"Сумма" капиталов

Сумма

“. Смена имени объясняется тем, что компания больше не хочет позиционировать себя как портфельного инвестора, ее инвестиции – стратегические. Правда, до сих пор

зерно

было для нее побочным бизнесом. Одна из важнейших стратегических инвестиций “Суммы” – Новороссийский морской торговый порт (НМТП). В январе 2011 г. бенефициар “Суммы” Зиявудин Магомедов совместно с “Транснефтью” приобрели контрольный пакет НМТП. Порт является важнейшими воротами России для экспорта нефти по европейским направлениям. Сама сделка не могла состояться без согласия правительства, кроме того, одобрение, вероятно, было получено и на весьма интересную схему ее проведения. Альянс умудрился вложить минимум своих средств, в основном покупка была совершена на деньги Сбербанка. Продавцы, среди которых депутат Госдумы Александр Скоробогатько и друг Путина Аркадий Ротенберг, поделили $2,5 млрд, а кредит “Сбера” на $1,95 млрд “повесили” на порт.

“НМТП купили за его счет. То есть покупатель имел не деньги, но хороший административный ресурс”, – комментирует Алексей Безбородов, генеральный директор агентства InfraNews.

Личные связи

Группа “Сумма” не известна на зерновом рынке, но уже давно заметна на газовом и нефтяном, где она сотрудничает с государственной “Транснефтью”. Компания отметилась в производстве свинца и цинка, в строительстве и телекоммуникационном секторе. В пресс-релизе утверждается, что “Сумма” планирует расширять присутствие в логистическом сегменте и намерена войти в число мировых лидеров портового бизнеса, а приоритетными для нее остаются проекты в нефтегазовой индустрии. Свои финансовые показатели “Сумма” не раскрывает. Единственным ее акционером значится фирма Comp Baronetta Investments Ltd., структура собственности точно не известна, а владельцем считается Зиявудин Магомедов, чье состояние в прошлом году оценивалось в $3 млрд. Считается еще, что важную роль в управлении играет и его брат Магомед Магомедов, экс-сенатор от Смоленской области и советник председателя Совета Федерации. Имена братьев часто упоминаются на компроматных сайтах в связи с непростым прошлым, тянущимся со времен первоначального накопления капитала. В СМИ утверждается, что в плане бизнес-интересов Магомедовы связаны с Давидом Капланом, фигурирующим в нескольких громких скандалах с отмыванием грязных денег.

Свой административный ресурс братья накапливали постепенно, не прячась от социальной ответственности. Зиявудин Магомедов входит в попечительский совет Большого театра и является партнером благотворительной организации “Фонд поддержки олимпийцев России”, возглавляет попечительский совет Федерации тенниса России. В прошлом году по указу президента господин Магомедов был награжден орденом Дружбы. Теперь же, наряду с Олегом Дерипаской и Андреем Костиным, он назначен представителем РФ в деловом консультативном совете форума АТЭС 2012 года. Это может способствовать осуществлению международных сделок, ведь сейчас “Сумма” претендует на строительство нефтеналивного терминала в Роттердаме.

Эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов считает, что бизнес “Суммы” во многом вырос за счет близкого знакомства Зиявудина Магомедова с бывшим главой “Транснефти” Семеном Вайнштоком и связей с чиновниками федерального уровня. “Сумма” не раз выигрывала различные гостендеры и конкурсы. Например, занявшись телекомом, в 2006 г. “Сумма” смогла получить частоты для оказания услуг по беспроводной технологии WiMAX на территории всей России без конкурса. Считается, что Магомедовы были близко знакомы с тогдашним министром связи Леонидом Рейманом. В следующем году “Сумма” победила на конкурсе на GSM-частоты, обойдя такого гиганта, как “Вымпелком”. Одна из структур группы выиграла подряд на сложнейший заказ от “Интер РАО” на строительство энергоблока Сочинской ТЭС, оставив позади крупнейших профильных игроков.

В 2009 г. компания купила контрольный пакет генподрядчика Большого театра. Для этого, ни много ни мало, пришлось преодолеть сопротивление мэра Москвы Юрия Лужкова.
Среди проектов группы есть и такие, по которым “Сумма” сотрудничает с МЧС и МВД (в проекте “ОКСИОН” – это система видиомониторинга важнейших улиц города и информирования жителей об угрозах). Как утверждают эксперты, “Сумма” сохраняет хорошие отношения с “Транснефтью” и с ее новым руководителем Николаем Токаревым, получая выгодные контракты.

Стопроцентная маржа

Перевалка зерна через российские порты в июле 2011 года:

Новороссийский морской торговый порт – 800 тыс тонн

Туапсинский морской торговый порт – 200 тыс тонн

Мелководные порты в Таганроге, Азове, Ростове-на-Дону и др. – 1380 тыс тонн

Источник:

Российский зерновой союз

Аналитики говорят, что все-таки самое доходное направление работы группы – перевалка нефти. Вместе с “Транснефтью”, своим давним партнером, в прошлом году “Сумма” смогла получить контрольный пакет акций Новороссийского морского торгового порта. Обе компании купили 50,1% акций НМТП, который, в свою очередь, приобрел Приморский порт и теперь контролирует 70% российского нефтяного трафика в направлении Западной Европы. В то же время среди активов НМТП – крупнейший в РФ Новороссийский зерновой терминал (НЗТ) мощностью 4 млн тонн зерна в сезон. Недавно компания приобрела долю в 27,85% во втором по величине зерновом терминале Новороссийского порта – в Новороссийском комбинате хлебопродуктов (НКХП) мощностью 3,5 млн тонн. Стоимость акций составила около $40 млн. Контрольным акционером терминала является государство в лице Объединенной зерновой компании, у нее 51%.

“Сумма” воспользовалась случаем: свою долю в НКХП продавала венгерская WJ. Там разгорелся акционерный конфликт. “Среди владельцев не было согласия о развитии бизнеса. WJ не смогла продать свой бизнес целиком и распродавала его по частям. В частности, компания реализовала свой завод в России по производству растительного масла. Бизнес по производству масла в прошлом сезоне вообще не давал прибылей из-за высоких цен на масличные культуры. Возможно, этот кризис на рынке тоже подтолкнул компанию к скорейшей распродаже”, – поясняет Сергей Лищук, коммерческий директор ГК “Агросиб-Раздолье”. Он считает покупку “Суммой” стивидорных мощностей в Новороссийском порту весьма выгодным приобретением. “Цены на перевалку зерна в России – самые высокие в мире”, – подтверждает топ-менеджер транснациональной компании, занимающейся экспортом зерна. За перевалку тонны зерна в Новороссийске берут $25 при среднерыночных $15. “А экспорт зерна в перспективе будет расти. У нас урожайность масличных – 12 центнеров с га, в Европе – 18. Потенциал имеется. На рынке уже есть крупные фермеры, которые стремятся к эффективности. Крестьяне у нас уже научились выклянчивать у государства деньги и зарабатывать на сельском хозяйстве. В порты стоят очереди, есть дефицит мощностей портовой инфраструктуры. Как только в этом году открылся экспорт зерна за рубеж, пошли большие объемы”, – рассказывает Сергей Лищук.
Агентство “Совэкон” оценивает нынешний урожай в 87 – 90 млн тонн зерна, экспорт должен составить 20 млн тонн. “Это близко к рекорду, составившему 22 – 23 млн тонн”, – подчеркивает Андрей Сизов, исполнительный директор “Совэкона”. Участники рынка считают, что окупить приобретение “Сумма” сможет всего за два года. “Маржинальность перевалки зерна в России составляет более 100%. Поработав с Новороссийским зерновым терминалом, “Сумма” уже успела понять, насколько перевалка зерна – хороший бизнес. Она вошла во вкус”, – отмечает один из игроков рынка. “Сумма” в качестве миноритарного акционера получит квоты на перевалку зерна через НКХП и будет их продавать профильным игрокам.

Стивидорный монополист

Сумма

” (бывшая “Сумма Капитал”)

ГОД ОСНОВАНИЯ: в компании не уточнили

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: одна из крупнейших российских частных инвестиционных компаний
ОБОРОТ: по оценкам, превышает $1 млрд
АКТИВЫ: объединяет активы в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах, совместно с “Транснефтью” владеет контрольным пакетом Новороссийского морского торгового порта, контролирует “СУИпроект”, являющийся генподрядчиком Большого театра

Владельцы: считается, что одним из конечных бенефициаров является Зиявудин Магомедов

“Сумме” интересно консолидировать стивидорные мощности порта, она хочет усилить свое присутствие на рынке. Всего в Новороссийском порту три терминала, но третий КСК – небольшой, поэтому крупные экспортеры зерна его не используют. В основном перевалкой зерна занимаются НЗТ и НКХП”, – комментирует Алексей Безбородов. Впрочем, даже будучи миноритарным акционером, “Сумма” сможет поучаствовать в операционном управлении НКХП и его отчасти контролировать: ведь в данном случае она не просто миноритарий, но еще и владелец порта, в котором терминал расположен.

“Сумма” теперь сможет заняться налаживанием логистики в порту, организацией транспортных потоков на подъездах к терминалам и ведением переговоров с “Русагротрансом” по поводу разгрузки вагонов и т.д.”, – полагает Алексей Безбородов. Раньше из-за пробок и толчеи грузовиков с зерном в Новороссийске машины просто не могли подъехать к терминалам, вынужденным простаивать в самый разгар сезона. Правда, пока игроки рынка сомневаются, что проблема с логистикой быстро решится. “В этом году при новых владельцах обслуживание в порту стало лишь хуже, старые кадры уволили, а новые только и думают о том, как получить денег”, – сетует один из российских экспортеров зерна. В порту не стало больше порядка, сохранились пробки на подъездах и пр.

Участники рынка уверены, что миноритарный пакет акций НКХП – не сама цель. “Сумма” будет стремиться получить в собственность контрольный пакет второго зернового терминала в порту. По оценкам InfraNews, оба терминала обеспечивают около 30% перевалки российского экспортного зерна в стране. По данным Зернового союза, в этом году с начала сезона на экспорт продали 2380 000 тонн зерна, через глубоководный Новороссийский порт прошло 800 000 тонн.

Топ-менеджер одной из транснациональных компаний, занимающихся экспортом зерна, прогнозирует, что “Сумма”, вероятно, будет претендовать на

Объединенную зерновую компанию

, приватизация которой намечена на 2012 – 2013 гг. ОЗК принадлежит 30 различных предприятий и инфраструктурных объектов, в частности элеваторов. Это активы, переданные зерновой госкорпорации в 2009 – 2010 гг. “Здесь совершенно различные активы, среди них много такого, что не представляет никакой ценности, просто осталось у государства и было отдано ОЗК. Но есть и “звезды” – тот же терминал, несколько элеваторов на юге и в Сибири”, – поясняет Алексей Безбородов. “Какие-то из активов ОЗК чрезвычайно привлекательны, какие-то – нет. Это разрозненные мощности, разбросанные по всей России, – рассуждает Аркадий Злочевский, президент Зернового союза. – География слишком широкая, все мощности невозможно будет интегрировать в одну компанию. Это, кстати, является проблемой, которая мешает правильно оценить стоимость ОЗК при приватизации”. Он тем не менее считает, что, если государство сможет реалистично оценить ОЗК, на компанию найдутся притенденты. “Дело не столько в активах, ОЗК интересна как системный игрок на рынке”, – уверен Аркадий Злочевский.

Новый экспортер

Госкорпорация является агентом Минсельхоза по проведению зерновых интервенций – на дешевые кредиты Россельхозбанка она закупает зерно на рынке, когда то в избытке, и распродает, когда оно в дефиците, таким образом регулируя цены. “Почему в случае приватизации ОЗК должна лишиться этих функций? ОЗК выиграла право выступать агентом в результате тендеров, на нем могла бы победить и частная компания”, – говорит Аркадий Злочевский. Кстати, в июне Минсельхоз предложил изменить порядок финансирования интервенционного фонда: перестать использовать банковские кредиты, так как они дорожают, и выделять средства на закупку и хранение зерна из бюджета. “В наших российских условиях работать с государством и получать от него бюджетные средства, разумеется, выгодно. Впрочем, и дешевые кредиты Россельхозбанка – тоже неплохо”, – комментирует один из игроков рынка. Предположить, что функции госагента могут отойти компании с хорошим административным ресурсом, такой как “Сумма”, было бы вполне логично. В таком случае “Сумма” получит и желаемые стивидорные мощности в крупнейшем порту, и другие инфраструктурные объекты, например элеваторы в Краснодарском и Ставропольском краях, и доступ к “интервенционистским” деньгам. К тому же ОЗК является и экспортером зерна. В ее годовом отчете за 2010 г. говорится, что компания – лидер российского экспорта с долей рынка в 11%. Хотя ориентироваться на эти показатели вряд ли стоит, экспорт зерна в прошлом году из-за введенного эмбарго был незначительный. “ОЗК создана всего два года назад, и какой она экспортер, покажет этот год”, – указывает Андрей Сизов. “ОЗК сейчас сложно считать сильным игроком, компания убыточна и не представляет собой единой хорошо управляемой структуры. В ОЗК работают группы менеджеров, преследующие различные интересы”, – утверждает Алексей Безбородов. После того как госкорпорация отойдет частной группе, все может перемениться. Это будет игрок, владеющий серьезными логистическими возможностями, в частности, контролирующий крупнейшие зерновые ворота России – Новороссийский порт – и имеющий доступ к госденьгам. Не исключено, что расстановка сил на рынке поменяется, и не в пользу свободной конкуренции.


Рейтинг
( Пока оценок нет )
webnewsite.ru / автор статьи
Загрузка ...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: