И уже после этого глава Apple Inc. появился на ежегодном гей-параде в окружении примерно 5000 сотрудников корпорации. На мероприятии раздавали футболки с логотипом Apple в окружении «радужных» цветов ЛГБТ-сообщества. Острословы даже шутят, что слоган Apple – Think Different, то есть «Думай иначе», имеет отношение не только к новинкам компании. 

Задумав «каминг-аут», то есть выход из тени, Тим Кук отметил: «Я никогда не отрицал своей сексуальной ориентации, но и не признавался в ней публично до сих пор. Теперь же хочу внести ясность: горжусь тем, что я гей, и считаю это одним из самых больших подарков от Господа». 

Тим Кук «вскрылся» добровольно, прецедентов подобного уровня до сих пор не отмечалось. Можно вспомнить разве что лорда Джона Брауна, который в 2007 г. лишился поста руководителя BP на волне скандала, последовавшего за разоблачением его гомосексуальной связи. Он открыто заявил о своей гомосексуальности, отчасти вынужденно, после решения британского суда, разрешившего предать гласности детали личных отношений лорда с его бывшим партнером, канадцем Джеффом Шевалье. При этом непосредственной причиной отставки стала ложь в показаниях Брауна под присягой. С тех пор миновало семь лет, и, как видно, для гей-сообщества в мировом бизнесе они не прошли зря. 

 

«Стеклянный чулан»

 

Тот же лорд Джон Браун вспоминает, как в свое время розничная сеть Walmart сначала пригласила его в совет директоров, а потом предложение отозвала, и это было довольно типичным решением для компаний, опасавшихся того, что присутствие в руководящих органах открытых геев и лесбиянок отвратит клиентов, покупателей и партнеров. 

Сегодня ситуация выглядит иначе, что отчасти подтверждает и выход летом 2014 г. книги Джона Брауна The Glass Closet («Стеклянный чулан»). 

Вопрос нетрадиционной сексуальной ориентации, ее открытого проявления и отношения к проблеме в целом трактуется исключительно в плоскости прав человека, и это приносит свои плоды. Борцы за права человека в США разработали даже собственный индекс корпоративного равенства, который, по мысли авторов, должен показывать уровень признания равных прав в американской корпоративной среде за геями и лесбиянками. Показатель фиксирует количество компаний, публично озвучивших свою политику приятия нетрадиционно ориентированных сотрудников, и вырос с 13 в 2002 г. до 304 сейчас.

Коллизии по этому поводу, конечно, возникают. Хотя бы потому, что пиетет по отношению к правам секс-меньшинств может идти вразрез с религиозными убеждениями сторонников традиционных ценностей. Случается, что противоречия принимают достаточно острые формы, и тогда проходят кампании бойкотов, как это имело место, например, в отношении магазинов ритейлера Target или заведений сети кофеен Starbucks. Starbucks пришлось выдержать бой из-за слов своего гендиректора Говарда Шульца, который на годовом собрании акционеров в 2013 г. подтвердил приверженность компании идеалам diversity, включая поддержку однополых браков. Когда один из акционеров Starbucks и основатель борющейся за чистоту корпоративной морали организации The Corporate Morality Action Center спросил, не подрывает ли это котировки, в ответ от Говарда Шульца под шквал аплодисментов аудитории он получил отповедь: «Если вы, при всем моем уважении, можете найти где-то доходность выше наших 38% за прошлый год, то ведь это свободная страна:  вы можете продать акции Starbucks и купить бумаги другой компании. Большое спасибо». 

Бойкотировали и итальянский бренд пасты Barilla, хотя и по иным причинам. Глава фирмы, 55-летний внук ее основателя Гвидо Барилла, напротив, заявил, что Barilla не будет снимать рекламные ролики с однополыми семьями. И тут сразу началось такое, что стоило Гвидо Барилле и его предприятию многих месяцев нервной жизни и серии из восьми встреч с различными группами и организациями ЛГБТ. В итоге, сколько итальянцы ни объясняли, что Италия – католическая страна и, скажем, в Палермо домохозяйки и их мужья уж точно не готовы воспринимать ЛГБТ-ценности на фоне любимой пасты, пришлось все-таки пообещать, что Barilla будет крепко думать о том, как сделать свою рекламу более «инклюзивной», то есть включающей все разнообразие современного мира. 

В некоторых американских штатах, например в Аризоне, предпринимаются попытки провести законы, разрешающие ритейлерам, исходя из собственных религиозных воззрений, отказывать в приеме на работу лесбиянкам, геям, бисексуалам и трансгендерам. Но законопроекты такого рода наталкиваются на ожесточенное сопротивление, а крупные компании даже считают возможным и целесообразным вмешиваться в процесс, выступая лоббистами интересов меньшинства. Наложить на законопроект вето губернатора Аризоны (женщину) призывали в том числе American Airlines, AT&T, Delta Airlines, Intel, Marriott, PetSmart, Starwood, Yelp. «Со всей ответственностью заявляю, что предлагаемый законопроект вызывает колоссальную озабоченность наших сотрудников, особенно тех, кто живет и работает в Аризоне», – цитирует американская деловая пресса обращение к губернатору штата со стороны генерального директора авиаперевозчика American Airlines Дуга Паркера.

 

Производитель чипов Intel (около 12 000 сотрудников в Аризоне) в свою очередь сообщил властям штата, что законопроект входит в прямое противоречие с корпоративной политикой пресечения дискриминации, в основе которой лежит признание ценности того, что по-английски называется diversity и по-русски может примерно описано как разнообразие на работе. По некоторым данным, руку к делу приложила и Apple: представители компании, которая ранее анонсировала планы по строительству в Аризоне нового производства и созданию там около 2000 новых рабочих мест, связывались с губернатором по поводу антигейского законопроекта.

А всего, по некоторым данным, четыре компании с планами расширения деятельности в Аризоне пригрозили губернатору отказом от них, если только она не заблокирует документ. Даже ассоциация испаноязычных адвокатов заявила, что в таком случае не будет больше никогда проводить в Аризоне свои съезды. 

Но ярче всех «выступила», кажется, пиццерия в аризонском захолустном городишке Таксон. Владелец заведения Rocco’s Little Chicago Pizzeria вывесил объявление о том, что пиццерия оставляет за собой право отказать в обслуживании законодателям штата. Тут, правда, остается лишь гадать, имеет место чистый порыв в борьбе за равноправие или хитрый ход в борьбе за рекламу, поскольку благодаря объявлению пиццерия попала в эфир федеральных телеканалов. 

 

Алло, мы ищем таланты

 

Нетрадиционная сексуальная ориентация в некоторых случаях даже может составлять что-то вроде конкурентного преимущества при приеме на работу. А некоторые работодатели, не афишируя этого, не прочь целенаправленно подбирать для себя именно ЛГБТ-сотрудников. Во всяком случае, небольшое рекрутинговое агентство Heidrick & Struggles, занимающееся подбором топ-менеджеров, нашло и разрабатывает, среди прочего, именно эту нишу. Агентство привлекло к совместной работе еще четыре более мелкие кадровые фирмы, владельцы которых принадлежат к разного рода меньшинствам.

 

По мнению Heidrick & Struggles, это дает возможность сделать списки кандидатов для заказчиков более разнообразными (по американским законам, работодатель не имеет права вводить в список пожеланий к качеству кандидатов дискриминационные критерии, но ничто не мешает им просить рекрутеров готовить шорт-листы кандидатов с максимальным разнообразием). И одна из привлеченных фирм – McCormack & Associates, специализирующаяся как раз на подборе кадров из числа сексуальных меньшинств. Да, конечно, большинство клиентов McCormack & Associates – организации, имеющие отношение к борьбе с распространением СПИДа и т.п., но фирма, как пишут американские СМИ, занималась выполнением заказов издательства Scholastic и компании Johnson & Johnson. 

Причин заинтересованности в ЛГБТ-сотрудниках несколько. Некоторые работодатели считают, что чем разнообразнее коллектив, тем больше это понравится клиентам и партнерам, а компания таким образом окажется на острие тренда. Кроме того, по данным некоторых исследований, сотрудники традиционной ориентации охотнее работают в подчинении тех, кто традициям чужд. И самое простое: среди геев и лесбиянок действительно немало талантливых и трудолюбивых людей.

В США проявляет активность объединение компаний, принадлежащих представителям ЛГБТ-сообщества, которое так и называется – Национальная торговая палата геев и лесбиянок. Она представлена как в офлайне, так и в Интернете, включая социальные сети. Работает она с 2002 г. и представляет собой, по существу, лоббистскую группу, функционирующую, насколько можно понять из общедоступных источников, на средства спонсоров.

 

Свою роль палата видит в том, чтобы служить рупором ЛГБТ-сообщества в бизнесе, прежде всего всемерно облегчая существование малым и средним бизнесам, принадлежащим ЛГБТ-предпринимателям. Палата называет себя крупнейшей подобной организацией в мире, не публикуя при этом на сайте ни списка членов, ни перечня партнеров. Впрочем, как следует из материалов сайта палаты, спонсором ее намеченного на 21 ноября ежегодного обеда, который пройдет в Вашингтоне, выступает American Airlines, а корпорацией года палата намерена объявить Marriott International.

В США регулярно проводятся, скажем, ярмарки вакансий для студентов и выпускников бизнес-школ нетрадиционной сексуальной ориентации. И приходят на эти мероприятия не только они, но и исповедующие традиционные взгляды молодые люди – в поисках, возможно, более привлекательных условий труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *