Мария Морозова, менеджер по продажам крупной автомобильной компании, раз в полгода меняет всю мебель в квартире. Говорит, чтоб не надоедало: чем чаще меняешь обстановку, тем легче относишься к жизни. Денег у Марии немного, поэтому 1 сентября и 1 июня она заходит на сайты российских интернет-аукционов и присматривает себе новые шкафы, диваны, люстры и табуретки. Одновременно она выставляет на торги надоевшую мебель. «Иногда даже удается наварить деньжат,—смеется она.—А вообще, это, конечно, больше для развлечения. Стиль жизни такой».


Российские интернет-аукционы на пике популярности: за последний год их число в Рунете выросло с 50 почти до 200, а число пользователей подобных сервисов увеличилось до нескольких сотен тысяч человек. Традиционные предлетние акции собрали аншлаги: только в «Весенней уборке» на самом крупном российском аукционе Molotok.ruболее 5000 участников торговались за 1500 лотов.


«Это даже не расцвет, это только самое его начало,—уверен Аркадий Старков, владелец недавно появившегося сетевого аукциона «Ваши ставки».—У наших людей наконец появилась культура интернет-общения, неотъемлемой частью которого во всем мире давно уже стали аукционы». По словам Старкова, еще год назад на интернет-аукцион приходили только «специалисты»—завсегдатаи мировой паутины, которые как раз и опробовали на себе все новое. Теперь, когда «система заработала», сюда потянулись обычные пользователи. «Поначалу было страшно заказывать: а вдруг не привезут, забудут, спутают. Сейчас это делают даже дети,—вспоминает Старков.—Так же, кстати, развивались онлайн-магазины».


С сетевыми магазинами у онлайн-аукционов вообще больше общего, чем с обычными аукционами, считают в аукционном доме Sotheby’s. «В большинстве своем они торгуют ширпотребом,—говорит представитель пресс-службы Sotheby’s.—С нами они не конкурируют, конечно. Для того чтобы дорасти до уровня аукционного дома и заслужить авторитет и доверие, любому сайту потребуется не один год».


На раскачку у российских интернет-аукционов ушло почти 7 лет: самый первый и самый большой сайт Molotok.ruпоявился в 1999-м, несколько лет существовал фактически в тестовом режиме и потихоньку начал набирать обороты. Несколько месяцев назад здесь был продан 10-миллионный лот, и теперь заключается приблизительно по 35 000 сделок в месяц. «Это ерунда, мы еще выстрелим,—обещает Анна Артамонова, вице-президент и директор по маркетингу и PR холдинга Mail.ru, в который входит Molotok.ru.—Для того чтобы стать по-настоящему хитовым сайтом, нам еще нужно пару лет». Тем не менее развивается портал очень быстро: за последний год количество участников торгов увеличилось на 40%—c 22 701 до 31 650 в месяц. Другие онлайн-аукционы—вроде Stavka.ru, Etorg.com, Аuctions.org.ru и Rutorg.com—тоже медленно, но верно набирают пользователей.


«Это совершенно нормальные темпы,—уверяет Джил Розоу, сотрудница администрации самого известного в мире сетевого аукциона eBay.—Мы тоже пять лет почти топтались на месте». Сейчас eBay, созданный в 1995-м, продает 2 млрд лотов в год по всему миру, и даже россияне уже приноровились делать там покупки.


Чтобы воспользоваться услугами интернет-аукциона, надо только зарегистрироваться на соответствующем сайте. После этого вы можете участвовать в любых чужих торгах и выставлять свои собственные лоты. Раскрученные сайты берут небольшую плату за посредничество—около $1; те, что помоложе, предоставляют все услуги бесплатно. Как и на настоящих торгах, участники предлагают свою цену за лот, а выигрывает тот, кто назовет большую сумму. Для простоты поиска все лоты разделены по категориям: например, на том же «Молотке» сейчас 200 000 активных торгов. Купить можно все что угодно: от зубной щетки до автомобиля и от автографа Владимира Высоцкого до ужина с Никасом Сафроновым.


«Беру всякую одежду,—говорит любительница новой мебели Маша Морозова.—Дешевле, чем в России, получается, даже если с доставкой».


Вещевые лоты—самые популярные среди российских покупателей eBay, иностранцы предпочитают изыски: они приходят сюда, чтобы найти то, чего нельзя купить в другом месте. «Русские очень специфические клиенты,—добавляет Джил Розоу из eBay.—Они очень редко покупают предметы искусства, интересные мелочи вроде частичек метеорита или смешные лоты (например, привидения в бутылке, собственная теща или лоб, живот и другие части тела “под рекламу”). Они берут только то, что может быть им полезно, то, что всегда можно использовать».


Практичность—это вообще основное качество российских онлайн-торговцев: большинство лотов, которые продают на аукционах,—подержанная техника. Старые мобильники, телевизоры, микроволновки, фены и пылесосы моментально находят покупателей; и в таких торгах всегда максимальное число борцов. Так, почти новый мобильный телефон MotorolaC650 здесь можно купить за 500 руб. (тогда как в магазинах он стоит не меньше $50).


«Это как Митинский рынок,—говорит 24-летний Алексей, который пасется на разных аукционах целыми днями.—Есть все что надо и что не надо тоже». По его словам, здесь действительно можно приобрести очень много полезных вещей. «Если не хочется кататься по магазинам и рынкам, все можно найти тут,—говорит он.—А потом, тут много оригинальных старых вещей». Последняя покупка Алексея—советская электрощетка-пылесос «Ветерок» за 300 руб.: и работает, и в квартире стильно смотрится.


Сам он объявляет аукционы почти каждый месяц: то друзья подарят что-нибудь ненужное, то мама из деревни пришлет 30 банок варенья. «А я его вообще с детства терпеть не могу,—смеется Алексей.—Вот и выставляю за символические деньги. Выкидывать-то не хочется, а кому-то вкусно будет». За варенье Алексей вообще потом деньги не берет, просто так отдает победителю—«не жалко»; а вот за лоты посерьезней—непременно. Сейчас он даже пытается «поиграть в бизнесмена»: скупать оптом «какие-нибудь ванночки для ног», а потом их подороже продавать. Прогореть не боится—думает, что спрос будет. Правда, для спокойствия будет заключать сделки только с москвичами: чтобы все вживую, без почтовых переводов. «И никаких “вечером деньги—утром стулья”,—утверждает Алексей.—Все из рук в руки, а то пошлешь товар, а денег потом не дождешься».


Риск, что один из участников торгов не выполнит свои обязательства, безусловно, есть: и воздействовать на него никак нельзя. Единственное, что может сделать обиженный—дать отрицательную характеристику на форуме и тем самым понизить рейтинг доверия обидчика.


Именно поэтому многие относятся к интернет-аукционам скептически, особенно в России, где покупатель ничем не обеспечивает свою покупку (за рубежом участники торгов предоставляют номера своих кредиток, с которых при заключении сделки автоматически списывается стоимость лота). «У нас ничто не мешает шутнику выставить в качестве лота слона,—говорит известный сетевой персонаж Антон Носик, учредитель благотворительного фонда Pomogi.orgи создатель сайтов Лента.ру, Газета.ру, Newsru.comи других.—А другому шутнику ничто не мешает сделать ставку в €100 000 за любой лот, без намерения потом его выкупать». Поэтому Антон регулярно пользуется eBay. Покупает в основном новую технику: недавно, например, приобрел аккумулятор для фотоаппарата за $0,73 плюс $5 доставка (на аукционе более 600 предложений). В Москве такая батарейка стоит 400–500 руб., есть она только в трех онлайн-магазинах, а на аукционах ее вовсе нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *