Факторинговое обслуживание – высокотехнологичный процесс, требующий обработки большого количества информации. «Наличие специального

программного обеспечения

(ПО) – это не просто конкурентное преимущество, а необходимость, без ПО факторинговая компания не сможет на должном уровне удовлетворить потребности клиентов», – уверен заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании (НФК) Корнелиу Робу. «Технологичность факторинговой компании – одна из основных составляющих успеха бизнеса, – соглашается заместитель генерального директора факторинговой компании «Лайф» Александр Федоров. – Существование современного фактора невозможно без серьезной IT-платформы учета и обслуживания факторинговых операций». Он приводит в пример свою компанию, которая давно уже стала расчетным центром для нескольких тысяч клиентов и контрагентов. Если бы ФК «Лайф» не имела хорошей IT-платформы, то не смогла бы обеспечить качественное обслуживание тысяч операций, проходящих каждый день. «Для ведения бизнеса требуется автоматизация множества процедур, нужно учитывать большое количество поставок, отслеживать их оплату, безошибочно начислять комиссии и пр. Поэтому чем качественнее выполнена автоматизация бизнес-процессов, тем выше качество услуг, получаемых клиентами», – подтверждает начальник отдела информационных систем ЗАО «Русская факторинговая компания» Алексей Залинский. «Помимо всего прочего, для удобства работы клиентов у факторинговой компании должна существовать система клиентского доступа к информации через Интернет», – добавляет Александр Федоров. «Сегодня без собственных IT-платформ факторинговые компании просто не смогут работать, бизнес стал очень технологичным. При этом чем выше качество работы IT в факторинге, тем больше шансов у компании занять достойное место под солнцем», – подчеркивает директор по информационным технологиям ООО «ВТБ Факторинг» Константин Кондратюк.

Покупать или создавать?

Есть два диаметрально противоположных подхода к созданию IT-инфраструктуры факторингового бизнеса: создавать программное обеспечение самим или покупать уже готовые продукты, адаптируя их под себя. «Теперь, когда на рынке появилось много программных решений на русском языке, необходимо четко просчитать, что выгоднее для конкретной компании – воспользоваться услугами стороннего разработчика или создать что-то свое. Второй вариант более дорогой, но дает возможность оперативного и гибкого внедрения новых продуктов и индивидуальных схем в САФО и, как следствие, позволяет предложить клиентам самые оптимальные решения для развития бизнеса», – делится опытом Корнелиу Робу. Вопрос не столько в том, что продукт «собственного производства» дороже, чем «пакетный», сколько в том, что на создание собственной программной системы требуется значительно больше времени, чем на настройку уже существующей под свои нужды. Многие факторинговые фирмы сталкивались с тем, что им достаточно сложно объяснить программистам специфику своего бизнеса, которую последние должны «переложить» в программные продукты. Создание собственного ПО нередко растягивается на долгие месяцы и даже годы, так как, помимо написания, подобные системы нуждаются еще в доводке в ручном режиме. То тут, то там выявляются ошибки, а программисты зачастую весьма халатно относятся к соблюдению установленных сроков. Хотя необходимо признать, что программное обеспечение, написанное под нужды отдельно взятой компании, в наибольшей степени отвечает ее потребностям. Но есть и другой подход. «В нашем банке установлено ПО «Факторинг» компании «Инверсия», сторонней организации. Наиболее оптимальный путь, на наш взгляд, – покупка специализированного программного обеспечения и доработка его под нужды фактора. Собственные разработки, как правило, приводят к невозможности либо несвоевременности запуска факторингового проекта», – рассказывает о своем опыте начальник управления факторинга Кредит Европа банка Дмитрий Малов.

 

Курьер on-line

«Качество IT-системы в факторинге напрямую влияет на качество услуг, предоставляемых клиентам. Без хорошего программного обеспечения существенно возрастают операционные риски, поскольку специфика факторинга предполагает работу с огромным объемом данных ежедневно», – еще раз подчеркивает заместитель генерального директора «BSGV Факторинг» Артур Немцев. В факторинге учет операций ведется на основе данных первичных документов, получаемых от клиентов, а также платежей, приходящих от дебиторов. Массив данных и количество расчетов даже при обслуживании небольшой факторинговой компании, имеющей 10–20 клиентов, колоссальный. Качественное ПО максимально автоматизирует весь процесс обработки данных и соответственно качественно влияет на оперативность обслуживания клиентов. Оно позволяет в случае расширения взаимодействия с клиентом резко увеличить объем передаваемых документов и/или входящих платежей. «Также клиентам важно иметь полную и оперативную информацию по движению средств и остаткам. Без соответствующего функционала формирование подобных отчетов для клиентов занимает много времени, также при формировании таких отчетов вручную велика вероятность допущения ошибок», – предупреждает Артур Немцев. «Если нет электронного документооборота, то клиенту необходимо физически доставить в офис фактора документы по отгрузке, и только тогда он получит финансирование. На другом этапе – управление дебиторской задолженностью – IT-решения позволяют в режиме реального времени отслеживать весь процесс взаимодействия факторинговой компании с дебитором в части обеспечения своевременного поступления платежей», – рассказывает Корнелиу Робу. Один из основных индикаторов качества IT-платформы в факторинге – это ее гибкость, считают опрошенные «Ко» эксперты. «Ведь большинство возникающих проблем – это специфика конкретных клиентов (нестандартные договоры, индивидуальные модели финансирования, расхождения в учете у клиента и дебитора и пр.). Иногда такие доработки в системе внедрить очень сложно не только технологически, но и из-за долгих переговоров с клиентом», – отмечает Константин Кондратюк. Он приводит пример из своей практики, когда ООО «ВТБ Факторинг» было вынуждено пригласить к обсуждению отчетности IT-специалистов клиента (поставщика алкогольной продукции), и только после этого клиент утвердил предлагаемое решение.

 

Репутационные риски

Низкое качество IT-системы способно привести к целому ряду проблем как для фактора, так и для клиента. «Во-первых, это банально повышенные операционные риски, что может повлечь прямые убытки, – предостерегает заместитель начальника управления факторинга Юникредит банка Геннадий Золкин. – Во-вторых, отсутствие или низкое качество аналитических компонентов резко увеличивает кредитные риски и делает невозможным реальное управление дебиторской задолженностью». Кроме того, недоработанная система сильно ограничивает спектр предоставляемых фактором услуг. А отсутствие тонких надстроек в самой системе зеркально отображается на гибкости и индивидуализации предоставляемых услуг, резко снижая конкурентоспособность компании. Не говоря уже о том, что, если система не обладает достаточной производительностью, это может привести к потере уже существующих клиентов и невозможности привлечения новых. «А это потеря репутации, которую восстанавливать крайне сложно», – констатирует Геннадий Золкин.

«Я бы задал вопрос по-другому: какие IT-недоработки сказываются на клиенте в первую очередь? Когда нет доступа к личному кабинету, когда информация о факторинговых платежах появляется неоперативно. Если такие проблемы у факторинговой компании в какой-то момент присутствовали, то поддержать и развивать взаимоотношения с контрагентами в перспективе будет непросто. Вопрос доверия в факторинге является ключевым», – резюмирует Константин Кондратюк. Факторинговые компании не застрахованы и от сбоев IT-систем контрагентов. Случись сбой системы «банк – клиент» в банке, через который осуществляются платежи, и 2–3 дня клиенты факторинговой компании не понимают, что происходит на их счетах. Казалось бы, это вина банка, но репутационные риски за любой IT-сбой несет факторинговая компания. В российской банковской системе такие сбои – редкость, но факторинговые фирмы должны всегда быть готовы оперативно разобраться в нештатной ситуации и решить все проблемы, ведь от этого зависит не только их бизнес, но и бизнес их клиентов.

 

IT-компоненты

Корнелиу Робу рассказал «Ко», из каких компонентов состоит IT-платформа, используемая в НФК: «Электронный факторинг» – это высокотехнологичная система электронного документооборота, позволяющая перевести документооборот между НФК и клиентом полностью в электронную форму. Это и ускорение получения финансирования или поручительства за счет исключения бумажной волокиты, и минимизация издержек по доставке документов – клиент может отправлять документы по поставкам, например, раз в две недели, а не каждый день, и ускорение обработки документов за счет интеграции с учетной системой клиента. Второй компонент – это «е-Факторинг», который является первой в России системой обеспечения клиентов всей необходимой информацией по факторинговому обслуживанию в режиме онлайн. Данная система внедрена НФК в 2001 году с целью предоставления возможности мониторинга оплат и просрочек, а также аналитических отчетов для принятия управленческих решений. Что это дает? Во-первых, контроль движения денежных средств. Во-вторых, контроль текущего состояния дебиторской задолженности. В-третьих, контроль платежной дисциплины покупателей. И наконец, в-четвертых, возможность планировать финансовые потоки компании».
«Основные компоненты нашей платформы – это Front-Office (продажи и управление взаимоотношениями с клиентами) и Back-Office (обработка операций по финансированию, погашению задолженности, аналитика и отчетность), – говорит Константин Кондратюк. – По статистике за май 2011 года Back-Office ООО «ВТБ Факторинг» обработал более 100 000 первичных документов по поставкам клиентов, или более 5000 первичных документов в день. Это существенные объемы, но с учетом темпов роста бизнеса ООО «ВТБ Факторинг» продолжает наращивать мощность системы. Такое позволит обрабатывать на порядок больший объем документов без линейного роста затрат на сотрудников, работающих в системе. Дополнительно для анализа всех данных и прогнозирования развития бизнеса ООО «ВТБ Факторинг» сейчас создает хранилище данных с применением решений SAS и Microsoft SQL Server 2008 R2. Третий и самый важный компонент – Client-Office. Прежде всего это личный онлайн-кабинет клиента, где он видит все свои поставки и платежи (обычно это наиболее интересно клиенту), лимиты, тарифы, профинансированные и готовые реестры, акты сверки. Часть информации дублируется клиенту по электронной почте».

 

Семь раз отмерь…

Опрошенные «Ко» эксперты советуют потенциальным клиентам еще на этапе принятия решения обязательно задаться вопросом: насколько инфраструктура фактора соответствует заявляемому комплексу услуг? При наличии у вас большого числа покупателей, поставки которым осуществляются с высокой частотой, качество и функционал IT факторинговой компании играют очень большую роль. Спросите, есть ли у будущего провайдера услуг IT-технологии, способные существенно повысить качество и скорость обслуживания. Например, программа, позволяющая в режиме онлайн отслеживать состояние дебиторской задолженности и контролировать движение денежных средств. Или программа, позволяющая перевести документооборот между вами и фактором в электронную форму, когда вам не придется каждый раз по факту отгрузки товара отправлять курьера в офис фактора, чтобы передать документы по поставке и получить взамен финансирование. «Узнайте, как фактор будет добиваться получения денег от ваших дебиторов и собирается ли он это делать в принципе, не полагаясь целиком и полностью на регресс как источник возврата финансирования», – рекомендует Корнелиу Робу. «Если фактор предлагает для анализа своей работы присылать файлы, выгрузки о текущем состоянии – это повод задуматься о технологической составляющей компании. На текущий момент on-line интернет-сервис перестал быть конкурентным преимуществом и стал повседневной необходимостью для качественного контроля своих отношений с фактором и дебиторами, так что без этого элемента не стоит рассчитывать на хороший сервис», – резюмирует Александр Федоров.

 

Виктор Носов,вице-президент, директор департамента факторинговых операций ОАО «Промсвязьбанк»:

«Для факторингового обслуживания клиентов мы применяем собственное программное обеспечение, разработанное IT-подраз­делением Промсвязьбанка. Работа по сопровождению осуществляется также нашими специалистами. В рамках взаимодействия со сторонними организациями, предлагающими решения по автоматизации факторинга, мы не смогли подобрать для себя подходящее программное обеспечение. При значительном объеме операций, широкой линейке продуктов и развитой региональной сети самостоятельная разработка является единственным способом, который позволяет в приемлемые сроки адаптировать ПО к требованиям рынка, изменениям в законодательстве и внутренних методических документах банка».

 

Корнелиу Робу, заместитель председателя правления Национальной факторинговой компании:

«Все факторинговые IT-системы НФК – это наши собственные разработки. В 1999 году рыночная ситуация позволила нам основательно подготовиться, разработать и запустить мощную, гибкую и масштабируемую информационную систему, автоматизирующую все основные бизнес-процессы компании. Со дня ввода в эксплуатацию и по сей день система претерпевает множество изменений, постоянно совершенствуется, внедряются новые модули и расширяются функциональные возможности уже существующих. Сегодня САФО «НИК Фактор» объединяет в себе несколько функциональных модулей – операционный, бухгалтерский, модуль управленческого учета, модуль риск-менеджмента, модуль налогового учета, кредитный и аналитический модули. Внешние, клиентские системы – это система электронного документооборота «Электронный факторинг», позволяющая перевести документооборот при факторинговом обслуживании полностью в электронную форму, и информационно-аналитическая система «е-Факторинг», обеспечивающая клиента всей необходимой информацией по факторинговому обслуживанию в режиме онлайн».


 

факторинг

,

программное обеспечение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *