Вот уже два года экс-министр строительства Республики Татарстан (РТ) 46-летний Марат Хуснуллин возглавляет стройкомплекс Москвы. Это самый влиятельный человек в городском правительстве. В отличие от своего предшественника, депутата Госдумы Владимира Ресина, он не носит часы DeWitt за миллион долларов, не коллекционирует раритетные авто, а его жена Римма никогда не становилась героиней светских хроник. В общем, он не делает ничего вызывающего.

Марат Хуснуллин

Год рождения: 1966 г.

Место рождения: г. Казань

Образование: Казанский финансово-экономический институт (1990 г.) по специальности "экономист"; переподготовка: Открытый университет Великобритании (2000 г.) по специальности "профессиональный менеджмент". Кандидат экономических наук

Профессиональный опыт:

1986-1987 — лаборант ТСО Казанского финансово-экономического института

1987-1995 — главный бухгалтер, председатель строительного кооператива "Темп", г. Казань

1995-1997 — генеральный директор ООО "Интерпластсервис"

1997-2000 — генеральный директор ООО "Строительная торгово-промышленная фирма "Ак Барс", г. Казань

2000-2001 — заместитель генерального директора — директор по материально-техническим ресурсам, инвестициям и строительству ГУП "ПЭО "Татэнерго"

2001-2010 — министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан

С 2010 г. руководитель департамента городского строительства города Москвы, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Семейное положение: женат, трое детей

В своих выступлениях Хуснуллин чаще всего говорит о том, сколько сэкономлено бюджетных средств, ратует за типовые проекты в строительстве и упрощение процедуры согласований проектов. "По уровню своих полномочий по сравнению с прежним руководителем Владимиром Ресиным он "царь московских строек". Собянин сам не заметил, как наделил г-на Хуснуллина такими полномочиями, что тот с легкостью может поспорить по уровню влияния в городе со своим шефом", — пишет в своем блоге Михаил Дворкович, известный пиарщик и брат вице-премьера Аркадия Дворковича. С приходом Хуснуллина в московский стройкомплекс там появилось множество выходцев из Татарстана. Некоторые уже успели засветиться в скандалах.  Но, так или иначе, в столичном стройкомплексе начались иные времена, связанные с новой татарстанской командой.

Секрет эффективного менеджмента

Марат Хуснуллин экономист по образованию, но вся его карьера связана со строительством. Большую часть жизни он проработал в различных стройорганизациях Татарстана на высоких должностях, из частного бизнеса перешел управлять строительством в ГУП "Татэнерго", а оттуда уже "прыгнул" в кресло республиканского министра.

Татарстан все последние годы демонстрировал чудеса роста и экономический бум. Марат Хуснуллин на посту министра ЖКХ и строительства привлек в республику миллиарды федеральных инвестиций, прежде всего по программе "Доступное жилье". При этом у себя на родине Хуснуллин через членство в совете директоров и близких людей контролировал все ключевые госкорпорации, связанные со строительством. Но в Москве такие корпорации — частные, и собственники на волне смены команд поменялись только в "Интеко", компании Елены Батуриной. Но у крупных частных подрядчиков — "Москапстроя", "Мосметростроя", бизнес которых ощутимо поддерживается тонко настроенными связями с московским правительством, в результате прихода нового начальника началась смена акционеров, реструктуризация и прочие корпоративные метаморфорзы.

В Минрегионе в 2007 г., когда программа "Доступное жилье" уже набрала обороты, корреспонденту "Ко" неофициально рассказывали, как большинство регионов ничего не хотят делать, а Татарстан — молодец, люди оттуда тут днюют и ночуют, чтобы получить субсидии на подготовку участков для строительства. Никто тогда и предположить не мог, что здесь, в Минрегионе, куются кадры для новой столичной власти.

При этом редко кто вспоминает, что корпорации, осваивавшие эти инвестиции, контролировались не только Татарстаном, но и офшорами, которые почему-то поменялись на другие с отъездом Марата Хуснуллина из Казани. Люди, вместе с Хуснуллиным бывшие многие годы членами директоров этих корпораций, переехали вслед за Маратом Шакирзяновичем в Москву и получили высокие должности.

Бывшие коллеги

Одна из таких корпораций — ОАО "Татстрой". 80% всего, что возведено в Казани, построено его предшественником "Татглавстроем". Более 54,9% акций "Татстроя" принадлежит офшорной фирме Wetanix Enterprises Ltd. Кто стоит за этим офшором, неизвестно. Но когда Марат Хуснуллин работал строительным министром и входил в совет директоров "Татстроя", у холдинга был госзаказ. В 2011 г., когда Хуснуллин уехал из Казани в Москву, ситуация для "Татстроя" резко изменилась. Девелоперский портфель "Татстроя", имевшего в благополучные годы 1 млн кв. м ввода, сжался до одного проекта, а сама компания оказалась на грани банкротства. Об этом прямо говорил ее новый руководитель Алексей Дудов: "В 2011 г. у нас не было ни госконтрактов, ни ипотеки. Поэтому было принято решение о переходе на коммерческий рынок жилья".

Прежний гендиректор "Татстроя" Ленар Губайдуллин между тем перебрался в Белокаменную и сейчас работает гендиректором ГУП "Мосэкострой" — это заказчик города Москвы по рекультивации имеющихся на территории Московской области свалок. "Имя Хуснуллина часто связывали с социально-ипотечными скандалами, потому что он был министром, и близкие ему люди руководили строительными подрядными организациями. Например, "Татстроем", — замечает Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований. Вторая корпорация — ОАО "Ипотечное агентство РТ" — занимается выдачей ипотечных кредитов и их продажей АИЖК, это крупнейший застройщик Татарстана. ОАО "Ипотечное агентство РТ" принадлежит Республике Татарстан на 51,28%, остальные акции были у ООО "Ипотечная компания Республики Татарстан" (ИК РТ), которое, как считают в Татарстане, контролировалось Ильдусом Миннихановым, большую часть своей жизни проработавшим в дружественных Хуснуллину структурах: сначала в торгово-промышленной фирме "Ак Барс", затем в Ипотечном агентстве РТ. Но почему-то в начале 2012 г. в составе акционеров Ипотечного агентства РТ произошли изменения: ИК РТ была заменена на АН-16. Кроме того, раньше из совета директоров Ипотечного агентства РТ вышли Хуснуллин, Минниханов и первый зам Хуснуллина в строительном министерстве Татарстана Рафик Загрутдинов. В начале 2011 г. Загрутдинов стал первым заместителем руководителя департамента строительства Москвы, а Ильдус Минниханов — советником Хуснуллина как вице-мэра столицы.

Третья корпорация — ООО "Ак Барс Девелопмент" — крупнейшая девелоперская структура Татарстана, контролируемая банком "Ак Барс". Она строит в Москве, Казани, Елабуге и других городах России. Портфель проектов — более 3 млн кв. м недвижимости, 700 000 из которых возводится в настоящее время. Хуснуллин не входил в совет директоров "Ак Барса", но в молодости работал в одной из структур этого мощного холдинга. Зато московский банк "Ак Барс" возглавлял Константин Тимофеев, который в 2011 г. стал руководителем "Мосинвестконтроля". А в июне "Ак Барс Девелопмент" приступила к строительству многофункционального комплекса в историческом центре Москвы на Смоленском бульваре. Эксперты удивлялись: возведение таких объектов в центре столицы запрещено. "Отказ от политики запрета на строительство в центре офисов и торговых центров в пределах Третьего транспортного кольца уже произошел, — констатирует Илья Свиридов, собственник компании "Земельных дел контора", — причем это распространяется на исторический центр Москвы: строят на Смоленском бульваре, на Старом Арбате, в Хамовниках, на "Красном Октябре".

"У нас в Татарстане участие частных структур в капитале ОАО "Татстрой", ОАО "Ипотечное агентство РТ" не было широко известным фактом, — поясняет Ринат Билалов, шеф-редактор казанской газеты "Бизнес Online". — А сам Марат Шакирзянович со своей энергией и фантастической работоспособностью очень выделялся на фоне существующего кабинета министров, поэтому я не удивлен, что Владимир Путин обратил внимание на его выступление на партконференции "Единой России" в Нижнем Новгороде, и вскоре после этого Хуснуллин переехал в Москву".

Приключения "Москапстроя"

В отличие от Татарстана, Хуснуллин в Москве состоял в совете директоров только одной компании — "Главмосстроя" Олега Дерипаски. Этим он явно отличается от своего предшественника Владимира Ресин, трудившегося в советах директоров пяти компаний. Более того, Марат Хуснуллин передал "Ко" через своего пресс-секретаря Светлану Мудрую, что с 30 января 2012 г. он не входит в члены советов директоров ни одной компании, где у Москвы есть акции. По данным "Главмосстроя", Хуснуллин состоял в СД этой компании с 04.06.2011 по 01.06.2012. Однако кратковременная работа первого вице-мэра в совете директоров холдинговой компании "Главмосстрой" оказалась очень удачной для "алюминиевого короля" России: у "Главмосстроя" в этот период появился самый большой заказ на строительство детских садов в Москве в 2012 г.: 16 из 24 распределенных заказов на общую сумму 4,4 млрд руб.

Вообще, госзаказ — важнейший источник доходов для столичных строителей. Трехлетний объем госзаказа на строительство метро, дорог, детских садов, больниц и т.д., согласно Адресной инвестиционной программе Москвы, составляет 1,391 трлн руб. Функцию техзаказчика по этим работам с 1957 г. выполняет ОАО "Москапстрой". Техзаказчик зарабатывает до 10% от суммы заказа. Эта компания только жилья в Белокаменной построила 120 млн кв. м. До отставки Юрия Лужкова суперзаказчик контролировался его менеджментом — Леонидом Моносовым и действующим президентом Мариной Мамонтовой. В настоящее время акционеры "Москапстроя" — офшорные фирмы. Только за последний год они сменились дважды, но их бенефициары неизвестны. Газета "Ведомости" сообщала, что "Москапстрой" намеревался купить на тот момент директор департамента Минрегиона, а ныне глава Росстроя Владимир Коган, но эти слухи не подтвердились. Однако в составе совета директоров ОАО "Москапстрой" в конце 2010 г. появился Сергей Левкин, руководитель департамента градостроительной политики правительства Москвы (впрочем, у него нет ни одной акции "Москапстроя"). Этот чиновник никак не связан с Коганом, но зато связан с Хуснуллиным. Именно Марат Шакирзянович пригласил Левкина на работу в московское правительство: об этом "Ко" сказал сам Левкин. Они познакомились, когда господин Левкин был генеральным директором ОАО "Особые экономические зоны" в 2007-2010 гг. и курировал ОЭЗ "Алабуга" в Татарстане. Сам "Москапстрой" отказался комментировать ситуацию.

Правда, пока "Ко" готовил эту статью, Левкин, по словам представителя Хуснуллина Светланы Мудрой, вышел из совета директоров "Москапстроя".

Но на этом корпоративные изменения в "Москапстрое" не заканчиваются. В марте 2011 г. из состава "Москапстроя" было выделено ОАО "Москапстрой-ТН". Новая компания получила всю недвижимость "Москапстроя", главным образом офисные центры в историческом центре Москвы — на Тверской улице, Трубной площади и т.д. Самый известный из них — МФЦ "Неглинная Плаза". Отработав всего девять месяцев до конца 2011 г., ОАО "Москапстрой-ТН" начислило своим акционерам дивиденды за 2011 г., превосходящие размер чистой прибыли более чем в три раза: 2,6 млрд руб. при чистой прибыли в 773,4 млн руб.!

Эвелина Ишметова, партнер компании GVA Sawyer, отмечает, что выплата дивидендов, значительно превышающих не только прибыль, но и выручку, бывает при попытке вывода капитала из компании. А выводом капитала акционеры обычно занимаются накануне продажи компании. Так и случилось. В мае у "Москапстроя-ТН" поменялись акционеры. Еще в марте 2012 г. 47,52% этой структуры было у Леонида Моносова и 50,79% у виргинского офшора Amristar Enterprise Inc. Уже в апреле 47,52% Леонида Моносова перешли к виргинскому офшору Clear Angle Holdings Ltd, а в июне виргинские офшоры поменялись на кипрские: Pilken Enterprises Ltd и Renalor Establishment Ltd.

Вопрос, кто вместе с Моносовым (сегодня бывший лужковский глава "Мосгорзаказа" — вице-президент АФК "Система") получил 2,6 млрд руб. дивидендов, остается открытым, и никаких комментариев на этот счет получить не удалось. Но нам кажется вероятной версия, что бенефициары компании явно связаны с московским строительным комплексом. Это может быть руководитель "Москапстроя-ТН" и "Москапстроя" Марина Мамонтова. Ну а может быть и сам Марат Хуснуллин.

"Метрострой" консолидируется

Метро — одна из самых капиталоемких статей московского бюджета. В ближайшие пять лет запланировано проложить 75 км новых линий городской подземки. Это прорыв: с 2007 г. по 2012 г. введено только 25,7 км линий метро. 75 км линий будут стоить около 0,5 трлн руб. На текущий 2012 г. бюджет проекта — примерно 100 млрд руб.

Возглавит этот процесс Владимир Швецов, заместитель руководителя департамента строительства по строительству метро и транспортной инфраструктуры. Шесть лет, с 2001 г. по 2007 г., он проработал в правительстве Татарстана министром транспорта и дорожного хозяйства, и в то самое время Хуснуллин был министром строительства, ЖКХ и архитектуры.

И уже в октябре 2011 г. казанский МУП "Казметрострой", до сих пор никогда не работавший в Москве, выиграл тендер на строительство трех станций Бутовской линии ("Битцевский парк", "Улица Старокачаловская" и "Лесопарковая") и перегонных тоннелей метро. Стоимость подряда — 27,7 млрд руб.

Интересно, что на фоне щедрого госзаказа главный подрядчик метростроительства, компания "Мосметрострой", готовится к уже третьей продаже. Первая была в конце 2010 г. Контроль получило ООО "Центрострой" уже упомянутого Когана, на тот момент главы департамента строительства Минрегиона и председателя совета директоров "Мосметростроя". Отмены этих торгов добивались два участника: группа "Е4" Михаила Абызова и омское ООО "Мостовик". Но не добились. Госкомпания была продана по демпинговой цене, о чем говорили возможные покупатели, отмечая коррупционный характер сделки. При обороте в 23 млрд руб. в 2009 г. "Мосметрострой" был продан за 7,599 млрд руб.

Но сейчас "Мосметрострой" контролирует его менеджмент во главе с генеральным директором Евгением Кашиным. Некое ООО "Эврострой" (чей адрес и телефон совпадают с адресом и телефоном "Мосметростроя") скупает бывшие подразделения "Мосметростроя": "СМУ-1 Метростроя" и "СМУ-8 Метростроя", имеющие крупные подряды на строительство метрополитена.

В мае стало известно, что "Мосметрострой" будет продан в третий раз, теперь уже Андрею Бокареву, совладельцу Трансмашхолдинга. Трансмашхолдинг поставляет подвижной состав для метрополитена. Кстати, один из совладельцев Трансмашхолдинга Максим Ликсутов (состояние $500 млн по версии "Форбс"), продав свою долю в этой компании, возглавил столичный департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Таким образом, подземку курируют люди Хуснуллина и люди Собянина. Изменений в составе акционеров "Мосметростроя" пока не произошло: вероятно, у Лискутова и Бокарева есть более могущественные конкуренты из числа претендентов на "Мосметрострой" в лице строительного лобби Хуснуллина.

Интересно, что коллеги Хуснуллина не спешат комментировать секреты эффективности своего шефа. Так, руководители двух ключевых департаментов — строительства города (Андрей Бочкарев) и градостроительной политики (Владимир Левкин) — отказались сделать это. Но, как видно из происходящего, эффективным менеджером в строительстве можно быть, только имея вокруг много друзей, знакомых и земляков, а также личный интерес в успешности строительных проектов.


Четыре антикризисных решения Марата Хуснуллина

1. Отказ от строительства Четвертого транспортного кольца (ЧТК). Общая протяженность — 60 км, стоимость проекта — 1 трлн руб. Проект ЧТК трансформировался в создание Северо-Западной, Северо-Восточной хорд и Южной рокады. Стоимость новых дорог и всей сопутствующей инфраструктуры, по предварительным данным, 115,3 млрд руб.

2. Типовые станции метро. В Москве с 2011 г. по 2016 г. будет построено 75 км линий метро. Таких темпов в создании подземки никогда не было, и власти решили для придания процессу динамики и экономии бюджетных средств перейти на типовые проекты станций метро.

3. Парковки на месте газонов и на тротуарах. Объем парковочного пространства в 2011 г. увеличился в 1,5 раза — к имевшимся 1,25 млн машино-мест дополнительно было оборудовано 606 000. Но крытых парковок по программе "Народный гараж" было введено не больше 28 000 мест. В основном парковочные места делали на улицах и во дворах.

4. Сдача в аренду объектов культурного наследия "за 1 евро". Чтобы спасти памятники архитектуры, правительство Москвы решило сдать их в аренду за 1 рубль за 1 кв. м в год на 49 лет. Но при условии высококачественной научной реставрации арендуемого здания в течение пяти лет. На конец августа 2012 г. пять городских усадеб обрели хозяев. Это городская усадьба Морозовых конца XVIII — начала XIX вв. и жилой дом Н.П. Баулина (в основе — палаты XVIII века) на Николоямской улице; городская усадьба XVIII — XIX вв. архитектора Константина Буссе в Подсосенском переулке; усадьба Колесникова-Шаргиных-Сапатиной на Таганской пл., 88, стр. 1.; дом крестьянина Сысоева (знаменитый "дом с кариатидами"), расположенный по адресу Печатников пер., 7.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *