В России резко обострилась борьба за экспортную газовую трубу. На прошлой неделе «Газпром» отказался подписывать агентское соглашение на экспорт газа «Роснефти» в Европу.

Согласно проекту соглашения, поддержанного Минэнерго, «Газпром» будет закупать газ у «Роснефти» поэкспортному нетбэку (экспортная цена за вычетом транспортных расходов) и поставлять его британской компании BP. Но «Газпрому» этот вариант не понравился – он не захотел создавать себе конкурента в Европе. Глава «Роснефти» Игорь Сечин (на фото слева) еще в октябре 2015 г. попросил президента Владимира Путина разрешить компании экспортировать газ для продажи BP. Вначале апреля 2016г. Сечин написал Путину новое письмо, в котором сообщил, что BP готова в перспективе увеличить закупку газа у «Роснефти» до 25–50млрд куб. м в год, если российская компания получит право на экспорт. Очевидно,что без вмешательства президента этот конфликт уже не разрешить, но глава государства хранит молчание.

«Роснефть» и другие производители борются не только за право экспорта газа, но и за ограничение тарифов «Газпрома» на его транспортировку, то есть пытаются откусить кусок пирога, который «Газпром» традиционно считает своим», – отмечает директор методического департамента Национального рейтингового агентства Максим Васин.

Вице-премьер Аркадий Дворкович (на фото справа) в борьбе Сечина с Алексеем Миллером явно занял сторону последнего: он заявил, что «Газпром» имеет право на отказ. Тем временем ФАС продолжает активно поддерживать Сечина, выступая за либерализацию газового экспорта, от которой выиграли бы «Роснефть» и«Новатэк». Замглавы ФАС Анатолий Голомолзин высказался за то, чтобы разрушить экспортную монополию «Газпрома», начав саукционов врамках единого экспортного канала. Владимир Дребенцов, главный экономист ВР, выразил полную уверенность, что «Роснефть» и «Новатэк» получат право на экспорт. Однако вице-премьер Аркадий Дворкович поспешил заверить, что пока правительство подобные перемены внормативной базе не обсуждает.

Как заявил «Ко» Максим Васин, отмена монополии «Газпрома» снизит его долю в экспорте при росте доли других производителей, поэтому борьба между «Газпромом» и другими производителями – это схватка за перераспределение ресурсов, никак не связанная с общим их количеством. «Рано или поздно отмена монополии случится, однако следует помнить, что, хотя «Газпром» владеет всеми трубопроводами, права «Газпрома» и других производителей в любом случае будут различаться»,– уверен эксперт.

«Либерализация экспорта газа для российской экономики в целом выгодна, подобное решение позволит независимым поставщикам найти новых покупателей и за счет этого увеличить долю российского газа на европейском рынке, – уверен аналитик компании Conomy Александр Янсон. – При этом с точки зрения налоговых поступлений вбюджет, вероятно, будет наблюдаться некоторое снижение, за счет усиления конкуренции «Газпром» может сократить темпы добычи, что приведет к уменьшению платежей по НДПИ. Так как у «Газпрома» НДПИ на газ является одним из самых больших в отрасли, то даже увеличение добычи прочими компаниями навряд ли сможет полностью перекрыть это снижение. Но рассмотренная ситуация возможна лишь впервое время после либерализации экспорта. Вдальнейшем налоговые поступления в бюджет будут лишь увеличиваться за счет растущих объемов добычи и поставок от независимых компаний».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *