Выпустить все последние альбомы белорусской группы «Ляпис Трубецкой» стоило ее лидеру Сергею Михалку времени и нервов. Звукозаписывающие компании, во-первых, придираются, а во-вторых, забирают почти всю выручку. «Менеджеры втирают, что ты, мол, не топовый артист, тебя давно не было на ТВ, ты выпал из медиапространства», — возмущается музыкант. Теперь Михалок называет рекорд-лейблы «губительным фильтром свежих идей». А новый альбом Manifest он взял и выложил в интернет для бесплатного скачивания. Альбом появился на сайтах Afisha.ru, Afisha.ua и Tut.by 25 сентября. На момент сдачи номера в печать его скачали более 50 000 человек. Это много.
«Ляписы» одними из первых среди русскоязычных групп подхватили новый западный тренд, который — как только перерастет в мейнстрим — станет похоронным маршем музыкальной индустрии в ее сегодняшнем виде. Компакт-дискам скоро придет конец. Вот уже ровно год как западные артисты один за другим расторгают контракты со звукозаписывающими компаниями и, назло пиратам и на радость фанатам, бесплатно выкладывают свою музыку в интернет. Благотворительностью это не назовешь — на самом деле для музыкантов это единственный выход из кризиса, поразившего рекорд-бизнес с появлением файлообменных сетей и бесплатных музыкальных интернет-порталов. По данным Международной федерации фонографической индустрии (IFPI), в 2007 г. в мире не было ни одной страны, где продажи музыки на физических носителях не ушли бы в минус. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) заявляет, что продажи CD-дисков падают вот уже 8 лет. В 2000 г. в США было продано компакт-дисков на $13,2 млрд, в 2007-м — всего на $7,4 млрд. Дальше будет только хуже.
Лихорадит всех. Гиганты индустрии Vivendi Universal, Warner Music, Sony BMG и EMI, контролирующие до 90% рынка, признают, что терпят убытки. Сети музыкальных магазинов разоряются одна за другой. Пластинки все чаще попадают в сеть до официального выпуска, и от продаж музыканты получают все меньше денег. Надо было искать выход. «Наиболее чуткие из артистов решили использовать сам разрушитель — то есть интернет — себе во благо», — говорит Александр Горбачев, музыкальный критик журнала «Афиша».
Революция началась в октябре 2007 г. с группы Radiohead. Тогда их проект еще выглядел рискованным: плюнуть на посредников и предоставить фанатам возможность бесплатно и легально наслаждаться новинками. Группа отказалась от услуг компании EMI и запустила специальный сайт inrainbows.com, с которого можно было просто скачать одноименный свежий альбом. Музыканты предложили всем желающим самим заплатить за треки — кто сколько захочет.
Выглядевший слегка безумным поступок оказался очень успешным. Radiohead опытным путем доказали, что падающим продажам компакт-дисков можно противопоставить другую эффективную бизнес-модель. За первые два дня In Rainbows скачали более миллиона человек. По подсчетам компании comScore, занимающейся интернет-мониторингом, две трети меломанов скачали диск бесплатно, остальные заплатили в среднем по $6. «Честно говоря, я думал, что желающих заплатить будет больше, — признается известный нью-йоркский знаток музыки Фред Вилсон, управляющий партнер исследовательского центра Union Square Ventures. — Я вот сам заплатил $5 и ничуть не жалею: это лучший альбом группы за последние годы».
Шумиха вокруг нестандартного хода обернулась небывалым интересом к концертному турне группы — все билеты были распроданы задолго до начала тура. Музыканты Radiohead утверждают, что на одном этом турне заработали больше денег, чем от продажи альбомов за последние семь лет. Спустя три месяца группа все же выпустила альбом в привычном формате CD, и он моментально возглавил американские и британские чарты — исключительно благодаря бесплатному маркетингу в интернете, говорят эксперты.
С тех пор примеру Radiohead последовали несколько десятков крупных западных исполнителей — среди самых известных Nine Inch Nails, Oasis, Jamiroquai, Portishead, The Charlatans, Питер Гэйбриел, рэпер Сол Уильямс, знаменитая британская скрипачка Тасмин Литтл, оперная дива Барбара Хендрикс и даже супруга французского президента Карла Бруни. Боб Дилан объявил на минувшей неделе, что и его новый альбом Tell Tale Signs можно будет в течение двух недель бесплатно скачивать с сайта радиостанции National Public Radio. «Перед всеми этими артистами встал выбор: либо они обрекают себя на сужение аудитории, либо предлагают свою музыку бесплатно, при этом аудитория их увеличивается, — объясняет музыкальный критик Артемий Троицкий. — Деньги от этого не поступают, зато растут доходы от концертной деятельности и рекламы».
Буквально за год первопроходцы доказали экономическую состоятельность нового способа взаимодействия между артистами и аудиторией: один фанат слушает песни бесплатно, другой переводит за скачивание энную сумму, но они оба идут на концерт кумиров. Теперь привычный для российских исполнителей чёс — концертный тур — стал основной статьей дохода и для западных артистов. Если в 2000 г. только в Штатах зрители оставили в билетных кассах $1,7 млрд, то в 2007-м — уже более $3 млрд, показывает исследование специализированного журнала Pollstar. По данным международной компании Music Managers Forum, прибыль от продажи аудионосителей вплоть до начала 2000-х составляла две трети доходов западных музыкантов, сегодня — не более трети. Остальное — концерты.
Конечно, есть еще продажи через интернет-магазины вроде iTunes или Rhapsody, этот бизнес быстро развивается и приносит неплохую прибыль. По данным IFPI, за 2007 г. число треков, скачанных с платных музыкальных сервисов, выросло на 40%. Но на каждый скачанный легально музыкальный файл пришлось 20 нелегальных. Например, самый популярный в прошлом году трек — Girlfriend канадской певицы Аврил Лавин — был куплен за $1 в легальных магазинах 7 млн раз и нелегально бесплатно скачан 140 млн раз. Можно было бы сказать, что Аврил Лавин и ее лейбл Sony BMG не досчитались $140 млн. По приблизительным подсчетам только в США, где в 2007 г. было официально скачано 800 млн композиций, индустрия потеряла около $16 млрд.
Завидные прибыли утекают из рук музыкантов и звукозаписывающих компаний, но остановить пиратство им уже не под силу. Исполнители пытаются сохранить хотя бы часть прибыли, отдав оценку своего творчества на откуп самим фанатам, как это сделали Radiohead. А звукозаписывающие компании оказались не у дел. Эксперты IFPI считают, что CD осталось жить совсем недолго: основные потребители музыки — молодые люди до 30–35 лет, самая продвинутая и подкованная часть аудитории, они легко адаптируются к новой технике и новым форматам аудиозаписи. Но хоронить лейблы пока не стоит. Некоторые рекорд-фирмы, привыкшие жить на широкую ногу, просто скукожатся, часть уйдет со сцены, прогнозирует Троицкий, но совсем CD не исчезнут, как не исчезли с появлением компакт-дисков виниловые пластинки. «Диски станут продуктом для меломанов, профессионалов и ностальгирующих», — говорит Троицкий.
Российские музыканты на продажах дисков толком никогда и не зарабатывали. Еще до группы «Ляпис Трубецкой» некоторые отечественные музыканты экспериментировали с нестандартными релизами альбомов. Последний диск Земфиры можно было получить с первым номером журнала Citizen K, «Мумий Тролль» бесплатно разместил несколько треков из своего нового альбома «АМБА» на сайте Allofmp3.ru. «Ляписы» пошли дальше всех и переняли стратегию Radiohead, а денег с фанатов решили не брать вовсе.
Музыкальный критик Максим Кононенко, известный как Mr.Parker, делит артистов, бесплатно публикующих свои треки, на две категории: на неизвестных и бедных, которые таким образом пытаются заработать хоть какую-то популярность, и на успешных и богатых, для которых это уже новая бизнес-схема.
Сергей Михалок из «Ляписа» принадлежит ко второй категории. В день интернет-релиза нового альбома стартовал концертный тур «Ляписов». Два больших концерта в Белоруссии прошли при аншлаге. «У “Ляписа Трубецкого” релиз прошлой пластинки сложно назвать удачным: плохо сработала рекорд-компания, — говорит Алексей Козин, генеральный директор лейбла “Навигатор Рекордз”. — Хотя тот диск, на мой взгляд, был лучшим альбомом года в русском роке. Группа с таким материалом могла выйти на стадионы, но, к сожалению, осталась в клубах». Сейчас «Ляписы» гастролируют по России. «Пока заявлено 20 городов, но уверен, что список расширится. Многие захотят посмотреть на наш цирк аутсайдеров», — смеется Михалок. Если тур пройдет успешно, появятся основания утверждать, что новая западная модель шоу-бизнеса может успешно работать в России. И тогда интернет быстро заполнится бесплатной — и при этом легальной — российской музыкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *