Большинство граждан России не стремится попасть на работу в иностранные корпорации. При равных условиях труда 69,1% респондентов ВЦИОМ предпочли бы работать в российской компании, у иностранцев – всего 21,1%. Большинство противников работы у иностранцев в качестве основного недостатка называют необходимость знать иностранный язык и слишком большую нагрузку. Среди главных аргументов в пользу иностранцев – более высокий уровень зарплат, престиж и четкая организация труда. Граждане России предпочитают отечественных работодателей. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 91,7% населения трудоспособного возраста никогда не работали на предприятиях, принадлежащих зарубежным собственникам или управляемых иностранцами. Исключение составляют жители Москвы и Санкт-Петербурга. Такого опыта нет у 77,6% жителей этих городов. Согласно существующим стереотипам, российские сотрудники с удовольствием работают у иностранцев.
Принято считать, что у них если не выше зарплата, то объемнее соцпакет – оплачиваемые компанией обеды, больничные, преимущества корпоративной культуры (мероприятия для детей, совместные экскурсии). Кроме того, зарубежные работодатели регулярно выплачивают зарплату, а в некоторых случаях реализуют премиальную программу. «Кандидаты действительно ценят возможность работать в зарубежной компании. Это залог успешности, стабильности и профессионализма», – рассказала газете ВЗГЛЯД сотрудница кадровой службы одной из зарубежных компаний. Но данные исследования, проведенного ВЦИОМ 7-8 июля текущего года, говорят о прохладном отношении российских специалистов к иностранным работодателям. В опросе участвовали 1,6 тыс. человек из 153 населенных пунктов в 46 областях, краях и республиках России. При равных условиях труда 69,1% опрошенных предпочли бы работать в российской компании, у иностранцев – всего 21,1% респондентов, выяснили эксперты ВЦИОМ.
Среди патриотично настроенных граждан чаще, чем в среднем, встречаются и жители Москвы и Санкт-Петербурга, и те, у кого опыт работы в иностранных компаниях минимален, – жители небольших городов и сельской местности, люди старшего возраста. Зарубежные компании предпочитает в основном молодежь – студенты из крупных областных центров. Большинство противников работы у иностранцев в качестве основного недостатка называют необходимость знать иностранный язык и говорить на нем – такой ответ дали 20,3% опрошенных. 18,5% респондентов опасается штрафов и наказаний, почти столько же – 18,2% – недовольны недружным коллективом, в котором каждый за себя. 17,1% считает, что в иностранных компаниях к русским относятся неуважительно. Слишком большой нагрузки боятся 12,9%. А 5,9% недовольны тем, что зарплата выплачивается по результатам труда. Среди прочих минусов работы в иностранных компаниях – строгая производственная дисциплина, высокие профессиональные требования, несправедливая оплата труда, чрезмерная регламентация служебных функций. «Недовольство в отношении иностранных работодателей часто относится к восточным системам менеджмента.
Чаще других называют корейские компании, – рассказывает сотрудник агентства по подбору персонала. – В компаниях плохой английский и специфический способ ведения бизнеса, часто в нем нельзя разглядеть стратегию. Например, возможно, что на наружную рекламу будет спущен сразу весь бюджет отдела маркетинга, который потом ничего не делает до следующих поступлений». «Кроме того, все руководящие позиции занимают экспаты, а наемные работники строго контролируются, даже если должность предполагает какую-то свободу в принятии управленческих решений», – добавил представитель агентства. Никаких недостатков в работе у иностранцев не нашли 11,3% респондентов.
Среди главных аргументов в пользу иностранцев – более высокий уровень зарплат (37,6%), престиж (22,1%), четкая организация труда (21,5%), соблюдение законодательства (21,1%), стабильность (17,8%), дополнительные социальные льготы (16,2%). А 11,4% ценят возможность поработать у иностранцев за то, что в будущем это поможет найти хорошую работу. Были отмечены также уважительное отношение руководства к работнику, хорошие отношения в коллективе, корпоративный дух. Никаких преимуществ у иностранных компаний не нашли 14% респондентов. По словам сотрудника российского кадрового агентства, симпатия российских специалистов направлена в основном на европейские и американские компании. «Там другой – повыше – уровень развития рынка. Многие российские компании это учитывают – управляющие должности отдаются иностранцам», – резюмировал эксперт.