с местными элитными кланами. Буквально то же самое говорил о себе архангельским депутатам Михальчук.


«Я рад, что наконец-то пришла настоящая власть», — заявляет рязанский депутат Георгий Свид. И то же повторяют почти все рязанские политики. Экс-губернатора Георгия Шпака не то чтобы вспоминают дурным словом, скорее отмечают, что он не сумел собрать команду: «Ни иногороднюю не привел, ни тут не нашел», — жалуется бизнесмен и депутат Игорь Трубицын. А два года назад местная прокуратура уличила Шпака в нецелевом использовании средств и потребовала вернуть деньги за оплаченные из бюджета свет и газ, пианино, постельное белье, салфетки и домашние тапочки.


«Пианино купил за 520 тысяч! — возмущается старший помощник прокурора Рязанской области Дмитрий Плоткин. — Рихтер, тоже мне!» Просто приезжала заслуженная артистка, а пианино не было, и Шпак распорядился купить, еще раньше объяснял Newsweek пресс-секретарь Шпака Николай Брагин: «А зачем покупать [плохое], блин?» До уголовного дела все-таки не дошло.


Зато против бывшего мэра Рязани и лидера местной «ЕР» Федора Провоторова возбуждены целых два уголовных дела: одно связано с автоаварией, в которой погибли два подростка. Это из-за него, говорит источник в обладминистрации, партия в Рязани на муниципальных выборах 2 марта получила скандально низкие 33% голосов: «Люди ставили галочку [за партию] и вычеркивали фамилию Провоторова, так и портили бюллетени». Еще в Рязани шутят, что «ЕР» проиграла эти выборы, потому что весна пришла слишком рано и положенный в октябре к 70-летию области асфальт растаял вместе со снегом, а фамилия Шпака окончательно выпала из списка кандидатов в губернаторы.


ВЫЖАТЬ ПО МАКСИМУМУ


Обоих варягов от «Единой России» на местах приняли с видимым облегчением. Говорят, после утверждения Ковалева одна дама так и спросила со слезами в голосе члена генсовета «ЕР» Валерия Рязанцева, почему, мол, так долго не присылали Олега Ивановича. В Рязани голосовали единогласно, в Архангельске — трое против и один бюллетень испорчен. Сами назначенцы тоже довольны. По Михальчуку было видно, что он окрылен своей новой должностью. Ковалев долго лично просил думского спикера Бориса Грызлова перевести его на какую-нибудь область, рассказывает источник в партии, и в итоге Грызлов пошел с этим к Путину. Возглавлять далеко не самую процветающую область сегодня явно более привлекательное занятие, чем председательствовать в парламентском комитете.


Перед выборами в Думу «Единая Россия» даже приостановила прием новых членов — так все хотели вступить в партию. И сегодня, по данным Newsweek, чтобы получить партбилет, надо не только заручиться рекомендациями местных партийцев, но и подождать несколько месяцев. Несмотря на весь ажиотаж вокруг последних выборов в Думу, сегодня партия явно столкнулась с трудностями: она почти ни для чего не нужна, кроме как занимать депутатские кресла в Думе и на местах. Лоббистские инициативы депутатов разбиваются об организованную Кремлем железную партийную дисциплину, и почти всем им не остается никакого простора для деятельности. «Власть как была беспартийной, так и осталась», — объясняет Михаил Виноградов из Центра политической конъюнктуры. Оккупированная Дума и ее комитеты сами никаких решений не принимают.


Дума даже почти перестала принимать законы, а сама по себе партийная работа непривлекательна. «Многие депутаты переросли и Думу, и партию», — комментирует источник в парламенте. Правительство, Кремль, госбизнес — многие партийцы мечтали бы перейти на другие позиции, говорит политолог Ростислав Туровский, но хороших мест мало, и Кремль видит их ровно теми, кем они и являются — винтиками в машине политического контроля. Только для того, чтобы чем-то занять как бы слоняющуюся без дела партию, Кремль организует разные круглые столы и дискуссионные площадки, уверяет партийный источник. И вместо того чтобы утверждаться — к примеру, ставить конкретные оценки министрам, — «Единая Россия» предлагает проекты из разряда благих намерений вроде «Программы-2020», добавляет Виноградов.


Роль партии все менее очевидна, утверждает Туровский, и ее руководство такое положение вещей не устраивает — не всем же им стать губернаторами. К тому же и у действующих губернаторов на местах тоже больше нет интереса ухаживать за «Единой Россией» — следующие-то выборы в Думу еще нескоро. Наблюдатели и источники в Думе говорят, что идея провести в середине апреля партийный съезд — ведь в принципе его можно и не проводить — принадлежит самим боссам в «Единой России»: просто они не хотят, чтобы про них забыли. «Хотят выжать по максимуму из декабрьского триумфа», — объясняет Виноградов.


В Думе говорят, что съезд будет посвящен той самой «Программе-2020», как теперь принято называть план Путина. Но конкретной повестки дня съезда никто не видел, все члены президиума генсовета получили один и тот же факс с пометкой, что повестка уточняется. И сам собой родился слух, что на съезде Путин возглавит партию, присовокупив к своей будущей премьерской должности пост генсека. И в Кремле, и в партии понимают: поступи так Путин — и по позициям Медведева, который и без того делит власть с Путиным, будет нанесен еще один очень серьезный удар. А сама партия в таком случае станет больше похожа на полноценную политическую структуру, и вот тогда уже не всякий регион будет стоить парламентского комитета Думы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *