На прошлой неделе следователи решили достать с пыльной полки уголовное дело четырехлетней давности в отношении ряда топ-менеджеров компаний, обслуживающих Домодедово. Следственный комитет заявил о возбуждении нового производства по подозрению в «ненадлежащем исполнении требований безопасности» должностных лиц, что могло стать причиной совершения теракта в аэропорту.

Причем в этот раз правоохранители подчеркивают, что дело возбуждено также в отношении «иных неустановленных лиц из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса Домодедово». По всей видимости, речь идет о Дмитрии Каменщике (на фото) и Валерии Когане, которые официально состоят в должности консультантов, но, по мнению следственных органов, являются фактическими владельцами Домодедово.

Примерно такая же история была и в 2011 г., когда чиновники озаботились тем, что крупнейший в Восточной Европе и ключевой для Московского авиаузла (МАУ) аэропорт принадлежит непонятно кому. Истинные бенефициары скрыты за целым рядом офшорных компаний. Именно тогда заговорили о скорой смене собственников и о том, что аэропорт может отойти какой-то окологосударственной структуре. Но затем дело спустили на тормозах. Новая его «реинкарнация» стала поводом для очередного обсуждения, подвинут ли Дмитрия Каменщика и Валерия Когана или им удастся договориться с властями.

Судя по тому, что буквально через день после первой информации появилось заявление СКР об отсутствии уголовных дел в отношении предпринимателей, консенсус был найден. Однако дыма без огня не бывает. Это явно видно на недавних примерах целого ряда разбирательств с привлечением правоохранительных органов. Достаточно вспомнить историю с нефтяными активами АФК «Система». Всентябре 2014 г. основателя и владельца «Системы» Владимира Евтушенкова арестовали в рамках расследования дела о нарушениях, допущенных при покупке «Башнефти». Витоге нефтяная компания вернулась в собственность государства, а Владимир Евтушенков получил бесценный опыт.

«Хорошо, что еще до повторения истории с Михаилом Хордорковским не дошло», – говорят аналитики на условиях анонимности. Они напоминают, что у АФК очень много активов, которые государство считает стратегическими. В частности, компании Владимира Евтушенкова обслуживают системы космического слежения, участвуют в строительстве космодрома Восточный, да и один из крупнейших в стране сотовых операторов принадлежит опять же ему. «Водин прекрасный момент владелец АФК может смениться, а новый собственник занять прозападную и не слишком патриотическую позицию. Это явно не в интересах государства, как и не в интересах бизнеса вступать в конфронтацию с чиновниками в нынешних условиях», – подчеркивает один из аналитиков, не пожелавший назвать себя.

Вполне возможно, что история с «Системой» была призвана продемонстрировать всему крупному бизнесу, что неприкасаемых у нас нет. То же самое отчасти относится и к недавней ситуации вокруг «Росгосстраха», когда у крупнейшего в стране страховщика в сфере «автогражданки» приостановили действие лицензии. Все это происходило на фоне появления слухов о возможном создании госкомпании по ОСАГО. Тогда эксперты откровенно говорили, что это «сигнал рынку», другим участникам, не всегда работающим по правилам. Кто может стать следующим? Да кто угодно. Перефразируя известные слова, «был бы бизнес, а статья найдется». Хотя после перечисленных демонстративных и прилюдных «порок» вряд ли кто-нибудь захочет спорить с государством.

В этом же ключе можно рассматривать и последние отставки и «посадки» губернаторов.Тот же губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, который руководил регионом с 2007 г. и весьма спокойно себя чувствовал, несмотря на все скандалы с «золотыми» унитазами, был отправлен под конвоем в Москву и сейчас обживает апартаменты в Матросской тишине. Буквально на прошлой неделе по подозрению в хищении бюджетных средств при строительстве космодрома Восточный был задержан спикер Думы Хабаровского края Виктор Чудов. За этими фигурантами на допрос потянулись региональные министры и чиновники рангом пониже.

«Что это? Масштабная чистка в рядах региональных элит?» – задаются вопросом эксперты. Если да, то чем она вызвана и почему началась именно сейчас, а не год или два назад, когда уже было известно о колоссальных затратах того же Александра Хорошавина на поддержание собственного имиджа в местных СМИ и комфорта в губернаторском дворце? Вполне возможно, что власть пытается консолидировать бизнес, а вместе с ним и региональных чиновников в преддверии серьезных экономических потрясений, причиной которых могут стать новые санкции в отношении России. Дабы никто не думал паковать чемоданы, поглядывая в сторону Лондона, или прогибаться под западных партнеров, чтобы не навлечь на свой бизнес какие-либо ограничения.

Никита Куликов,

исполнительный директор консалтинговой компании Heads:

«Исковая давность по такого рода делам, как терроризм, в разы превышает общегражданское понятие исковой давности, поэтому можно предположить, что сегодняшний интерес СК РФ к делу о теракте в Домодедово – это далеко не последняя «реанимация» данного дела. Несомненно, в свете борьбы нашего правительства с выводом капиталов и иной антиофшорной деятельности нет ничего удивительного, что данное дело большинством граждан рассматривается как очередная попытка «экспроприировать» столь лакомый актив, несмотря на то, что до сих пор мало у кого есть понимание, кто на самом деле им владеет. Тем не менее со стороны государства такая деятельность была бы крайне необдуманной и ошибочной: одно дело – борьба с офшорами, с чем уже все смирились и в ряде случаев даже идут навстречу проверяющим органам, другое– отъем бизнеса, что в такой неспокойной экономической обстановке ничего положительного бизнес-сообществу не сообщит, а наоборот, только оттолкнет от оказания содействию правительству РФ по всем антикоррупционным и антиофшорным инициативам, столь важным для страны в целом. Таким образом, предлагаю не искать в деле экономическую подоплеку, а принять данную новость именно как желание СК РФ найти и наказать виновных в столь трагических событиях, случившихся в аэропорту Домодедово в 2011 г.».

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам менеджмент»:

«Во-первых, в нынешних экономических условиях вряд ли возможен какой-то «передел МАУ». Во-вторых, с учетом растущего грузо- и пассажиропотока в Москву все три аэропорта загружены, и объемы загрузки увеличиваются, так что нет нужды что-то отбирать у одного аэропорта и отдавать другому. В-третьих, сейчас должна идти активная подготовка всех трех аэропортов к предстоящему чемпионату мира по футболу 2018 г., и времени на различные разборки просто нет. А с учетом того, что строительство третьей ВПП в Шереметьево приостановлено и подрядчик намерен расторгнуть контракт, ситуация с перевозками участников и гостей чемпионата угрожает стать критической, и все силы сейчас должны быть направлены на решение именно этой задачи, а не на смену собственников какого-либо аэропорта».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *