Компания «СоКиа» основана в 2005 году, когда автомобильный рынок

был почти полностью поделен между игроками, ведущими свою историю с начала 1990-х годов. Тем не менее в настоящее время «СоКиа» контролирует

2/3 продаж популярной марки Kia и в перспективе может еще больше упрочить свои позиции. О секретах столь бурного развития компании рассказал ее генеральный директор Сергей Шабанов.

 

Компания «СоКиа» входит в состав группы «СОК», которой также принадлежит Ижевский автозавод, несколько производителей автокомплектующих и небольшая дилерская сеть по продаже автомобилей отечественных марок. В 2005 году «соковцы» развернули широкое сотрудничество с корейской KIA Motors. Перспективы выпуска автомобилей собственной марки ИЖ «Ода» тогда выглядели весьма туманными, а разрабатывать новую модель в группе «СОК» сочли занятием нецелесообразным. Основной бизнес группы «СОК» – поставка запчастей на конвейер в Тольятти – в то время переживал кризис из-за смены власти на «АвтоВАЗе». Компании необходимо было найти более стабильную нишу для работы и диверсифицировать бизнес.

Получив статус дистрибутора автомобилей Kia, «СоКиа» сразу же заключила соглашение об организации в Ижевске сборки устаревших, но доступных седанов Spectra с возможностью постепенного расширения модельного ряда. Первоначально затея выглядела весьма сомнительной, но в итоге расчет оказался верным. Spectra отлично продается по всей России, в декабре 2006 года на Ижевском автозаводе началась сборка более современной модели Rio, а до конца этого года на конвейер должен встать и внедорожник Kia Sorento.

– Почему сборка Rio началась именно в Ижевске, а не на «Автоторе»? Ведь у калининградского завода есть существенные налоговые льготы?

– Это вопрос политический, и было бы правильнее адресовать его корпорации KIA Motors. Это их решение. Насколько мне известно, у «Автотора» нет мощностей для сварки и окраски кузова автомобиля. Соответственно это предприятие не может работать по постановлению Правительства РФ №166 «О промышленной сборке», которое позволяет ввозить машинокомплекты с минимальными пошлинами. Те льготы, которые дает «Автотору» нахождение в особой экономической зоне, позволяют выгодно собирать только большие и дорогие машины с мощными моторами, а экономия при сборке автомобилей с мотором 1,4 литра у них минимальна.

У нас же, в Ижевске, создано полномасштабное производство по сборке седанов Spectra, и через год мы должны перейти к промышленной сборке модели Rio, которая сейчас собирается по отверточной технологии. Но комплектующие для этой модели уже завозятся со сниженными пошлинами.

– Заявленные объемы производства Rio на 2007 год достаточно низкие, а цены на машины по сравнению с импортируемыми снизились всего на 8000 – 12 000 рублей, что составляет не более 3% от стоимости машины. Это совсем не так много, как можно было ожидать. В чем причина?

– Объем производства 7000 машин в год – это максимум того, что нам дала корейская сторона, хотя мы могли бы продать в 2007 году и 20 000 таких автомобилей. Наши партнеры объясняют установленный лимит высокой загрузкой завода в Корее и высоким спросом на Rio на американском и европейском рынках.

Что касается цен, то на самом деле экономия при отверточной сборке, пока производство не локализовано, не так уж и высока. Кроме того, цена определяется не производственной себестоимостью, а потенциалом рынка. В прошлом году мы продали более 5000 импортированных из Кореи Rio.  Учитывая темпы роста рынка, уверен, что мы способны продать более 7000 таких машин российского производства даже без снижения цен. Вероятнее всего, цены на собранные в Ижевске Rio через несколько месяцев поднимутся – это распространенная практика, которой пользуются многие производители. В момент запуска новой модели объявляются низкие цены, что создает ажиотаж, и в головах клиентов закрепляется низкая стартовая цена, а потом, когда покупатели уже проявили интерес, цена поднимается. В нашем случае это оправдано еще и малыми квотами. Если снизить цены, мы будем обречены на многомесячные очереди, а это плохо повлияет на наш имидж.

– Получается, что Kia Rio оказывается даже дороже, чем Ford Focus, который относится к более высокому классу.

– Это маркетинговый ход. Многие автопроизводители продают базовую модель по демпинговой цене. На красивую цифру делается упор в рекламе, и формально она является очень выгодным предложением. Однако таких машин никогда не бывает в наличии, их поставляют только под заказ и ограниченными партиями, к тому же спрос на бедно оснащенные автомобили минимален. Покупатели чаще покупают автомобили с обширным набором опций по существенно более высокой цене, что целиком перекрывает потери на демпинге.

– «СоКиа» стремительно ворвалась на рынок иномарок и за пару лет стала крупнейшим дистрибутором Kia в России, как вам это удалось?

– В этом нет никакого подвоха. Раньше я работал на «АвтоВАЗе» и занимался развитием дилерской сети, этот опыт мне очень пригодился при создании компании «СоКиа». К тому же у нас была собственная дилерская сеть «СОК-Автореал», на которую мы опирались в самом начале нашей работы.

– Сейчас большинство дистрибуторов активно развивают региональные дилерские сети. Не планируете ли вы строительство новых собственных автосалонов, как это делает, например, группа «Рольф»?

– Мы уже сейчас имеем доли в уставном капитале некоторых наших дилеров, но стараемся этого не афишировать. Участие в проекте не является обязательным условием сотрудничества, просто оказывается так, что большинство наших новых партнеров, как правило, нуждаются в советах и материальной помощи, поэтому мы идем им навстречу и таким образом расширяем свой собственный розничный бизнес.

– Может быть, рассматриваются варианты сотрудничества с другими автоконцернами?

– В том, что касается завода «ИжАвто», мы сосредоточены исключительно на Kia и не хотим распылять силы на поиски новых партнеров. Нам так удобнее и проще работать, и корейская сторона видит в нас сильного партнера. Однако, кроме «ИжАвто», в состав группы «СОК» входит автосборочный завод в Сызрани. Это современное производство, рассчитанное на выпуск 40 000 автомобилей в год. Раньше оно собирало автомобили «Лада-2107» и «Лада-2109», но в августе 2006 года «АвтоВАЗ» прекратил поставки машинокомплектов, и завод остановили. Поэтому сейчас мы ищем иностранного партнера, с которым можно было бы запустить в Сызрани сборку современных автомобилей. Оборудование, установленное на заводе, позволяет собирать как дорогие машины мелкими партиями, так и массовые модели. Я пока не могу назвать конкретные марки, но мы ведем переговоры как с китайскими, так и с европейскими автопроизводителями.

– Какова судьба моделей ИЖ и ВАЗ, которые собираются в Ижевске, как долго они еще будут производиться? Насколько их сборка рентабельна?

– Производство этих моделей рентабельно и будет продолжаться до тех пор, пока на данные автомобили будет спрос. В наших планах выпускать их, как минимум, до 2009 года.

– «СОК» переживал затяжной конфликт с «АвтоВАЗом», как складываются ваши отношения сейчас? Прошлым летом прошла информация о возможной продаже «ИжАвто» ФГУП «Рособоронэкспорт».

– Я не знаю, откуда появилась эта информация, но тоже ее слышал. Как видите, завод пока принадлежит группе «СОК». Наши отношения с «АвтоВАЗом» являются рабочими.

– «Группа ГАЗ» закупает технологии, «АвтоВАЗ» пытается разработать новую машину самостоятельно, а вы работаете по лицензии. Какой из путей развития отечественного автопрома вы считаете наиболее перспективным?

– «Группа ГАЗ» пошла по достаточно сложному пути. Закупив оборудование для сборки машин, сейчас они ищут поставщиков комплектующих, и, как скоро конвейер будет готов к запуску, сказать очень сложно. Приобретать детали у поставщиков DaimlerChrysler слишком дорого, к тому же часть деталей концерн делал сам.

Для себя мы сознательно выбрали именно путь лицензионной сборки иностранных автомобилей. «ИжАвто» не обладает мощным инженерным потенциалом, чтобы разработать новую машину самостоятельно. Да и стоит ли изобретать велосипед, когда его уже изобрели. Мы – российская компания, силами наших рабочих собираем современные автомобили, которые продаются по вполне конкурентоспособной цене. А когда мы наладим полномасштабную сборку со сваркой и окраской кузова и локализуем производство комплектующих, автомобили Kia станут такими же российскими, как, например, «Жигули».

 

РЕЗЮМЕ СЕРГЕЯ ШАБАНОВА

ГОД РОЖДЕНИЯ: 1966

ОБРАЗОВАНИЕ: Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева; получил степень MBA в Академии народного хозяйства при правительстве РФ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ: С АПРЕЛЯ 2006: генеральный директор компании «СоКиа», официального дистрибутора KIA Motors в России С ЯНВАРЯ 2006: вице-президент группы «СОК» 2002 – 2005: заместитель директора

ОАО «АвтоВАЗ». Возглавлял управление организации и развития сервисно-сбытовой сети. В этой должности активно способствовал становлению на ВАЗе одноуровневой системы продаж, развитию дилерской сети, разработке и внедрению корпоративных стандартов 1999 – 2002: генеральный директор компании «СОК-Авто» (в настоящее время – «СОК-Автореал») в Москве

 

ЧТО ТАКОЕ «СОКИА»

ГОД ОСНОВАНИЯ: 2005

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: официальный дистрибутор KIA Motors в России. Входит в группу «СОК». Поставляет на российский рынок весь модельный ряд автомобилей Kia

ОБЪЕМ ПРОДАЖ: 41 416 автомобилей, по итогам 2006 года

ДИЛЕРСКАЯ СЕТЬ: 98 автосалонов в крупных регионах России

ГЛАВНЫЙ ОФИС: Москва

КЛЮЧЕВЫЕ РЕГИОНЫ: Ижевск, Самара, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Уфа

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТЫ: «Автотор», «Сандол»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *