Неоспоримым остается тот факт, что сонеты, как форма лирического стихотворения, появились в Италии, более семисот лет назад. Удобные для написания и чтения они очень быстро пришлись по душе многим лирическим писателям по всему миру, но наиболее известным лириком который писал стихи в этой форме есть великий поэт эпохи Возрождения Франческо Петрарка. Именно его творчество подчеркнула, что даже при определенной скованности формы, сонетами, с легкостью можно отразить свои лирические и философские мысли.

Эпоха Возрождения в Англии добралась несколько позже, чем в других европейских стран и закономерным было появление здесь английского сонета. Первым среди поэтов, которые заинтересовались сонетами в Англии, был сэр Томас Уайет, его считают родоначальником английского сонета. Если ярким представителем итальянских сонетов является то Петрарка одним из наиболее популярных авторов английских сонетов является Уильям Шекспир. Рассмотрим в чем заключается основное различие между сонетами Петрарки и Шекспира.

В то время как оба вида сонетов состоят из 14 строк и написаны пятистопным ямбом, они заметно отличаются между собой по форме и направленности.

Классический, или итальянский сонет имеет четкую форму и состоит из четырнадцати строк, разделенных на четыре строфы. Первые две строфы (катрены) – четырехрядовые, а следующие две (терцети) — ьрехрядовые.

Схема итальянского сонета имеет следующий вид: 4-4-3-3.

Катрены рифмовались по схеме ABBA ABBA, а последние шесть строк (терцети) рифмовались по следующим моделями CDCCDC или CDECDE.

В классическом сонете катрены и терцети часто имеют общие рифмы. В итальянском сонете каждая строка заканчивается точкой, а последнее слово является «ключевым».

Сонеты Франческо Петрарки традиционно написаны с точки зрения человека, который идеализирует любимую женщину и невероятно тоскует по утраченной любовью. В катренах преимущественно описывается конкретный случай или устанавливается основная проблема сонета, а в терцетах Петрарка обычно находит и изображает решение.

Шекспировский или английский сонет имеет особое строение и структура английского сонета отличается от итальянской. Он состоит из трех катрен с неодинаковыми рифмами и одного дистиха, или двустишья.

Форма написания шекспировского сонета выглядит так: 4-4-4-2.

Схема рифмовки английского сонета имеет следующий вид: катрены рифмовались по схеме ABAB CDCD EFEF, а заключительное двустишие GG.

Специфическое строение повлияла и на содержание. В шекспировском сонете преимущественно третий катрен является кульминацией, а конечный дистих — развязкой.

Шекспир использует катрены, чтобы по разному изобразить ту или иную ситуацию. Хоть по своей структуре его сонеты несколько похожи сонетов Петрарки, часто решение проблемы, которое он описывает в последних двух строках выглядит как остроумный комментарий автора.

В своих сонетах Петрарка пытался выразить собственные чувства к любимой женщине, делится собственными переживаниями относительно утраты Лауры и утверждает идеал, который лег в основе философии гуманизма. Что же касается сонетов Шекспира, то стоит отметить, что он пытался идти в ногу со временем. Великий драматург и поэт преимущественно воспевал дружбу, радость встречи и горе разлуки.

Между сонетами Петрарки и Шекспира больше отличных, чем сходных черт. Это касается строения сонет, стиля написания, а также содержания. Однако общим остается то, что как Петрарка, так и Шекспир в своих сонетах пытались максимально откровенно передать собственные чувства и главное, что им это прекрасно удалось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *