Невысокая полная женщина средних лет придирчиво осматривает корреспондентку Newsweek, пожимает плечами и морщится. Дама пролистывает несколько модных журналов, мысленно примеряя платья, юбки и свитера на журналистку и приговаривает: «Такой кожаный пиджак на золотой подкладке тебе можно, а вот эти зеленые брюки нельзя; малиновые сапоги, длина где-то до середины бедра будет — допустимо, а вот серый цвет ни в коем случае, забудь». Увидев сомнение в глазах корреспондентки, она еще раз пожимает плечами и выносит свой окончательный вердикт: «Другой вариант — тебе надо копировать стиль Владимира Путина: скромно и внушительно».
Имиджмейкер имиджмейкеру рознь. Для президентов и премьер-министров они решают крупные политические задачи: помогают им завоевать доверие широких масс. На имидж влияет буквально всё: от прически до интонаций, графика встреч и поездок и даже важнейших государственных решений, — и всё это приходится учитывать. Персональный имиджмейкер из Нижнего Новгорода Марина Агафонова — та самая, которая предложила корреспондентке Newsweek изображать Путина, — мыслит не так глобально: она лишь подбирает одежду, макияж и прическу клиентам среди нижегородского среднего класса. Но к ней тоже приходят за новым образом: молоденькие девушки пытаются преобразиться в солидных дам, а женщины средних лет стремятся вернуть себе былую свежесть.
За комплексный подбор одежды, макияжа и подходящей прически имиджмейкер Агафонова возьмет 3000 руб. И таких, как она, в России теперь тысячи. До недавнего времени позволить себе услуги имиджмейкера могла только элита — тот же «пакет», что и у Агафоновой, только по последней моде из Лондона или Парижа и вообще с изысками. Специалистов по кардинальному изменению образа сегодня можно найти почти в любом российском городе.
Спрос на новую услугу породило телевидение, конкретно — программа «Снимите это немедленно» на СТС. Зарождающийся тренд быстро ухватил Первый канал с его широким охватом — запустил шоу «Модный приговор». Смысл обеих передач в том, что профессиональные стилисты переодевают обычных женщин — чтобы получилось не просто красиво и модно, а так, как нужно.
Этой осенью известные имидж-агентства начали открывать свои представительства в регионах. Хорошо известное светской публике московское бюро «Гид по стилю» открыло филиалы в Нижнем Новгороде, Воронеже и Ростове-на-Дону. Популярное столичное агентство «Стильная персона» — в Челябинске и Ставрополе. И это только начало. Newsweek наводил справки в 20 с лишним крупнейших городах России: персональные стилисты — те, что работают сами по себе, — действительно есть везде. Более того, есть они уже даже в небольших областных центрах вроде Вологды и Калуги.
Марина Агафонова выглядит более чем экстравагантно: разноцветная фланелевая юбка, колготки в крупную черную сетку, красный замшевый плащ, зеленая блузка и массивная золотая цепочка на шее. Говорит, что работать ей приходится очень много — и без фантазии было бы плохо. «Это ты в своей Москве можешь надеть джинсы, накрасить ресницы и пойти на работу, — объясняет сложность своей работы Агафонова. — А у нас — “простота хуже воровства”. Город-то купеческий. Страз побольше, бижутерии под золото и обязательно каблуки».
В разных регионах — своя мода и свой спрос. В принципе все местные особенности стиля становятся понятны после часовой прогулки по городу, говорит Василий Коновалов, в прошлом сотрудник крупного столичного агентства. Василий из агентства ушел и за год скитаний пожил и поработал стилистом в Твери, Новгороде Великом, Костроме и Вологде. Сейчас он обосновался в Ростове и за три месяца уже наработал солидную базу постоянных клиентов. Это оказалось несложно: несколько объявлений в местных газетах и на интернет-сайтах, а дальше включается сарафанное радио. Говорит, от желающих отбоя нет, приходят по 5–6 новых клиентов в день.
«Наши люди, особенно те, которые жили при СССР, хорошо помнят, как трудно было доставать красивую одежду, — говорит Таша Строгая, ведущая той самой программы “Снимите это немедленно”. — Теперь нам хочется, что называется, оторваться, мы еще не наигрались». Поэтому, уверена Строгая, у этого бизнеса в России большие перспективы. В том числе и финансовые — первичная консультация стилиста стоит от 500 руб., совместный шопинг — от 2500 руб., подбор цветовой гаммы и силуэта — от 3000 руб. Солидные имидж-агентства тоже вводят в свой прейскурант услуги для массового потребителя. Кроме индивидуальных консультаций — 20 000 руб. — они теперь проводят групповые занятия — по $100–200 с человека.
По словам Ольги Дьяченко, заместителя гендиректора компании «Гид по стилю», спрос на стиль уже огромный и будет стремительно расти. На Западе такого нет. Там в целом не принято прибегать к посторонней помощи в выборе одежды и макияжа. Там вообще не принято выряжаться. Оксана Орлова, специалист Психологического центра на Пятницкой, объясняет пылкую российскую страсть к одежде особенностями менталитета классового, разделенного на четкие сегменты, общества. «Нам необходимо вписываться, четко соблюдать дресс-код и постоянно проходить фейс-контроль», — объясняет она. На Западе более демократичное общество, там большинство ходит в удобных джинсах и футболках, а в России, говорит Орлова, если «внешне не соответствовать определенной среде — станешь аутсайдером».
Имиджмейкеры подтверждают: клиенты приходят к ним, потому что хотят соответствовать. Наталья Сенько всю жизнь работала с крупными корпорациями, разрабатывая имидж топ-менеджерам, а в этом году полностью переключилась на частный сектор. Основные ее клиенты — программисты и бухгалтеры от 25 до 50 лет. Они неплохо зарабатывают и, как правило, совсем не интересуются модой. По ее словам, клиенты зачастую не знают даже элементарных вещей: как правильно подобрать галстук к рубашке, как общаться с продавцом в магазине.
Влад Лисовец, ведущий еще одного шоу о стиле, «Женская форма» на «Домашнем», связывает популярность услуг имиджмейкеров еще и с тем, что в России, особенно в крупных городах, появилось много магазинов самых различных марок и резко вырос ассортимент. Возникла проблема выбора: люди просто не знают, что им купить и как сочетать вещи друг с другом, чтобы выглядеть модно и стильно. «Четких правил в моде уже нет, модно и то, и другое, и третье — зависит от того, что с чем смиксовать, — объясняет Лисовец. — Где уж тут разобраться простому человеку».
Другой московский стилист Роман Белоснежный, 20-летний юноша в синей олимпийке и ярком газовом платке на шее, объясняет еще более наглядно. «Вот мой типичный клиент», — говорит он, указывая на молодого человека, который явился к нему за консультацией. Это Максим — застенчивый мужчина в ботинках Ecco, спортивной черной куртке и очках а-ля Гарри Поттер. «Всегда покупал качественные вещи, но, видимо, они меня не украшают», — тихо, будто стесняясь самого себя, рассказывает Максим, 28-летний IT-инженер. Украшающая одежда ему нужна, в первую очередь чтобы проходить фейс-контроль в дорогих клубах, а там — знакомиться с девушками.
«Самое худшее, что может быть, — лекторским тоном начинает Роман, — это ботинки Ecco. В таких сандалетах можно только в поход. Обувь должна быть в первую очередь красивой и элегантной». Ecco — универсальная полуспортивная обувь для мидл-класса, но изящества в ней и правда немного. Роман с Максимом отправляются по магазинам и первым делом покупают Максиму классические ботинки. А еще две рубашки, галстук и брюки — по словам Романа, для первого раза вполне достаточно. Все шесть часов шопинга Максим смотрит на своего наставника восхищенным взглядом и кивает на каждое слово. «Надел вещи, которые мы выбрали, посмотрел на себя и думаю: а этот парень мне нравится. Ничего такой парень», — откровенничает Максим. Фотографироваться он отказывается наотрез: не хочет, чтобы про него было известно, что он не может одеться без чужой помощи.
Роман не хочет фотографироваться по другой причине: как и большинство стилистов для мидл-класса, он работает сам по себе — не ведет бухгалтерию и не платит налогов. Помогает он не только выбрать одежду, но и сэкономить: за годы работы у него скопилась приличная пачка дисконтных карт большинства столичных бутиков. И это тоже привлекает клиентов — зачастую скидки полностью покрывают их затраты на услуги стилиста.
30-летняя Варвара Полянцева, секретарь в московской IT-компании, потратила на новый образ 15 000 руб. — парикмахер, визажист и одежда. К стилисту девушку отправил муж. «Сказал, у всех есть имидж, пусть будет и у тебя», — вспоминает она. Много лет она считала, что одевается в «классическом офисном стиле»: юбки по колено, пиджаки, брючные костюмы. Нанятый имиджмейкер объяснил Варваре, что это всё вчерашний день, что ее должность не предполагает такого строгого дресс-кода и что при ее фигуре «можно одеваться и посмелее». Худая, высокая и немного сутулая женщина пришла в ужас от предложенного платья в облипку с откровенными разрезами, но все-таки согласилась померить. И ей даже понравилось. Правда, конечно, не для работы. Рекомендацию почаще носить топы Варвара и вовсе решила проигнорировать. А вот увидев свою новую прическу — расстроилась: вместо русых кос до плеч в зеркале отразилась темно-каштановая шапка — «под горшок» а`ля Жанна Д`Арк.
По мнению Вургуна Валадова, гендиректора российского представительства британской школы имиджа СOLOR & STYLE, готовящей дипломированных стилистов, качество работы имиджмейкеров в России оставляет желать лучшего. «Сейчас кто только себя персональным стилистом не называет. Научился сочетать рубашку и джинсы — всё, уже стилист», — возмущается он. Но даже Вургун согласен с тем, что в ближайшем будущем в России персональный стилист станет обычным явлением, как личный парикмахер или косметолог. А качество придет — точно так же как на смену китайским подделкам под Gucci или Armani, в которых еще несколько лет назад ходила вся страна, пришли фирменные вещи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *