Свернув свою лунную программу, США объявили миру: человеку рано стремиться к другим планетам

Создатель первого космического корабля «Восток» Константин Феоктистов прошел долгий путь от ярого энтузиаста пилотируемых полетов до их непримиримого противника. Его последние мысли сторонникам прогресса могли показаться крамольными. «Место человека — на Земле. От его присутствия в космосе нет никакого толка, — говорил знаменитый конструктор в интервью Newsweek несколько лет назад. — Туда следует посылать только автоматические зонды». В прошлом ноябре Феоктистов скончался. А всего через два месяца его непопулярная идея неожиданно обрела очень сильных союзников.
«Мы не знаем, где закончится это великое путешествие», — говорил президент Буш-младший в 2004 году, представляя амбициозную программу освоения космоса. Он действительно не мог предположить, что путешествие закончится там же, где и начиналось, — в Белом доме и что случится это уже через шесть лет. В начале февраля президент Обама вычеркнул программу «Созвездие» из бюджета NASA, похоронив планы возвращения на Луну и покорения Марса. Все разработки, на которые космическое агентство уже потратило $9 млрд, будут прекращены. Еще $2 млрд выплатят в качестве неустоек корпорациям, которые участвовали в проекте. Позор, катастрофа — негодуют оппоненты Обамы в Конгрессе. «Если “Созвездие” закроют, полетам человека в космос, вероятно, придет конец», — пугает конгрессмен Пит Олсон. Он и его сторонники пытаются поспорить с президентом, но их шансы невелики.
Зато в России решения Обамы, кажется, ждали с нетерпением. В Роскосмосе сразу же заявили: решение Вашингтона вполне согласуется с «российским видением перспектив космической деятельности». Перспективы на самом деле выглядят туманно: и США, и Россия собираются вернуться к вопросу о полетах на Луну и Марс лет через 20. Форпостом человека в космосе пока остается Международная космическая станция, которая может прекратить работу через 10 лет. Сейчас туда летают шаттлы и «Союзы», но совсем скоро шаттлы планово отправятся в музеи, и заменить их будет нечем. Обама призывает на помощь частные компании — мол, пусть они и строят корабли для полетов к МКС, а потом берут деньги за «извоз».
Для того чтобы поддерживать ритм космической гонки и лететь все дальше и дальше, нужен политический стимул. Похоже, что его больше нет, и пилотируемая космонавтика обречена стать частью рынка. Этот рынок вряд ли приемлет далекие экспедиции с участием человека — это просто невыгодно. Если к космическим державам не вернутся их не всегда оправданные амбиции, человек еще очень долго не высунет носа за пределы околоземной орбиты. Кто-то скажет, что это трагедия. На рынке это называется избавлением от непрофильных активов.

ПРОГРАММНЫЙ СБОЙ

Еще в 2004 году, когда Джордж Буш обнародовал свою «космическую инициативу», было понятно — Белый дом выбрал не самый простой способ поднять президенту рейтинг. Перед NASA была поставлена цель повторно отправить астронавтов на Луну и сделать это через 15 лет. Для решения этой задачи начали разрабатывать программу «Созвездие». Проект подразумевал создание сразу двух аппаратов. Космический корабль Orion должен был доставлять астронавтов к Луне, а посадочный модуль Altair — обеспечивать их высадку на поверхность спутника. Запускать все эти аппараты в космос агентство планировало при помощи двух новых ракет-носителей — тяжелой Ares I и сверхтяжелой Ares V.
Неприятности у разработчиков «Созвездия» начались задолго до Барака Обамы. Смета программы росла на глазах, а сроки первых испытаний постоянно отодвигались. За все проколы приходилось отдуваться предыдущему главе NASA физику Майклу Гриффину, который отстаивал проект до самого конца своих полномочий. Впрочем, при Джордже Буше это было несложно. Но вскоре его сменил настоящий скептик.
Первым делом Барак Обама запросил отчет, в котором были бы сведены все неудачи разработчиков. Специальная комиссия опубликовала его в сентябре прошлого года, и эти выводы совсем не порадовали сторонников «Созвездия». Эксперты не отрицали саму возможность полета до Луны с помощью новых космических аппаратов, но при этом указывали, что программа потребует резкого роста затрат. Через месяц после доклада прошло первое испытание прототипа ракеты Ares I. Оно завершилось успешно, но это уже не имело никакого значения. В NASA начали ходить слухи: проект в любом случае пустят под нож. В феврале эти слухи подтвердились.
К амбициозному проекту у Обамы не только экономические претензии. Администрацию президента раздражает сама концепция возрождения старой лунной программы. Технически «Созвездие» действительно напоминает легендарный проект «Аполлон». У Обамы хватает единомышленников внутри самой NASA. «Такая лунная программа не была нужна с самого начала, — рассуждает старший научный сотрудник лаборатории реактивного движения NASA (JPL) Вячеслав Турищев. — Ставить перед конструкторами одну и ту же цель два раза — как минимум странно».
Примерно за то же самое критикуют «Созвездие» и в России. «Я не раз спорил с прошлым главой NASA Гриффином о целях американского проекта, — вспоминает заместитель генерального конструктора РКК “Энергия” Александр Деречин. — Возвращение на Луну не имеет никакого научного смысла. Для следующей цели — полета на Марс — все равно потребуются совершенно другие технологии».
Он приводит в пример радиационную защиту — ей не уделялось особого внимания в рамках «Созвездия». Полет к Красной планете займет как минимум 500 дней, большую часть времени корабль будет находиться за пределами магнитного поля Земли, а значит, станет очень уязвимым для радиации. Переспорить Гриффина Деречину так и не удалось. Все аргументы вызывали у прошлого главы NASA только раздражение. Сам он считал, что новая космическая программа позволит в будущем решать самые разные задачи. Например, говорил он, можно будет высадиться не только на Луну, но и на какой-нибудь астероид. Этого человек еще никогда не делал.
«Лунная программа была хорошо продуманным и вполне осуществимым проектом, — говорит Newsweek директор Института космической политики Скотт Пэйс. — А ставку на новые технологии разработчики не стали делать, чтобы закончить все как можно раньше». Несколько лет назад Пэйс возглавлял аналитическое управление NASA. Теперь его бывшим коллегам придется нелегко — агентство лишилось не только лунной программы. Космический корабль Orion должен был также доставлять на МКС грузы и экипажи. Устаревающие шаттлы прекращают свои полеты в этом году, и заменить их теперь нечем. Впрочем, Обаму это не сильно смущает. Он уверен, что проблему смогут решить частные компании.

СЛАВА – РОБОТАМ

Идею привлечь «частников» предложили сами менеджеры NASA. Четыре года назад агентство объявило конкурс среди компаний. Его победители получали право полноценного участия в космических программах. Они должны были самостоятельно строить космические корабли и сдавать их NASA в аренду. Майкл Гриффин думал, что это высвободит ресурсы для работы над проектом «Созвездие». Он и не подозревал, что собственноручно готовит своему детищу замену.
От желающих поучаствовать в состязании не было отбоя. В финал вышли компания SpaceX с проектом корабля Dragon и корпорация Orbital Sciences со своим грузовым Cygnus. Заодно они обязались разработать собственные ракеты-носители. Примерный срок начала полетов с уверенностью пока называют только в SpaceX. Основатель компании Элон Маск обещает, что его Dragon начнет совершать первые коммерческие рейсы на орбиту уже через три года. Этот космический корабль сможет доставлять на МКС не только грузы, но и экипаж. Причем совсем недорого — SpaceX обещает отправлять астронавтов на станцию по цене $20 млн за человека. Это в 2,5 раза дешевле, чем российский «тариф» за доставку астронавтов NASA на «Союзах».
Скотт Пэйс считает Маска большим оптимистом. «Я не уверен, что компания уложится за три года, — говорит бывший замдиректора NASA. — Мало разработать корабль для пилотируемых полетов, необходимо пройти сложную процедуру его сертификации — на это легко может уйти еще несколько лет». Александр Деречин к разработкам небольших частных компаний тоже относится с подозрением: «Пока это только игры в космос». Вероятно, такая мысль посещала и Барака Обаму. Сразу после закрытия проекта NASA подстраховалась и подключила к программе коммерческих полетов нового игрока — компанию United Launch Alliance.
Это предприятие образовано двумя аэрокосмическими гигантами — Boeing и Lockheed Martin. Создать пилотируемый аппарат такому альянсу вполне под силу, но он все равно не сможет во всем заменить Orion. Все космические корабли, на которые сделал ставку Обама, не будут летать дальше околоземной орбиты. И это вполне логично, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Ионин. «Речь идет о серьезном пересмотре отношения к космонавтике, — говорит он. — В NASA намеренно отводят пилотируемые программы на второй план». В Америке, предполагает эксперт, наконец-то перестали рассматривать космос как политический ресурс. Отныне NASA будет заниматься чистой наукой. А здесь можно прекрасно обойтись и без людей в скафандрах.
«Сейчас человеку в космосе делать нечего, — соглашается Вячеслав Турищев из JPL. — Нет, туристам за деньги — это ради бога, но с точки зрения науки это бессмысленная трата средств». Скоро так будет рассуждать большинство людей, связанных с космонавтикой, уверен Андрей Ионин. «На Америку приходится 75–80% мирового космического бюджета. Когда игрок такого масштаба меняет свои планы, это не может не повлиять на поведение всех остальных участников рынка», — говорит он.
Член-корреспондент Российской академии космонавтики Александр Железняков опасается, что другие космические державы тоже начнут сворачивать свои пилотируемые проекты, и человечество останется с одной лишь МКС. Еще несколько лет назад в Роскосмосе гордо заявляли о грядущих полетах на Марс и Луну. Теперь об этом предпочитают не вспоминать.
Совсем другое дело — Индия и Китай, которые еще не переболели пилотируемыми полетами. «Для этих стран вопрос национального престижа стоит остро», — говорит Ионин. Китай уже не первый раз заявляет о своих видах на Луну, и вполне возможно, что следующим на ее поверхности будет водружен флаг именно этой страны. Если китайцев, конечно, не обгонит железный астронавт. Над прототипом такого робота вместе с NASA сейчас работает компания General Motors. «Роботы — это неизбежный путь развития космонавтики», — говорил Newsweek Константин Феоктистов. Похоже, тут он опять оказался прав.

В подготовке статьи участвовал Никита Максимов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *